Главная христианство Григорий Палама, архиепископ Салоникский

Григорий Палама, архиепископ Салоникский

через Исмаил
0 комментарий 6

1
Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родился в 1296 году в Константинополе. Отец святого Григория стал видным сановником при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328), но вскоре умер, и Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим усердием, Григорий освоил все предметы, которые в то время составляли полный курс средневекового высшего образования. Император надеялся, что юноша посвятит себя государственной деятельности. Но Григорий, которому едва исполнилось двадцать лет, в 1316 году (по другим источникам, в 1318 году) удалился на Афон и стал послушником в монастыре Ватопед под руководством монашеского старца святого Никодима Ватопедского (11 июля). Там он принял постриг и встал на путь аскетизма. Год спустя святой евангелист Иоанн Богослов явился ему в видении и пообещал свою духовную защиту. Мать и сёстры Григория также стали монахинями.

После кончины старца Никодима святой Григорий провёл восемь лет в духовной борьбе под руководством старца Никифора, а после смерти последнего перешёл в Лавру святого Афанасия (5 июля). Здесь он служил в трапезной, а затем стал церковным певчим. Но через три года он поселился в небольшом скиту Глоссия, стремясь к большей степени духовного совершенства. Глава этого монастыря начал обучать юношу методу непрестанной молитвы и умственной деятельности, который практиковали монахи, начиная с великих пустынников IV века: Евагрия Понтийского и святого Макария Египетского (19 января).

Позднее, в XI веке, святой Симеон Новый Богослов (12 марта) дал подробные наставления по умной молитве для тех, кто молится внешне, и афонские подвижники применили их на практике. Опытное использование умной молитвы (или сердечной молитвы), требующей уединения и тишины, называется «исихазмом» (от греческого «исихия», что означает «спокойствие», «тишина»), а тех, кто её практикует, называют «исихастами».

Во время своего пребывания в Глоссии будущий иерарх Григорий полностью проникся духом исихазма и сделал его неотъемлемой частью своей жизни. В 1326 году из-за угрозы турецкого вторжения он и братья отступили в Салоники, где он был рукоположен в священники.

Святой Григорий сочетал свои священнические обязанности с жизнью отшельника. Пять дней в неделю он проводил в тишине и молитве и только по субботам и воскресеньям выходил к людям. Он совершал богослужения и проповедовал. У тех, кто присутствовал в церкви, его проповеди часто вызывали умиление и слёзы. Иногда он посещал богословские собрания образованной городской молодёжи, возглавляемые будущим патриархом Исидором. Вернувшись из Константинополя, он нашёл подходящее для уединённой жизни место недалеко от Фессалоник в районе Берии. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение пяти лет.

В 1331 году святой удалился на Афон и жил в уединении в скиту святого Саввы, недалеко от лавры святого Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом монастыря Эсфигмену в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где посвятил себя богословским трудам и занимался ими до конца жизни.

В 1330-х годах в жизни Восточной Церкви произошли события, которые сделали святого Григория одним из самых выдающихся защитников православия и принесли ему широкую известность как учителю исихазма.

Примерно в 1330 году учёный монах Варлаам прибыл в Константинополь из Калабрии, что в Италии. Он был автором трактатов по логике и астрономии, искусным и остроумным оратором, получил должность в университете в столице и начал толковать труды святого Дионисия Ареопагита (3 октября), чьё «апофатическое» («отрицательное», в отличие от «катафатического» или «положительного») богословие было одинаково высоко оценено как в Восточной, так и в Западной церквях. Вскоре Варлаам отправился на гору Афон, где познакомился с духовной жизнью исихастов. Утверждая, что невозможно познать сущность Бога, он объявил умную молитву еретическим заблуждением. Путешествуя с горы Афон в Фессалоники, а оттуда в Константинополь, а затем снова в Фессалоники, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать, что свет Фавора (то есть на Преображении) имеет материальную природу. Он высмеял учения монахов о методах молитвы и о нетварном свете, который видели исихасты.

