Пророк Авраам уникален как единственный из всех известных пророков или посланников Бога, который может быть описан как нация/религия/этническая общность: «Авраам был нацией [уммой]; послушным Богу, монотеистом [ханифом], а не одним из многобожников» (Коран 16:120)] и пророком, «которого Бог избрал быть Своим другом». Таким образом, Авраам был как физическим прародителем Бану Израиль (еврейского народа); так и духовным прародителем трех религиозных общин со священными писаниями, которые идентифицируют пророка Авраама как единственного, «кого Бог избрал быть Своим другом»: Коран 4:125, Еврейская Библия Исаия 41:8; и Новый Завет Иакова 2:23)
В Талмуде (Мегила 14а) говорится: «Сорок восемь пророков-мужчин и семь пророков-женщин пророчествовали еврейскому народу (умме), и они ничего не убавляли и не прибавляли к (заповедям), записанным в Торе, за исключением [пророчицы] Эстер, которая добавила мицву [обязанность читать] Книгу Эстер».
Поэтому я написал следующую статью «Коран, Тора и «Авраам-еврей» объясняют происхождение иудаизма», которая была опубликована известным исламским периодическим изданием Al-Jamuah 21 сентября 2021 г.
В еврейской Библии пророк Авраам — первый человек, которого назвали «евреем» (Бытие 14:13). Термин «еврей» происходит от глагола «переходить границу» — например, реку Евфрат или Иордан — или «быть переселенцем». Первое, что Бог сказал пророку Аврааму в библейском повествовании, было:
«Оставь землю твою, родство твое и дом отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение…» (Библия, Бытие 12:1-2)
Итак, пророк Авраам был тем, кого мы можем назвать первым «исламским евреем» или первым «мусульманским евреем», как указывает Коран: «Он (Авраам) не был йахудиййаном, «иудеем», и не насраниййаном, «христианином», а ханифаном, «мусульманином»… (Коран, 3:67),
т.е. «монотеистическим верующим евреем, покорившимся (ислам) единому безобразному Богу», который создал все пространство и время и который превратил потомков пророка Авраама-еврея через пророков Исаака и Иакова (Израиля) в великое множество монотеистов, называемых детьми Израиля — Бней Исраэль на иврите и Бану Исраэль на арабском языке.
Кроме того, пророк Исаия сказал: «Послушайте меня, ищущие правды, ищущие Господа! Посмотрите на скалу, из которой вы иссечены, и на каменоломню, из которой вы извлечены; посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо он [Авраам] был один, когда Я призвал его, чтобы благословить его и размножить его» (Библия, Исаия 51:1-2).
А в Коране говорится: «В Аврааме у вас был прекрасный пример для подражания» (Коран, 60:4).
«Следуйте путем Авраама, будучи людьми чистой (единобожной) веры» (Коран, 3:95).
Что делает пророка Авраама-еврея прекрасным примером чистой веры согласно Священным Писаниям трех различных религий? Это то, что все три писания провозглашают Авраама тем, «кого Бог избрал быть Его другом»: арабский Коран 4:125, еврейская Библия Исаия 41:8; и греческая Книга Нового Завета Иакова [брата Иисуса] 2:23.
Пророк Авраам-еврей, «которого Бог избрал Своим другом», — насколько нам известно — также единственный пророк, у которого было два сына, которые также были пророками. И эти два сына Авраама, пророк Измаил и пророк Исаак, являются единственными двумя пророками, у каждого из которых был потомок много веков спустя, который провозгласил священное писание, каждое из которых стало основой для одной из двух крупнейших религий во всем мире.
Авраам был первым из тех, чье имя, как мы знаем, получило Священное Писание (Коран 87:18-19). Все остальные были среди его потомков. Является ли то, что он был «первым», тем, что делает Авраама таким особенным, что его имя встречается в Коране 69 раз, уступая только Моисею (136 раз)? Нет.
Авраам известен многочисленными испытаниями, которым Бог его подвергал, особенно двумя страшными испытаниями: изгнанием Агари и его первенца Измаила (Коран 2:124 и Бытие 16:1-16) и призывом к Аврааму принести своего сына в жертву Богу (Коран 37:100-113 и Бытие 22:1-24).
Большинство мусульманских комментаторов говорят, что сын, не названный в Коране, был Измаил (араб. Исмаил). Некоторые мусульмане утверждают, что это был Исаак. Возможно, оба участвовали в испытании в разное время, так что каждый сын мог произвести потомков, которые со временем станут благословением для других народов земли. (Бытие 22:16-18 и Коран 4:163)
Великий французский средневековый комментатор Раши отмечает, что более ранние раввинские комментарии утверждают, что одним из двух молодых людей, сопровождавших Авраама и Исаака, был Измаил. В комментариях Artscroll [еврейский] говорится, что Измаил вернулся, чтобы навестить своего отца. Таким образом, оба сына разделили испытание.
Пророк Исаия сказал: А ты, Израиль, раб Мой Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего…» (Библия, Исаия 41:8)
Итак, биологическое потомство пророка Авраама-еврея (т.е. Бану Израиль) стало первой продолжающейся монотеистической общиной, когда Бог спас их от египетского гнета и заключил с ними вечный завет на горе Синай. Пророк Авраам-еврей не был рожден евреем, но его потомки от его внука Иакова/Израиля стали Бану Израиль — еврейским народом.
На протяжении более 1200 лет после пророка Моисея Бану Исраэль были единственной сохраняющейся монотеистической общиной в мире.
В отличие от других монотеистических общин, которые возникали и приходили в упадок в течение этих столетий, в то время как большинство, но не все, Бану Исраэль (еврейский народ) оставались верны завету, который заключил с Богом
сделанный с ними на горе Синай (т.е. горе Тур – Коран 28:43-46).
Лишь спустя несколько столетий после пророка Авраама-еврея еврейская нация обрела свое более известное название — Дети (Потомки) Израиля (на иврите Бнай Исраэль; на арабском Бану Исраэль). Имя внука Авраама-еврея, пророка Иакова, было изменено Богом на Израиль, когда его потомки подвергались притеснениям в Египте.
В библейской книге Исход, глава 1, рассказывается о том, как еврейские потомки Авраама стали детьми Израиля: «Затем в Египте к власти пришел новый царь, для которого Иосиф ничего не значил. «Посмотрите, — сказал он своему народу (египетской знати), — израильтяне стали слишком многочисленны для нас. Пойдемте, мы должны поступить с ними благоразумно, иначе они станут еще многочисленнее и, если начнется война, присоединятся к нашим врагам, будут сражаться против нас и покинут страну».
«И поставили над ними рабовладельцев, чтобы притеснять их принудительным трудом, и построили Пифом и Раамсес как города-склады для фараона. Но чем больше их притесняли, тем больше они умножались и распространялись; так что египтяне стали бояться израильтян и работали с ними беспощадно. Они сделали их жизнь горькой тяжелой работой над кирпичом и известью и всякими работами в полях; во всех тяжелых работах их египтяне работали с ними беспощадно.
«Царь Египта сказал еврейским повитухам, которых звали Шифра и Фуа: «Когда вы помогаете еврейским женщинам при родах на родильном столе, если вы увидите, что ребенок мальчик, убейте его; а если девочка, оставьте ее в живых». Однако повитухи убоялись Бога и не сделали того, что приказал им царь Египта; они оставили мальчиков в живых. Тогда царь Египта призвал повитух и спросил их: «Зачем вы это сделали? Зачем вы оставили мальчиков в живых?» Повитухи ответили фараону: «Еврейские женщины не такие, как египетские; они крепки и рожают прежде, чем приходят повитухи». (Библия, Исход 1:8-19)
В главе 2 Исхода, когда дочь фараона увидела младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине, они обе пожалели его. «Это один из еврейских младенцев», — сказала она. Тогда его сестра (Мириам) спросила дочь фараона: «Не пойти ли мне и не позвать ли одну из еврейских женщин, чтобы она выкормила тебе младенца?» (Библия, Исход 2:6-7)
В следующих нескольких главах Исхода использование религиозно-этнического термина «Дети Израиля» становится все более частым, пока — после казней против фараона — название общины «Дети Израиля» не становится нормой. Но этническо-национальное название «Евреи» все еще использовалось столетия спустя, особенно в противопоставлении неевреям, как, например, когда пророк Иона назвал себя нееврейским морякам «евреем» (Библия, Иона 1:9).
Другое название детей Израиля в Торе — термин «Общины» или «Сообщества» Израиля, который похож на арабское слово «Умма», используемое для описания братства мусульманской религиозной общины. Этот термин часто использовался раввинами и мудрецами в постбиблейские времена.
Так откуда же взялось название «еврей»? Еврейская версия — יְהוּדִי (Йехуди) для мужчины и יְהוּדִיָּה (Йехуда) для женщины. Но если бы вы прочитали еврейскую Библию — на иврите или на английском, вы бы увидели, что слова יהודי (Йехуди) и יהודייה (Йехуди’их) поразительно отсутствуют, потому что יהודי и יהודייה происходят от имени יְהוּדָה (Йехуда) — имени одного из сыновей Иакова; это также название части Земли Израиля, названной в честь этого сына. На английском языке этот участок земли называется Иудея.
Термин Йехуди (יְהוּדִי) встречается 74 раза в масоретском тексте еврейской Библии. Множественное число, Йехудим (הַיְּהוּדִים), впервые появляется в 4 Царств 16:6, ссылаясь на поражение народа Йехуди, и в 2 Паралипоменон 32:18, где оно относится к языку Йехудим, а именно Йехудит (יְהוּדִית).
Библейская книга Иеремии (34:9) содержит самое раннее использование единственного числа слова Yehudi. В книге Эсфирь 2:5–6 имя Yehudi (יְהוּדִי) имеет родовой аспект, в данном случае относясь к человеку из колена Вениамина:
«В Сузах, столице [Персии], был один еврей (человек из Иудеи), имя ему Мардохей, который был изгнан из Иерусалима…» (Библия, Книга Есфирь 2:5-6)
Многим мусульманам трудно понять взаимосвязанную природу религии иудаизма с существующей природой этнического еврейского народа, поскольку, хотя иудаизм и ислам во многих отношениях очень близки, они сильно отличаются друг от друга по своему происхождению: Авраам был этническим евреем и монотеистом, но сам не был «евреем», как правильно отмечает Коран; тем не менее, потомки Авраама через его сына Исаака (араб. Исхак) и внука Иакова/Израиля (араб. Якоб/Израиль) позже стали этническими евреями/религиозными «евреями»: Йехудим — Бану Исраэль.
Однако потомки Авраама через его сына Измаила (араб. Исмаил) были этническими арабами — отдельным семитским народом — и позднее религиозно христианами и мусульманами. Все три группы были в монотеистической традиции, происходящей от чистого монотеиста, «Друга Бога», Авраама-еврея, которого я предпочитаю называть первым «исламским» евреем или первым «мусульманским» евреем, то есть первым еврейским монотеистом, подчинившимся [араб. «ислама»: подчиняться] единому Богу.
Мусульманам нужен был только один Пророк и одна книга. Евреям нужны были десятки Пророков и множество Священных Писаний. В то время как христиане, иудеи и мусульмане не должны делать неуважительного различия между любым из своих пророков или их священными писаниями, мы не можем не заметить, что обстоятельства и стиль еврейской Библии и Корана как письменных откровений очень различны:
Еврейские Священные Писания представляют собой обширную коллекцию (305 358 еврейских слов) Божественно вдохновленных книг, написанных на протяжении почти тысячи лет 48 пророками-мужчинами и 7 пророчицами-женщинами (Талмуд Мегила14а), а также многими другими анонимными Божественно вдохновленными историками, поэтами и философами.
Арабский Коран намного короче (всего 77 934 арабских слова), его читал только один пророк в течение менее двух десятков лет и записывал его собственные ученики.
Большинство людей в мире узнали о пророке Аврааме не из книг по еврейской истории или религии, а из слушания и чтения христианской Библии или мусульманского Корана. Эта уникальная и удивительная ситуация является отражением обещания, данного пророку Аврааму-иудею более 36-7 веков назад, и записанного в Торе и упомянутого в Коране: «Клянусь (говорит Бог), так как ты сделал это — не пожалел сына твоего, любимого тобой, — Я дарую тебе Мое благословение и сделаю твое потомство многочисленным, как звезды на небе и песок на берегу моря; и овладеет твое потомство вратами своих врагов. Все народы земли благословятся твоим потомством за то, что ты повиновался Моему повелению» (Тора, Бытие 22:16-18).
Автор- раввин Аллен Маллер
Иллюстрация- Авраам идущий из Ура в Ханаан. Картина венгерского художника XIX века йожефа Мольнара