Главная христианство Кто наделил Русскую церковь полномочиями, которые принадлежат исключительно православным соборам?

Кто наделил Русскую церковь полномочиями, которые принадлежат исключительно православным соборам?

через Исмаил
0 комментарий 12

 

 

В интернете появилось интервью с митрополитом Волоколамским Антонием из Московского патриархата, по-видимому, в попытке как-то уравновесить покаяние и благословение, которые он получил от Вселенского патриарха при встрече на похоронах архиепископа Анастасиоса Тиранского. То, что он поцеловал правую руку Вселенского патриарха, конечно, не было случайностью.

В этом интервью он выступил с нападками на Александрийский патриархат, пытаясь представить признание Автокефальной православной церкви Украины как предполагаемое предательство со стороны Александрийского патриарха Феодора II. Это интервью, конечно, предназначалось в первую очередь для воспроизведения и публикации на территории России, а также для православных россиян в целом, чтобы оправдать вторжение Московского патриархата в Африку и вызванный этим вторжением раскол. Однако, поскольку оно также было переведено и опубликовано на греческом языке, было бы уместно прокомментировать эту публикацию, чтобы раскрыть истинную каноническую реальность, скрытую в этом интервью.

Митрополит совершенно справедливо начинает своё интервью с заявления: «В древних правилах, которые мы называем Священными канонами, Северная Африка признавалась канонической территорией Александрийского патриархата, который в XX веке распространил свою деятельность на весь Африканский континент.

Во всех этих приходах духовенство, как посланники Русской Православной Церкви, согласовывало свои действия с церковными властями Александрийского Патриархата и действовало исключительно с благословения местной иерархии. Поэтому, согласно святым канонам, духовенство Русской Православной Церкви получало благословение Александрийского Патриархата на каждое совершаемое ими священнодействие».

Затем он утверждает, что «Александрийский патриарх стал раскольником после того, как признал и сослужил предстоятелю Автокефальной церкви Украины, и в результате Русская церковь была вынуждена рассмотреть многочисленные просьбы русскоязычных эмигрантов, живущих в других африканских странах, которые просили Русскую православную церковь открыть собственные приходы и прислать священников». Такую точку зрения выразили и он сам, и Московский патриархат. Но давайте посмотрим, соответствует ли это утверждение Священным канонам.

Каноны 12, 13, 14 и 15 Константинопольского собора (Первого-Второго Вселенского собора) гласят, что «никто не может считать епископа виновным и отказываться подчиняться ему до решения компетентного церковного суда». Компетентный церковный суд, а именно Всеправославный собор, ещё не созывался для рассмотрения вопроса о том, действительно ли Александрийский патриархат стал раскольническим, как утверждает Московский патриархат. Таким образом, любые превентивные ответные действия являются неканоничными в соответствии со Священными канонами.

Это вызывает ряд обоснованных вопросов, на которые даже сама Русская церковь не может ответить: а) Кто дал Московскому патриархату право судить Александрийскую церковь и вести деятельность в зарубежных епархиях, когда это прямо запрещено Святыми канонами? б) Может ли Русская церковь, получившая статус патриархата всего несколько сотен лет назад, в одностороннем порядке бросать вызов Александрийской церкви, история которой восходит к самым истокам христианства? в) Почему Русская православная церковь не провела богословский анализ, объясняющий, как поминовение предстоятеля Украинской церкви патриархом Феодором якобы даёт Русской церкви право совершать неканонические действия в Африке?

Таким образом, он опирается исключительно на один канон (Второй Антиохийский собор), нарушая при этом десятки других. Поскольку, согласно священным канонам, Александрийский патриархат не приглашал Русскую церковь вмешиваться в его дела или учреждать там свои епархии, создание экзархата Русской церкви в Африке представляет собой вторжение в каноническую юрисдикцию другого патриархата, что равносильно созданию раскола, форме церковной оккупации. Это раскалывает Тело Христово и ставит Русскую Церковь вне Церкви.

В результате всего этого, согласно Священным канонам, епископ и «африканский экзарх» Русской церкви «митрополит» Константин Зарайский был низложен Священным Синодом Александрийского патриархата. То же самое произошло с его предшественником, митрополитом Леонидом, а также со всем духовенством-отступниками.

Далее митрополит Волоколамский заявляет, что “Патриарх Александрийский в своих публичных заявлениях заявил о своей преданности святым канонам, сказал, что украинские раскольники были лишены божественной благодати, и призвал верующих оставаться верными канонической Церкви Онуфрия”. Однако Александрийский патриарх не сказал ничего необычного, поскольку эти заявления были действительны до предоставления автокефалии и восстановления раскольникам канонического статуса. С декабря 2018 года, когда была создана автокефальная Церковь Украины, бывшие раскольники стали участниками божественной благодати и были восстановлены в каноническом порядке.

На самом деле Предстоятель Второй Православной Церкви не сделал ничего, кроме как подчинился решениям Вселенского Патриархата, который обладает исключительными полномочиями предоставлять автокефалию. Он не сделал ничего, кроме как соблюдал священные каноны и традиции Православной Церкви, которым всегда оставался верен. Будучи вторым по значимости Патриархатом, он подал пример, как и был обязан сделать, другим поместным Церквам. Однако, к сожалению, большинству из них по-прежнему мешают другие интересы.

Затем, как человек, совершенно не знакомый со священными канонами и традициями Церкви, он заявляет: «Этот поступок патриарха Феодора показал, что ему не хватает последовательности в своих словах. Подобное впечатление сложилось не только у нас, но и у большого числа священнослужителей, находящихся в юрисдикции Александрийского патриархата.

Они поняли, что их патриарх совершил измену, и теперь его трудно назвать честным человеком.» Он обвиняет патриарха в нечестности, утверждая, что, хотя внешне он следует священным канонам, в конечном счёте он оправдывает создание Русского экзархата в Африке, заявляя, что у него не было выбора. Он утверждает, что «после того, что произошло, многие десятки африканских священнослужителей, в основном коренного населения, подали заявления о том, что они больше не хотят оставаться под омофором патриарха, который поступил так вероломно. Поэтому они просят Патриарха Московского и всея Руси принять их под свою защиту и юрисдикцию».

С каких это пор и по каким правилам какая-либо поместная Церковь отвечает на просьбы духовенства из другой канонической юрисдикции, создавая неканонические структуры? Если бы это было традицией Церкви, мы бы увидели бесконечную череду подобных нарушений. Всегда находились священнослужители, которые по личным мотивам — уж точно не церковным — выдвигали необоснованные требования. Таким образом, сама Русская Православная Церковь вторглась на каноническую территорию другой поместной Церкви, грубо нарушив многочисленные священные каноны. Кто наделил Русскую Церковь такой властью — властью, которая принадлежит исключительно православным соборам? Русская Церковь не имеет права судить другую Церковь. Более того, её осуждение Александрийского патриарха и отрицание участия Александрийской Церкви в спасительном действии божественной благодати, как она утверждает, равносильно богохульству против Святого Духа.

Пытаясь оправдать это беспрецедентное действие, митрополит прибегает к искусственному аргументу, пытаясь представить его в рамках так называемой «новой экклезиологии», продвигаемой Русской церковью. Он заявляет: «Поскольку патриарх Феодор в августе 2021 года «сослужил» с главой «Украинской раскольнической церкви», он не оставил нам другого выбора. Согласно священным канонам, тот, кто сослужит раскольнику, сам становится раскольником». Это новое оружие, используемое Русской церковью. Продолжение избирательного общения только с теми епископами, которые разделяют их позицию по вопросу автокефалии Украинской православной церкви, является церковно неоправданной практикой.

Поместная Церковь не может поминать только определённую группу епископов, поскольку это не имеет экклезиологического основания. Более того, раскол, который они готовы посеять в любой поместной Церкви, которая, по словам митрополита Антония, «осмеливается» признать Автокефальную Церковь Украины, как в случае с Александрийским патриархатом, создаёт значительные препятствия для других Церквей, рассматривающих возможность признания. Чтобы ещё больше усугубить раскол, они советуют священникам избегать совместного богослужения с теми, кто ранее служил вместе с епископами или духовенством Автокефальной Церкви Украины, подразумевая, что это каким-то образом «осквернит» их. Однако единственное священное правило, на которое они ссылаются, говорит не только о совместной литургии, но и о причастии.

«Тот, кто причащается с теми, кто не причащается, сам не причащается». (Второй Антиохийский собор). Одно — причастие во Христе, одна — общая Чаша, одно Тело — Церковь. Если они считают Вселенского патриарха или Александрийского патриарха находящимися в расколе из-за их совместных богослужений с украинским духовенством, то, согласно священным канонам, эта логика распространяется на всех, кто поминает их, делая их в равной степени находящимися в расколе. Для этого не нужно ждать совместной литургии. Поскольку мы все поминаем Вселенского Патриарха Варфоломея или Патриарха Александрийского или просто находимся в общении с ними, мы находимся в общении как с архиепископом Киевским Епифанием, так и с Православной Церковью Украины, даже если мы не совершали с ними совместное богослужение. Это православная экклезиология, и именно так определяют священные каноны. Остальные появляющиеся богословские уловки — это изобретения Русской Церкви, чтобы сохранить своё влияние в пределах митрополий поместных Церквей. Они интерпретируют богословие так, как считают нужным, подстраивая его под свои интересы, а не следуя воле Христа и Церкви, выраженной богоносными отцами Святых Вселенских Соборов.

Затем митрополит похвалил деятельность Русской церкви в Африке, обвинив Александрийский патриархат в том, что он бросил на произвол судьбы некоторые отдалённые районы. Однако, как могут подтвердить те, кто знаком с Александрийским патриархатом, эти заявления — всего лишь риторическая уловка, призванная создать ложное впечатление и не имеющая отношения к реальности.

Со стороны Русской церкви в этом вопросе было допущено беспрецедентное вопиющее нарушение многих священных канонов. В погоне за расширением власти они пренебрегли каноническим правом Православной церкви. Любое несанкционированное вторжение в юрисдикцию другой церкви было прямо осуждено самым первым собором Церкви Христовой — Апостольским собором. Сохранение юрисдикции каждого патриархата или автокефальной церкви, определённой соответствующим томосом об автокефалии или решениями Вселенских соборов, — вот что обеспечивает непрерывность и единство Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Однако сегодня мы наблюдаем действия, которые в корне несовместимы с теми, кто искренне любит Церковь и стремится сохранить её единство. Создание экзархатов без разрешения и благословения местного епископа, как в случае с созданием Русской церковью экзархата в Африке, подрывает единство Церкви.

Если такие нарушения останутся без внимания и без последствий, то пренебрежение священными канонами и решениями Вселенских соборов, осуществляемое столь нагло и без угрызений совести, нанесёт серьёзный ущерб самому институту Церкви. Этот прецедент будет означать, что священные каноны и решения соборов теперь можно будет легко отменять, когда это будет в интересах конкретной Церкви. Что помешает каждой автокефальной Церкви создавать экзархаты по всему миру? И очень жаль, что другие поместные церкви не занимают позицию поддержки Александрийского патриархата и священных канонов, хотя многострадальная Александрийская церковь часто обращалась с этим призывом. Александрия, которая осталась не только на стороне Москвы, но и на стороне священных канонов и древних традиций Православной церкви.

Иллюстрация Александрийский патриарх и африканские православные священники

Данный материал опубликован в рамках редакционной политики ВиМ предполагающей представление различных менний и суждений по одному вопросу

автор : иеромонах Никитас Пантократоринос

Orthodox Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать