Раздел 4: Реальная история Адама и Евы
Прежде чем мы рассмотрим вышеупомянутую библейскую историю и попытаемся выяснить ее реальное значение и толкование, давайте напомним себе, что эти традиции Бытия, как мы их знаем сегодня, были составлены и составлены книжниками Израиля после их возвращения из изгнания в 3 или 4 веках до нашей эры. В веках до их окончательного составления в эти традиции вносились дополнения и изменения, установленные современными исследователями Библии. Поэтому нам придется принять во внимание основные черты истории и проигнорировать приведенные выше забавные детали, введенные в нее.
История Адама и Евы также рассказана в Священном Коране, и мы будем иметь в виду кораническую версию, надеясь, что она поможет нам понять истинные черты истории. В конце этого раздела «арабский аспект» истории Адама также будет представлен в свете исторических свидетельств, библейских ссылок и исламских традиций.
(4а) Адам и его сад
Адам был богатым и праведным человеком , который владел участком земли около Ирака в Месопотамии. Он превратил землю в поместье, называемое «Сад Эдема». ( Пятитомный комментарий к Священному Корану , сура аль-Араф, гл.7: стих 12)
Когда Бог благословил его усилия и назначил его Своим Пророком, он начал работать для благосостояния и морального подъема людей в округе. Он научил их основам языка и сельского хозяйства; и призвал их покрывать себя, жить в общинах и помогать друг другу в различных социальных и моральных областях. Многие хорошие люди, в основном молодежь, присоединились к нему, и они начали учить и проповедовать свой новый социальный порядок среди других племен вокруг них. ( Тафсир-э-Кабир Хазрата Мирзы Башир-уд-Дина Махмуда Ахмада, том 7, изд. 1986 г., сура ан-Намл, гл. 27, т. 4, стр. 332)
Но одному дикому и злому племени не понравились реформаторские действия Адама , и оно отвернулось от него. Они начали планировать свергнуть его поместье и разрушить его планы реформировать общину. Бог открыл Адаму злые замыслы этих людей и предупредил его «не приближаться к этому дереву (т. е. племени)». (Дерево означает племя, как у нас есть «генеалогическое древо»). «Иначе», сказал Бог, «ты навредишь себе» (Библия, «ты умрешь»). Как и советовал Бог, Адам избегал контактов с этими негодяями и успешно продолжил свою миссию.
Однако его враги продолжали думать о том, как возродить свои отношения с Адамом и его общиной, чтобы осуществить свой зловещий план против них. Вскоре они разработали план. Они решили обратиться к Адаму как к его искренним друзьям и последователям и попытаться убедить его в своей искренности и заставить его ослабить запрет, который он наложил на их взаимные отношения. Однажды вождь этого дьявольского племени отправился к Адаму как и заверил его, что он и его люди теперь изменили свое мнение и что они протягивают ему «дружескую» руку сотрудничества.
Этот «дьявол» утверждал, что в интересах всех них возобновить свои взаимоотношения. (В Библии говорится, что он сначала поговорил с женой и убедил ее до того, как это произошло с Адамом. Использование жены для убеждения мужа вполне понятно. Возможно, это племя было девичьим племенем его жены.). Согласно Священному Корану, дьявол поклялся им, что он их доброжелатель и искренний советник. Он заверил их, что если они объединятся, их миссия получит большой импульс, «их глаза откроются» от удивления, и они будут «жить вечно». ( Пятитомный комментарий к Священному Корану , сура аль-Араф, гл. 7: стих 21-22 и сура Таха, гл. 20: стих 121-122)
(4б) Адам как обманутый
Видя, что обстоятельства изменились и основания для запрета на взаимные контакты больше недействительны, Адам согласился возобновить взаимные отношения. Он попал в ловушку, расставленную его врагами, и результат был катастрофическим. (Он приблизился к «запретному дереву»). Люди этого племени (дерева) вызвали серьезные расстройства и беспорядок в божественной общине Адама и стали причиной его падения. (Как змея, спрятавшаяся в траве, дьявол укусил его, спрятавшись под видом друга.)
Обычно простые и невинные люди очень расстраиваются даже при малейшем промахе с их стороны; и здесь благородный человек духовного калибра Адама был вынужден пренебречь определенной божественной заповедью, что привело к большой потере для него и его общины. Хотя он и его жена стали жертвами обмана и не действовали преднамеренно, тем не менее, они забыли соблюдать божественную заповедь, и их духовные отношения с их Создателем были нарушены. Поэтому они, естественно, были очень обеспокоены и огорчены.
Их «глаза открылись», когда они с ужасом осознали, что, несмотря на всю свою набожность и добродетели, они все еще были всего лишь слабыми и уязвимыми людьми. Охваченные своей нечистой совестью, Адам и Ева почувствовали себя настолько пристыженными, как будто с них сорвали все их одежды праведности и невинности, и они стояли «нагими» перед своим Создателем, боясь предстать перед Ним. Они отчаянно хотели спрятаться где-нибудь, если бы могли. ( Там же. )
(4c) Адам, привлеченный к ответственности
Их Создатель увидел ошибку, которую они совершили, и как они теперь страдали из-за нее. Он сказал им: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам: воистину, сатана для вас открытый враг?» Они проявили свое раскаяние и покаялись, но этого было недостаточно. Бог попросил их просить у Него прощения такими словами:
«Они сказали: «Господи наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе. И если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, то мы непременно окажемся в числе потерпевших убыток» (Сура «аль-Араф», гл. 7: аяты 23-24).
Они просили прощения у Бога, и их молитва была принята, и таким образом духовный ущерб был восстановлен, но физический и социальный ущерб, нанесенный им, все еще был. Чтобы восстановить этот ущерб и спасти их от дальнейшего вреда, Бог предупредил их, что в этой области есть враги, и что они и их члены, поэтому, должны покинуть это место и переселиться в другую, более безопасную землю. ( Пятитомный комментарий к Священному Корану , сура аль-Араф, гл. 7: стих 22-25 и сура Таха, гл. 20: стих 122-124)
(4d) Ущерб устранен
В Библии говорится, что Адам и Ева прикрыли свою наготу «листьями смоковницы». В Коране упоминается, что они использовали «листья сада», чтобы прикрыться. На языке видений «листья» означают, среди прочего, «благородное потомство» и «праведную молодежь» общины. [Сны и их значение в старой арабской традиции Йехии Гауды, Vantage Press, 2006, стр. 304] Таким образом, в этих символических словах говорится, что для того, чтобы прикрыть свои слабости и исправить ущерб, нанесенный общине, Адам сплотил вокруг себя благородных молодых людей общины, обучил и организовал их и таким образом восстановил социальную структуру и физическую силу общества. ( Там же. )
Конечно, на новой родине ему и его народу пришлось очень много трудиться. Как говорит Библия, «в поте лица своего» им пришлось удалять «тернии и волчцы» с этой чужой земли, чтобы поселиться там и возделывать ее, «чтобы произрастить полевые травы и есть хлеб свой». Однако, несмотря на все трудности и противодействие, они в конечном итоге смогли выполнить свою миссию реформирования и улучшения общества.
(4e) Куда переселился Адам ?
Прежде чем продолжить библейское повествование об Адаме и его «грехе», давайте попробуем выяснить, куда Адам мог мигрировать после своего так называемого «падения» в Эдемском саду. В истории Аравии и в некоторых исламских традициях у нас есть много весомых подсказок по этому вопросу. Знания, полученные в этом отношении, также помогут нам понять другие сложные ситуации, с которыми мы можем столкнуться по мере дальнейшего изучения Книги Бытия.
(4e-i) Адам как в Аравии
Некоторые исламские традиции упоминают Адама как человека, жившего в Аравии, где он, как говорят, построил «Каабу», которая была святым местом для арабов на протяжении всей их известной истории. Даже некоторые немусульманские ученые признали, что «Кааба считалась священной с незапамятных времен» и что «[…] традиция представляет Каабу с незапамятных времен местом паломничества со всех концов Аравии. Столь обширное почтение, должно быть, началось в чрезвычайно отдаленные времена». (Диодор Сицилийский и Уильям Мьюир, как указано в Пятитомном комментарии к Священному Корану , сура аль-Хадж, гл. 22: ст. 30)
Священный Коран подтверждает эти наблюдения о Каабе, называя ее «первым Домом, основанным для человечества, является тот, что в Бекке» (сура «Аль-Имран», гл. 3: V.97), очень «Древним Домом» (сура «Аль-Хадж», гл. 22: V.30,34); и «Аллах сделал Каабу, неприкосновенный Дом, как средство поддержки и возвышения для человечества» (сура «Аль-Маида», гл. 5: V.98). Итак, если не святой человек, такой как Адам , кто еще мог подумать о строительстве дома для Аллаха в ту «крайне отдаленную эпоху», когда наша цивилизация даже не зарождалась?.
Предания гласят, что Адам и Ева жили там со своими детьми и были похоронены там около Каабы. ( Энциклопедия ислама , под заголовком «Адам» Тоттоли Роберто) Похоже, что после «несчастного случая» в «саду Эдема» Адаму было рекомендовано Богом переселиться со своей семьей и последователями в западную часть Аравийского полуострова, известную как «Хиджаз » , и поселиться там вдоль побережья Красного моря. Они постепенно размножались и превратились в различные племена, которые распространились по большой части Аравийского полуострова. Однако на протяжении столетий большинство этих «первоначальных жителей Аравии» исчезли с лица земли по разным причинам и стали называться «исчезающими арабами» ( Аль-Араб аль-Баида ). ( Сират Хатам ан-Набиййин са Хазрата Мирзы Башира Ахмада ра , под заголовком «[Аравия и ее] жители»)
(4e-ii) Ной и его сыновья в Аравии
Некоторые из выживших племен Адама, как потомство, размножились и распространились в юго-западной части Аравии, пока эта область не стала перенаселенной. Поэтому им пришлось постепенно двигаться на север вдоль побережья Красного моря и, войдя в Плодородный полумесяц, заселить Месопотамию и прилегающие к ней области.
Более тысячи лет спустя, когда Ноев потоп произошел в этой области, Ной как , «второй Адам», также мигрировал со своей семьей и последователями вниз в ту же юго-западную область Аравии Хиджаза , где была Кааба. Согласно южноаравийской традиции, Шем, сын Ноя, основал Мариб, столицу Йемена, которая находилась недалеко от Саны, которая сейчас является современной столицей Йемена. ( Пятитомный комментарий к Священному Корану , сура аль-Бакара, гл. 2, стих 128 и сура аль-Хадж, гл. 22: стих 30)
То, как после Потопа племена, произошедшие от Сима и Хама (сыновей Ноя), мигрировали и распространились по всему Аравийскому полуострову, описывается в библейском словаре/комментарии следующим образом:
«[…] Аравия в конечном итоге стала домом для многих послепотопных семей, перечисленных в десятой главе Книги Бытия. В семитской ветви Иоктан (араб. «Кахтан») породил глав примерно тринадцати различных аравийских племен; в то время как трое потомков Арама, Уц, Гетер и Маш, по-видимому, поселились на севере Аравии и в Сирийской пустыне […] Из хамитской ветви несколько потомков Хуша, включая Хавилу, Савту, Рааму и его сыновей Шебу, Дедана и Севтеху, по-видимому, заняли в основном южную часть Аравийского полуострова – Быт. 10:7». ( Помощь в понимании Библии от Общества Сторожевой Башни, Библии и трактатов, Нью-Йорк, США, изд. 1971 г., под заголовком «Аравия»)
Поскольку большинство этих ранних аравийских племен были потомками Иоктана (Кахтана), 3-го внука Шема (сына Ноя), эти аравийские племена были названы «Кахтанитами» (или «Кахтанскими арабами»). Исторически они теперь считаются «Первоначальными жителями Аравии» (Араб-е-арба). ( Сират Хатам ан-Набиййин са Хазрата Мирзы Башира Ахмада , в разделе «[Аравия и ее] жители»)
(4e-iii) Авраам как сын и внуки в Аравии
Чтобы завершить генеалогию арабов, можно упомянуть здесь, что почти через тысячу лет после того, как потомки Ноя как заселили Аравийский полуостров, подобное повторное заселение полуострова произошло через потомков Авраама как , другого Пророка Бога. Авраам как взял свою семью и прошел весь путь от земли Ханаан до земли Хиджаз в западной Аравии и поселился там около Каабы, Священного Дома Аллаха (сура Ибрагим, гл. 14: V. 38). На этот раз семья состояла всего из двух человек: Агарь, жены Авраама как , и Измаила как , его первенца.
Измаил вырос , женился и имел двенадцать сыновей, которые стали отцами двенадцати племен, распространившихся по большей части Аравийского полуострова и стали называться « Аль-Араб Аль-Муста’раба » (арабские иммигранты ). По имени «Аднана», знаменитого внука Измаила, эти арабы также называются «арабами Аднани» или «Аднанитами» в отличие от «арабов Кахтани» или «Кахтанитов», которые являются потомками Ноя через «Кахтана» (Иоктана) и считаются «первоначальными арабами», как уже упоминалось. ( Там же. )
Тот же библейский словарь/комментарий упоминает распространение потомков Измаила в Аравии следующим образом:
«ИСМАИЛЬТЯНИН: Потомок Измаила, первенец Авраама от Агари, египетской служанки Сарры (Быт. 16: 1-4, 11). Измаил, в свою очередь, женился на египтянке, от которой у него было двенадцать сыновей (Наваиоф, Кедар, Авдеил, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедема), вожди различных кланов Измаильтян. (Быт. 21:21; 25:13-16) […] Как и обещал Бог, Измаильтяне выросли и стали «великим народом», который «нельзя исчислить по множеству». (Быт. 17:20; 16:10).
Но вместо того, чтобы осесть (они построили всего несколько городов), они предпочли кочевой образ жизни. Измаил, как и он сам, был «Зеброй человека», то есть беспокойным странником, который бродил по пустыне Фаран и жил своим луком и стрелами. Его потомки также были в основном бедуинами, живущими в палатках, народом, который кочевал по Синайскому полуострову от «перед Египтом», то есть к востоку от Египта и через Северную Аравию до Ассирии». ( Помощь в понимании Библии от Общества Сторожевой Башни, Библии и трактатов, Нью-Йорк, США, изд. 1971 г., под заголовком «Измаильтяне»)
(4f) Аравия, «резервуар» для человеческой популяции
Известный историк следующим образом описывает, как с самых древних времен Аравийский полуостров играл важную роль в заселении нашей земли:
«Поверхность Аравии в основном представляет собой пустыню с узкой полосой пригодной для жизни земли по периферии. Море окружает эту периферию. Когда население увеличивается сверх способности земли его прокормить, излишки должны искать себе простор. Но эти излишки не могут расширяться ни внутрь из-за пустыни, ни наружу из-за моря, барьера, который в те дни был почти непреодолимым. Тогда перенаселение обнаружило бы перед собой один открытый путь на западном побережье полуострова, ведущий на север и разветвляющийся на Синайском полуострове в плодородную долину Нила». ( История арабов с древнейших времен до наших дней Филиппа К. Хитти, изд. 7, 1960, гл. 1, стр. 10)
Уже упоминалось, что пророки Адам как , Ной как и Авраам как появились с разницей более или менее в тысячу лет друг от друга; и что их поколения, заселив Аравийский полуостров, мигрировали на север вдоль побережья Красного моря, в Плодородный полумесяц и распространились по окрестным территориям. Ссылаясь на этот цикл человеческого притока, тот же историк пишет:
«Сравнительное изучение дат, указанных выше, навело некоторых семитистов на мысль, что в повторяющихся циклах приблизительно в тысячу лет Аравия, как мощный резервуар, заселялась до такой степени, что переполнение было неизбежным. Эти же ученые говорили о миграциях в терминах «волн». Принятие Аравии — Наджада или Аль-Ямана — в качестве родины и распределительного центра семитских народов не исключает возможности того, что они когда-то раньше, в очень раннее время, составляли с другим представителем белой расы, хамитами, одну общину где-то в Восточной Африке. Именно из этой общины те, кого позже назвали «семитами», перешли на Аравийский полуостров, возможно, в Баб-эль-Мандеб. Это сделало бы Африку вероятным семито-хамитским домом; а Аравию — колыбелью семитских народов и центром их распространения. Плодородный полумесяц был ареной их цивилизации». ( Там же , гл. 1, стр. 13)
(4f-i) Арабы и наука генеалогии
Одной из многих особенностей арабов был их живой интерес и гордость за свое происхождение и генеалогию; и было бы интересно и полезно прочитать некоторые подробности в этом отношении у того же известного историка. Он пишет:
«Чистотой своей крови, красноречием и поэзией, мечом и конем, а превыше всего — своей благородной родословной ( насаб ) араб бесконечно гордится. Он чрезмерно любит изумительные генеалогии и часто прослеживает свою родословную до Адама. Ни один народ, кроме арабов, никогда не возводил генеалогию в ранг науки. […]
«Память и сознание этого национального различия среди арабов отражены в их собственных традиционных генеалогиях. Они делят себя сначала на две группы: вымершие ( ba’idah ), включая Thamud, ‘Ad – оба из коранических славных – Tasim и Jadi’s; и выжившие ( baqiyah ) […]
«Далее генеалоги продолжают подразделять выживших арабов на две этнические группы: арабские арабы (Aribah) и арабизированные арабы (Mustaribah). «Aribah», по их мнению, — это «йеманиты», произошедшие от Кахтана (Joktan Ветхого Завета) и составляющие коренной народ; « musta’ribah » — это хиджази, надждийцы, набатейцы и пальмирцы, все они произошли от «Аднана», потомка Измаила и «натурализовались» на этой земле». ( Там же. Гл. 3 и 4, стр. 28, 30-32)
(4f-ii) Аравийский полуостров, когда-то зеленая и травянистая земля
Аравийский полуостров в основном представляет собой сухую, бесплодную пустынную землю, но в прежние времена это было не так. Нам говорят, что:
«В более ранние времена атлантические западные ветры, которые сейчас орошают нагорья Сирии и Палестины, должны были достигать Аравии неосушенными, и в течение части ледникового периода эти же пустынные земли должны были быть преимущественно обитаемыми лугами. Поскольку ледяной покров никогда не простирался к югу от великих гор в Малой Азии, Аравия никогда не становилась непригодной для проживания из-за оледенения. Ее глубокие, сухие русла вади все еще свидетельствуют об эрозионной силе дождевой воды, которая когда-то протекала через них». ( Там же , гл. 2, стр. 14)
Итак, мы видим, что в ранние времена Аравия была зеленой и травянистой землей; и была способна поддерживать примитивных людей. Адам и его потомки могли жить и процветать здесь до того, как некоторые из их племен мигрировали на север и распространились далеко и широко в Месопотамии, куда столетия спустя был послан Ной, чтобы направлять и реформировать их.
В свете исторических, библейских, а также исламских традиций мы обнаружили очень важный «аравийский фон» истории Адама как такового ; а также выяснили, что Аравия на самом деле была «резервуаром и центром распределения» древних людей, с которыми мы будем иметь дело при изучении Книги Бытия.
Далее мы более подробно рассмотрим историю «Адама и его греха», изложенную в Книге Бытия и проповедуемую в иудео-христианской теологии.
Автор- Д-р Абдур Рахман Бхутта, Германия
Прежние статьи цикла здесь