Святой Григорий по просьбе афонских монахов сначала ответил устными увещеваниями. Но, видя тщетность таких усилий, он изложил свои богословские аргументы письменно. Так появились “Триады в защиту святых исихастов” (1338). Ближе к 1340 году афонские подвижники с помощью святого составили общий ответ на нападки Варлаама, так называемый “Житийный фолиант”. На Константинопольском соборе 1341 года в соборе Святой Софии святой Григорий Палама спорил с Варлаамом, уделяя особое внимание природе света Фаворского. 27 мая 1341 года собор принял позицию святого Григория Паламы о том, что Бог, неприступный в Своей сущности, открывает Себя через Свои энергии, которые направлены на мир и могут быть восприняты, как свет Фавора, но не являются ни материальными, ни сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он был предан анафеме и бежал в Калабрию.

Но спор между паламитами и варлаамитами был далёк от завершения. К последним принадлежал ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин, а также патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); император Андроник III Палеолог (1328-1341) также склонялся к их мнению. Акиндин, чьё имя означает «тот, кто не причиняет вреда», на самом деле причинил большой вред своим еретическим учением. Акиндин написал серию трактатов, в которых обвинил святого Григория и афонских монахов в том, что они сеют смуту в церкви. Святой, в свою очередь, написал подробное опровержение ошибок Акиндина. Патриарх поддержал Акиндина и назвал святого Григория причиной всех смут и беспорядков в церкви (1344) и заключил его в тюрьму на четыре года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святой Григорий Палама был освобождён и стал архиепископом Фессалоник.

В 1351 году на Влахернском соборе было торжественно провозглашено православие его учения. Но жители Фессалоник не сразу приняли святого Григория, и он был вынужден жить в разных местах. Во время одного из его путешествий в Константинополь византийский корабль попал в руки турок. Даже в плену святой Григорий проповедовал пленным христианам и даже своим мусульманским тюремщикам. Хазары были поражены мудростью его слов. Некоторые мусульмане не смогли этого вынести, поэтому они избили его и убили бы, если бы не рассчитывали получить за него большой выкуп. Год спустя святого Григория выкупили и вернули в Салоники.

За три года до своей смерти святой Григорий совершил множество чудес, исцеляя больных. Накануне его кончины святой Иоанн Златоуст явился ему в видении. Со словами «На высоты! На высоты!» святой Григорий Палама уснул в Господе 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизирован на Константинопольском соборе под председательством патриарха Филофея (1354-1355, 1364-1376), который составил житие и службы святому.

Этот божественный Отец, родом из Малой Азии, с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе, где обучался как религиозной, так и светской мудрости. Позже, ещё будучи юношей, он покинул императорский двор и подвизался в аскетизме на горе Афон и в ските в Берое. Некоторое время он провёл в Фессалониках, лечившись от болезни, вызванной его суровым образом жизни. Он присутствовал в Константинополе на соборе, созванном в 1341 году против Варлаама Калабрийского, и на соборе 1347 года против Акиндина, который придерживался тех же взглядов, что и Варлаам. Варлаам и Акиндин утверждали, что благодать Божья сотворена. На обоих этих соборах святой мужественно отстаивал истинные догматы Церкви Христовой, в частности, утверждая, что божественная благодать не сотворена, а является несотворёнными энергиями Бога, которые изливаются на всё творение: в противном случае, если бы благодать была сотворена, человек не мог бы иметь подлинного общения с несотворённым Богом. В 1347 году он был назначен митрополитом Фессалоникским. Он пастырствовал в апостольской манере около двенадцати лет и написал множество книг и трактатов о самых возвышенных доктринах нашей веры. Прожив в общей сложности шестьдесят три года, он упокоился с Господом в 1359 году. Его святые мощи хранятся в соборе Фессалоник.

Отец Григория был видным чиновником при дворе императора Андроника II Палеолога. Одарённый Григорий, окончив светское образование, не захотел поступать на службу при императорском дворе, а удалился на Святую Гору и принял монашеский постриг. Он вёл аскетичный образ жизни в монастыре Ватопед и Великой Лавре. Он возглавил борьбу с еретиком Варлаамом и в конце концов победил его. Он был рукоположен в митрополиты Фессалоник в 1347 году. Он прославился как подвижник, богослов, иерарх и чудотворец. Ему в разное время являлись Пресвятая Богородица, святой Иоанн Богослов, святой Димитрий, святой Антоний Великий, святой Иоанн Златоуст и ангелы Божьи. Он управлял церковью в Фессалониках в течение тринадцати лет, из которых один год провёл в рабстве у сарацин в Азии. Он мирно почил в 1360 году и обрёл покой в Царстве Христовом. Его мощи покоятся в Фессалониках, где ему посвящена прекрасная церковь.

Orthodox Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать