Главная христианство Кульминация страданий:  Великая Пятница в православной традиции

Кульминация страданий:  Великая Пятница в православной традиции

через Исмаил
0 комментарий 94

В Великую  Пятницу Православная Церковь вспоминает смерть Христа на Кресте. Это кульминация Своих Страстей, во время которых наш Господь пострадал и умер за наши грехи. Это поминовение начинается в четверг вечером с утрени Великой Пятницы и завершается вечерней в пятницу днем, на которой отмечается снятие Христа с креста и помещение Его тела во гроб.

Празднование Великой  Пятницы
В этот день мы вспоминаем страдания Христовы: издевательства, терновый венец, бичевание, гвозди, жажду, уксус и желчь, вопль запустения и все, что Спаситель претерпел на Кресте.

День смерти Христа – это день греха. Грех, осквернивший творение Божие с самого начала времен, достиг своего страшного апогея на холме Голгофском. Там грех и зло, разрушение и смерть вступили в свои права. Нечестивые люди пригвоздили Его ко Кресту, чтобы уничтожить Его. Однако Его смерть бесповоротно осудила падший мир, открыв его истинную и ненормальную природу.

Во Христе, Который есть Новый Адам, нет греха. И, следовательно, смерти нет. Он принял смерть, потому что Он принял на Себя всю трагедию нашей жизни. Он решил излить Свою жизнь в смерть, чтобы уничтожить ее; и для того, чтобы вырваться из власти зла. Его смерть – это последнее и окончательное откровение Его совершенного послушания и любви. Он претерпел за нас мучительную боль абсолютного одиночества и отчуждения: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил!» (Марка 15:34). Затем Он принял окончательный ужас смерти с мучительным криком: “Совершилось” (Иоанна 19:30). Его крик был одновременно и указанием на то, что Он контролирует Свою смерть и что Его работа искупления завершена, завершена, завершена. Как странно! В то время как наша смерть – это радикальное неисполнение, Его смерть – это полное исполнение.

День смерти Христа стал нашим истинным днем рождения. В тайне Христа мертвого и воскресшего смерть приобретает положительное значение. Даже если кажется, что физическая, биологическая смерть все еще царит, она уже не является заключительной стадией в длительном разрушительном процессе. Она стала непременным дверным проемом, а также верным признаком нашей конечной Пасхи, нашего перехода от смерти к жизни, а не от жизни к смерти.

С самого начала Церковь ежегодно отмечала решающие и решающие три дня священной истории: Великую Пятницу, Великую Субботу и Пасху. Великая пятница и суббота со времен христианской древности отмечались как дни глубокой скорби и строгого поста.

Великая пятница и суббота обращают наше внимание на суд, распятие, смерть и погребение Христа. Мы погружаемся в удивительную тайну крайнего смирения нашего страдающего Бога. Таким образом, эти дни являются одновременно днями глубокого мрака и бдительного ожидания. Творец жизни трудится, превращая смерть в жизнь: «Придите, посмотрим на Жизнь нашу, лежащую во гробе, чтобы Он оживил мертвых в гробах своих» (Стихир Великой Субботы Ортроса).

Литургически глубокое и благоговейное событие смерти и погребения Бога во плоти отмечено особым молчанием, т.е. отсутствием евхаристического совершения. Великая Пятница и Великая Суббота – единственные два дня в году, когда не проводится евхаристическое собрание. Однако до XII века существовал обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров в Великую Пятницу.

Богослужения Великой Пятницы с их богатыми уроками Священного Писания, превосходной гимнографией и яркими литургическими действиями подчеркивают страсти Христовы и их космическое значение. Песнопения богослужений в этот день помогают нам увидеть, как Церковь понимает и празднует страшную тайну страстей и смерти Христовых.

Икона Памяти Великой Пятницы


В Великую и Великую Пятницу в православных храмах выставляют икону, известную как «Axra Tapeinosis – Крайнее смирение». На этой иконе изображено распятое мертвое тело Христа в вертикальном положении во гробе с Крестом на заднем плане. Он сочетает в себе два удивительных события Великой Пятницы – распятие и погребение Христа.

В церкви также хранится икона Распятия Христа. Он изображен пригвожденным ко Кресту. Его правый бок пронзен и из раны течет кровь и вода. У подножия Креста находится череп. (Голгофа, гора Распятия, означает «место черепа».) Предание гласит, что Крест Христов стоял прямо над могилой нашего праотца Адама. На верхней перекладине Креста находится надпись «I.N.B.I.», инициалы греческих слов, означающих «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Слева от Христа часто изображают Богородицу и святую Марию Магдалину; юный святой Иоанн Любимый Ученик и Святой Лонгин Сотник (Марка 15:39) изображены справа, если они изображены.

Другая икона, изображающая события Великой пятницы, известна как Эпитафия Трина. На этой иконе Христос снят с креста, и Его тело готовится к погребению. Вокруг тела, оплакивающего Его смерть, изображены Его мать, Богородица и Дева Мария, любимый ученик Иоанн, Иосиф Аримафейский и Мария Магдалина.

В дополнение к этим иконам, в православных церквях обрабатывают и выставляют большое деревянное распятие с прикрепленным к нему изображением Христа. На вечерне в пятницу образ Христа снимают с креста и заворачивают в белую ткань. Другая икона, изображающая тело Христа, снятое с креста, появляется на эпитафии, которую несут и кладут во гроб во время этой службы.

Православное празднование Великой Пятницы

Празднование Великой пятницы начинается с утрени, которая проводится в четверг вечером. Это уникальная служба утрени с двенадцатью евангельскими чтениями, которые начинаются с речи Христа на Тайной вечере и заканчиваются рассказом о Его погребении: Иоанна 13:31-18:1, Иоанна 18:1-29, Матфея 26:57-75, Иоанна 18:28 – 19:16, Матфея 27:3-32, Марка 15:16-32, Матфея 27:33-54, Луки 23:32-49, Иоанна 19:38-42, Марка 15:43-47, Иоанна 19:38-42, Матфея 27:62-66

В этих чтениях рассказывается о последних наставлениях Христа Своим ученикам, о пророчестве о драме Креста, о драматической молитве Христа и о Его новой заповеди. После чтения пятого Евангелия идет крестный ход с Распятием вокруг храма, а священник поет Пятнадцатый антифон:

«Ныне висит на дереве Тот, Кто повесил землю посреди вод. Терновый венец венчает Царя Ангелов. Он окутан пурпуром насмешки, Кто окутал небеса облаками. Он получил удары, Которые освободили Адама в Иордане. Он был пронзен гвоздями, Кто есть Жених Церкви. Он был пронзен копьем, Который есть Сын Богородицы. Мы поклоняемся Страстям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Воскресение Твое».

Во время Крестного хода православные христиане преклоняют колени, прикладываются к Кресту и молятся о своем духовном благополучии, подражая разбойнику на Кресте, исповедавшему свою веру и преданность Христу. Затем верующие подходят и благоговейно целуют Распятие, которое было помещено перед церковью.

В пятницу утром совершаются богослужения Царских часов. Эти службы в основном представляют собой чтение молитв, гимнов и отрывков из Ветхого Завета, Посланий и Евангелий. Чтение Священного Писания для этих служб: Первый час: Захария 11:10-13, Галатам 6:14-18, Матфея 27:1-56; Третий час: Исаии 50:4-11, Римлянам 5:6-10, Марка 15:6-41; Шестой час: Исаии 52:13-54:1, Евреям 2:11-18; Луки 23:32—49; Девятый час: Иеремии 11:18-23, 12:1-5,9-11,14-15, Евреям 10:19-31, Иоанна 18:28-19:37.

Вечерня в пятницу днем является продолжением Царских часов. Во время этого богослужения снятие Тела Христова с Креста вспоминается с чувством скорби. И снова отрывки из Ветхого Завета читаются вместе с песнопениями, и снова рассказывается вся история, за которой следует снятие Христа с креста и заворачивание Его тела в белую простыню, как это делал Иосиф Аримафейский.

Когда священник читает Евангелие, «и, взяв тело, Иосиф обвил его белой тканью», он снимает Тело Христово с креста, заворачивает в белую ткань и относит в алтарь. Затем священник поет траурный гимн: «Когда Иосиф Аримафейский снял Тебя, жизнь всех, с Древа мертвым, и похоронил Тебя смирной и виссоном… счастье. Слава уничижению Твоему, Владыко, облекшись в свет, как в одежду». Затем священник переносит ткань, на которой нарисовано или вышито Тело Христа, вокруг храма, прежде чем поместить его в Гроб Господень, резной гроб, который символизирует Гробницу Христа. Нам напоминают, что во время погребения Христа Он спускается во ад, чтобы освободить мертвых от веков до Своего Воскресения.

Чтение Священного Писания на вечерню: Исход 33:11-23; Иов 42:12—17; Исаия 52:13-54:1; I Коринфянам 1:18-2:2; и из Евангелий от Матфея 27:1-38; Луки 23:39-43; Матфея 27:39—54; Иоанна 19:31-37; и Матфея 27:55-61.

Песнопения и молитвы на Великую и Великую Пятницу

Антифон пятнадцатый на утрени (плагал второго гласа)
Сегодня Тот, Кто повесил землю на водах, висит на Кресте. Тот, Кто есть Царь Ангелов, облечен в терновый венец. Тот, кто окутывает небеса облаками, окутан пурпуром насмешки. Тот, Кто освободил Адама в Иордане, получает удары по лицу Своему. Жених Церкви пронзен гвоздями. Сын Богородицы пронзен копьем. Мы поклоняемся Страстям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Воскресение Твое.

Экзапостеларион
В тот же день, о Господь, Ты даровал разбойнику рай. Клянусь древом Креста, просвети меня и спаси меня.

Греки отметят Великую пятницу торжественными процессиями с эпитафиями

Шествие с эпитафией на острове Гидра заканчивается в море. 
Великая пятница, или Страстная пятница, является глубоко скорбным днем в Греции, который отмечает Страсти Христовы традиционными процессиями с эпитафиями (русский аналог-плащаница).

Это общенациональное событие, напоминающее о моментах, предшествовавших распятию Иисуса Христа и включая его, о чем рассказывается в Новом Завете Библии.

Даже в самых отдаленных церквях чтят традицию Эпитафиоса (гроба Христа), создавая благочестивую атмосферу, полную традиций.

Слово «эпитафий» является прилагательным, означающим «погребальный, происходящий на могиле»; это греческое название знаменитой «Надгробной речи Перикла» Фукидида и происхождение слова «эпитафия».

В литургическом контексте это также название иконы, обычно сделанной из ткани и богато вышитой, изображающей тело Христа, положенного в могилу, часто Девой Марией и несколькими учениками.

Утром в Страстную пятницу Эпитафий украшают весенними цветами — в основном белыми, красными и пурпурными — до тех пор, пока он не будет полностью покрыт.

Гробницу часто окропляют лепестками цветов и розовой водой, украшают свечами и церемониально кадят в знак уважения.

Затем священник и верующие поклоняются Эпитафии, в то время как хор поет гимны, называемые «Эпитафическим плачем».

Процессия с эпитафией начинается по улицам города с колоколов, звонящих на похороны в память о похоронной процессии Христа. Торжественную процессию сопровождают прихожане, которые непрерывно поют Плач Иеремии.

В конце крестного хода Эпитафий приносят обратно в церковь. Иногда, после того, как священнослужители несут Эпитафию обратно в церковь, они могут остановиться прямо у входа в церковь и держать Эпитафию над дверью, чтобы все, кто входит в церковь, проходили под ней.

Верующие продолжают посещать гробницу и поклоняться эпитафиосу в течение всей Великой субботы.

Эти практики варьируются в зависимости от региональных традиций.

Возможно, самым впечатляющим является то, что в некоторых прибрежных городах, особенно на островах Гидра и Тинос, Эпитафий выносят на берег, и люди, несущие его, маршируют прямо в море, пока они не окажутся по крайней мере по пояс в воде, где они могут оставаться в течение нескольких минут, часто держа гроб над головой, чтобы защитить его.

В это время возносятся молитвы о благополучии и безопасном возвращении многих моряков, возвращающихся в эти общины.

Местные греческие традиции в Страстную пятницу

Во многих греческих городах женщины обычно убирали улицы непосредственно перед проходом процессии с эпитафией, и как только процессия прибывала, они стояли у своих дверей, держа в руках черепицу, содержащую небольшой кусочек древесного угля и благовоний.

Между тем, вечером в Страстную пятницу в Навпактосе на западе Греции толпа, состоящая как из местных жителей, так и из гостей города, следует за процессией Эпитафии, проходящей через порт, где местные жители зажигают факелы и размещают их поперек стены замка.

Факелы также размещены в центре порта, образуя большой крест и предлагая уникальное и захватывающее зрелище людям, следующим за процессией.

На Крите местные жители варят улиток и пьют их сок, который очень горький. В Корони на Пелопоннесе люди ничего не едят в течение всего дня, в то время как во многих других греческих деревнях мужчины воздерживаются от любой ручной работы, особенно той, которая связана с гвоздями, потому что это напоминает о смерти Иисуса.

На Наксосе люди не целуются в Страстную пятницу, потому что Иуда предал Иисуса поцелуем. Женщины собираются, чтобы очистить церкви и украсить эпитафию перед тем, как следовать за процессией.

На Сиросе Пасху отмечают с большим дружелюбием. Обе религиозные общины, православная и католическая, вместе отмечают смерть Христа.

Киклады, пожалуй, единственный регион в мире, где католики празднуют Пасху вместе с православными. Два религиозных мира встречаются на главной площади острова, чтобы отпраздновать Страстную пятницу с благочестием и взаимным уважением.

ВиМ по материалам зарубежных СМИ

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать