В своей знаменитой работе «Анонимное христианство» великий теолог-иезуит Карл Ранер утверждает, что блага искупительной жертвы Христа не ограничиваются рамками какой-либо конкретной религиозной традиции или нашим осознанием или принятием христианской доктрины.
На что немецкий теолог Ганс Кюнг ответил, что «любой искренний еврей, мусульманин или атеист скажет, что самонадеянно утверждать, что он является «анонимным христианином».
Вспомните, как в начале этого года Папа Римский Франциск по-отечески общался с жителями экуменической страны. Сингапур — это город-государство, как и Ватикан, но, в отличие от Ватикана, это суверенное государство, в котором католики составляют меньшинство и живут в гармонии с различными религиозными группами.
Во время «межрелигиозной встречи с молодёжью» в этой стране Святейший Отец подчеркнул важность межконфессионального диалога и стремления к миру, отметив, что разные религии могут привести людей к Богу.
Святой Отец сформулировал свои мысли и сказал: «Все религии — это пути к Богу».
В своём давнем стремлении развивать дух сотрудничества и взаимного уважения между различными религиозными традициями Его Святейшество предположил, что благодать спасения может распространяться за пределы христианского сообщества, почти в соответствии с концепцией «анонимного христианства» Карла Ранера.
Тем не менее, это единственное утверждение вызвало значительные дискуссии и даже возмущённые споры, особенно в отношении его влияния на католическое учение. На протяжении веков, вплоть до Второго Ватиканского собора (1962–1965), преобладающей доктриной было следующее: Extra Ecclesiam nulla salus, или «вне Церкви нет спасения».
В то время как некоторые критики рассматривают заявление Папы Римского как отступление от традиционной католической доктрины, более пристальное изучение инклюзивизма Папы Римского Франциска показывает, что он соответствует учению Второго Ватиканского собора, в частности, «Lumen Gentium» (LG), «Догматической конституции о Церкви», «Nostra Aetate» (NA), «Декларации о межрелигиозном диалоге», и «Ad Gentes» (AG), «Декрету о миссии Церкви».
«Те, кто ещё не принял Евангелие, по-разному связаны с Народом Божьим» (LG 16).
Другие могут быть спасены, «если они по своей вине не знают Евангелия Христова или Его Церкви, но искренне ищут Бога и, движимые благодатью, стремятся своими делами исполнять Его волю, известную им по велению совести» (LG 16).
«Божественное провидение не отказывает в помощи, необходимой для спасения, тем, кто, не будучи виновными, ещё не пришёл к ясному познанию Бога и с Его благодатью стремится жить праведной жизнью» (LG 16).
«Единственная конечная цель [для всех] — Бог. Его провидение, Его проявления благости, Его спасительный замысел распространяются на всех людей до того времени, когда избранные будут объединены в Святом Граде, городе, сияющем славой Божьей, где народы будут ходить в Его свете» (НА 1).
«Семена Слова, скрытые среди своих собратьев [других религиозных традиций]… иногда были посеяны Богом в древних культурах ещё до проповеди Евангелия» (AG 18).
Заявление Папы Римского не было спонтанным. То, что «все религии — это пути к Богу», следует рассматривать в контексте его пастырской экклезиологии и синодальности. Единственная правильная интерпретация — в рамках герменевтики преемственности и герменевтики реформы.
Во-первых, это означает, что Святейший Отец намерен продолжать всестороннюю реализацию пастырской экклезиологии и реформ Второго Ватиканского собора.
И во-вторых, в то время как все крещёные особым образом призываются к участию в синодальном процессе, никто — независимо от его религиозной принадлежности — не исключается. Это означает, что к участию призываются не только те, кто верит во Христа, поскольку Второй Ватиканский собор авторитетно учит, что «все люди призваны к новому народу Божьему» (Lumen Gentium, 13), следовательно, важно слушать и общаться со всеми религиями.
Синодальность и диалог с другими религиями не означают забвения того, что Иисус Христос является окончательным откровением Бога, единственным Спасителем всех и уникальным Посредником между Богом и человечеством (Катехизис Католической Церкви, 480).
Синодальность и уважительное отношение к диалогу не только не препятствуют провозглашению Евангелия, но и подготавливают его, подобно посеву семени Слова (AG 18).
Если вдуматься, то утверждение Папы Римского Франциска «Все религии — это пути к Богу» побуждает к смиренному признанию того, что Бог может действовать способами, недоступными человеческому пониманию, в различных культурных и духовных контекстах.
«Человекам это невозможно, но Богу всё возможно» (Евангелие от Матфея 19:26).
Об авторах: Хосе Марио Баутиста Максимиано — автор трёхтомного труда «Церковные реформы» (Claretian, 2023, 2024, 2025) и трёхтомного труда «500 лет христианства на Филиппинах» (Claretian, 2021, 2022). Таддеус Ноэль Г. Лапут — католический философ и священник хосписа в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.
Eurasia Review