Около 22 процентов студентов католических школ не являются католиками. А на уровне колледжей недавний рост антисемитизма во многих кампусах заставил еврейских студентов искать более гостеприимную среду в католических колледжах и университетах. Ранее в этом году еврейская студентка и ее родители признались, что выбрали университет Сент-Луиса, потому что это место, где ее будут уважать.
Коалиция из 100 организаций во главе с университетом Йешива ускоряет перевод еврейских студентов в католические колледжи. Коалиция осудила ХАМАС, пообещав восприимчивую среду для этих студентов.
Признаки грядущего религиозного возрождения можно найти в заявлении Национальной католической образовательной ассоциации о том, что по всей стране число учащихся в католических школах США увеличилось на 62 000 человек и достигло примерно 1,68 миллиона человек. Это первый рост за два десятилетия и самый большой скачок, зафиксированный по крайней мере за пять десятилетий.
США и Великобритания пережили две недавние рецессии: одну во время финансового кризиса 2008 года и вторую в первый год пандемии. Обе сильнее всего ударили по молодым людям.
Рецессия 2020 года закрыла большую часть Северной Америки и гостиничного сектора Великобритании, в котором высока доля молодых работников — в целом, один из семи человек в возрасте до 25 лет оказался без работы. Во время рецессии 2008–2009 годов ситуация для молодых работников была еще хуже. Уровень безработицы в Великобритании в целом вырос до 8%, но был более чем в два раза выше для лиц моложе 25 лет. Это было связано, в частности, с тем, что компании сократили программы набора выпускников.
Исследование, проведенное в июле 2021 года Институтом исследований общественной религии, показало, что число американцев, идентифицирующих себя как белых евангелистов, резко сократилось: с 23% в 2006 году до 14,5% в 2020 году. Больше всего уезжают молодые протестанты-евангелисты, чье отношение к гомосексуалистам резко расходится с отношением старших. В то время как только треть (34%) белых евангелистов в возрасте 50 лет и старше поддерживают однополые браки, 51% молодых белых евангелистов в возрасте 18-49 лет теперь поддерживают их, показало другое исследование PRRI.
Выход белых христиан из религиозной общины способствовал росту числа нерелигиозных людей в течение последних 15–20 лет. В 2007 году только 16% американцев сообщили о своей религиозной непринадлежности; к 2012 году эта доля выросла до 19%, а затем увеличивалась примерно на один процентный пункт каждый год с 2012 по 2017 год. В Общем социальном исследовании настроений в США за 2018 год «нерелигиозные» стали самой большой группой, вытеснив евангельских христиан.
А в 2020 году 23% взрослых американцев заявили, что церкви были по крайней мере «слегка полезны» их семьям, по сравнению с 34% сегодня, согласно данным Американского семейного опроса 2021 года.
Опрос Гэллапа, проведенный с 1 по 24 мая 2023 года, показал, что процент американцев, верящих в ад и дьявола, снизился на три-пять процентных пунктов с 2016 года. Тем не менее, большинство американцев верят в ад — 59%, а в дьявола — 58%. Почти трое из десяти американцев не верят в ад или дьявола. Очень немногие евреи верят в ад или дьявола, и в основном это ультраортодоксальные евреи. Многие из тех, кто оставил христианство, потому что отвергает идею дьявола, будут искать более оптимистичную религию, и я верю, что в ближайшие два десятилетия произойдет крупное религиозное возрождение.
Также, согласно опросу Pew 2008 года, каждый пятый христианин в Америке считает, что нехристианские верования не могут привести к спасению. Это число возросло до 60 процентов среди белых евангелистов-протестантов, которые посещают церковь раз в неделю. Но исследование PRRI сообщает, что число белых евангелистов (которые часто негативно относятся к Корану) сократилось с 23 процентов в 2006 году до 14,5 процентов в 2020 году.
Это особенно важно для исламских и иудейских лидеров Америки, поскольку Коран является ярым сторонником религиозного многообразия: «Воистину, верующим, иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили добро, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран 2:62).
А опрос более 35 000 американцев в 2008 году показал, что большинство американцев согласны с утверждением: многие религии — не только их собственная — могут привести к вечной жизни. Среди тех, кто связан с какой-либо религиозной традицией, семь из десяти говорят, что многие религии могут привести к вечной жизни.
Эту точку зрения разделяет большинство приверженцев практически всех религиозных традиций, включая 82% иудеев, 79% католиков, 57% евангелических протестантов и 56% мусульман. (Из исследования религиозного ландшафта США, Форум Пью по религии и общественной жизни, 2008 г., Исследовательский центр Пью.)
Таким образом, в Соединенных Штатах 21-го века большинство христиан, иудеев и мусульман отвергли религиозный образ мышления «единственной истины» и верят в плюралистические учения Корана: «Для каждого из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одним племенем, нацией или народом, но (Он не сделал этого) для того, чтобы испытать вас в том, что Он вам даровал. Посему соревнуйтесь друг с другом, чтобы поспешить совершать добрые дела. Ведь все вернутся к Аллаху (на суд), и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» [5:48].
Очень важно понимать, что «религиозный плюрализм — это воля Бога» отличается от религиозного, морального или культурного релятивизма. Релятивизм учит, что все ценности и стандарты субъективны, и поэтому не существует высшего духовного авторитета, который мог бы устанавливать этические стандарты или выносить моральные суждения. Таким образом, вопросы справедливости, истины или прав человека, как и красота, находятся только в глазах смотрящего.
Большинство людей, особенно те, кто верит, что Один Бог создал всех нас, отказываются верить, что этика и права человека — это просто дело вкуса. Религиозный плюрализм как воля Бога — это противоположность культурному психологическому или философскому релятивизму.
Основная идея, поддерживающая религиозный плюрализм, заключается в том, что религиозным людям необходимо принять смирение во всех областях религии. Все религии всегда учили традиционному антиэгоцентричному типу смирения, направленному против личного эгоизма.
Религиозный плюрализм также противостоит религиозному, философскому и самодовольному интеллектуальному эгоизму, который способствует тенденции превращать нашу законную любовь к собственному пророку и Божественному откровению в универсальные истины, которые мы полностью понимаем и знаем, как применять.
Религиозный плюрализм учит, что ограниченные люди, даже самые умные и набожные из них, не могут полностью понять все так, как это делает бесконечный Единый.
Это верно для каждого человека, даже для самих посланников Бога. Когда пророк Моисей, «с которым Бог говорил лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11), просит увидеть Бога лицом к лицу, ему говорят: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть лица Моего и остаться в живых» (33:20).
Аналогично в Коране пророк Иисус признаётся Богу: «Ты знаешь всё, что во мне, а я не знаю, что в Тебе» (5:116).
И когда Пророка Иисуса спросили наедине его ученики: «Какой признак Твоего пришествия (возвращения) и кончины века?» (Матфея 24:3), Иисус предупреждает своих учеников о потрясениях и лжемессиях, которые придут. Затем Иисус закончил, сказав: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын: только Отец». (24:36)
Подобное заявление сделал Пророк Мухаммад, когда его спросили: «Расскажи мне о Часе». Он сказал: «Спрашиваемый о нем не знает лучше спрашивающего». (Мусульманская книга 1, хадисы 1 и 4)
Бог научил общему принципу эпистемологического смирения через своего Пророка, который учил своих последователей: «Я не новичок среди посланников. Я не знаю, что будет со мной и с вами» (Коран 46:9). По правде говоря, единственной универсальной истиной должно быть смирение признать: «Только Аллах знает».
Как сказал Посланник Аллаха: «Не дай мне превосходства над Моисеем, ведь в День Воскресения люди потеряют сознание. Я буду первым, кто придет в сознание, и вот! Моисей будет там, держась за сторону Трона Аллаха. Я не узнаю, был ли Моисей среди тех людей, которые потеряли сознание, а затем пришли в сознание раньше меня, или он был среди тех, кого Аллах освободил от потери сознания». (Бухари, том 8, книга 76, № 524)
Как Бог провозглашает через пророка Захарию: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу, суды истинные творите у ворот ваших, миролюбивые; зла друг против друга не мыслите в сердце вашем, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Захария 8:16-7).
Как ясно говорит пророк Михей, Бог хочет не одного религиозного убеждения или ритуала, а всего вашего сердца и преданности. «Он сказал тебе, человек, что есть добро и чего требует от тебя Господь, как не того, чтобы ты делал правду, любил милосердие и смиренномудренно ходил пред Богом твоим?» (Михей 6:8)
И как говорит пророк Исаия: «Учитесь делать добро, ищите справедливости, защищайте угнетенных, вступайтесь за сироту, защищайте дело вдовы» (Исаия 1:17).