Главная христианство В Московском музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева открылась выставка, посвященная иконам св. Георгия Победоносца.

В Московском музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева открылась выставка, посвященная иконам св. Георгия Победоносца.

через Исмаил
0 комментарий 30

В Московском музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева накануне 80-летия победы, 8 мая, открылась выставка посвященная св, Георгию Победоносцу. Этот святой, наряду со св. Николаем, епископом Мир Ликийских Чудотворцем, пожалуй, самый популярный во всех христианских церквах, признающих почитание святых.

Согласно житию св. Георгия, он родился между 275 и 285 годами нашей эры в семье римского сенатора Геронтия, грека по происхождению, высокопоставленного военного, получившего это звание во времена правления императора Диоклетиана. Согласно житию, отец Георгия происходил из богатой греческой семьи чиновников в Каппадокии. Согласно одной из версий, именно в каппадокийском монастыре Георгий принял таинство крещения и стал членом Церкви. Его мать звали Полихрония, она была христианкой и происходила из известной Лидды (Диосполис, Лод) в Палестине. Как сообщают христианские источники, семья святого переехала из-за смерти отца Георгия в Лидду, когда он был маленьким, в связи со смертью его отца.

В юном возрасте Георгий вступил в римскую армию. Он отличился своим мужеством и героизмом и получил должность трибуна. Вскоре после этого император Диоклетиан назначил его командиром полка в Аникиорском батальоне императорской гвардии.

В 303 году нашей эры, когда начались гонения Диоклетиана, Георгий без колебаний исповедал свою христианскую веру, вызвав гнев Диоклетиана, поскольку занимал высокий пост и был его любимцем. Сначала он предложил ему богатство, землю и рабов для обращения в христианство, а когда Георгий отказался, восхваляя язычников, он подверг его серии ужасных пыток. Сначала святого привязали к дереву и били шестом в живот. Христианская традиция описывает, что после того, как они пронзили его копьем, они разорвали его плоть специальным набором ножей. Затем они бросили его в яму с кипящей известью, а затем заставили ходить в раскаленных металлических башмаках. Согласно христианской традиции, во время всех этих испытаний Бог чудесным образом сохранил ему жизнь.

Георгий был окончательно предан мученической смерти через обезглавливание в пятницу, 23 апреля 303 года н.э. Согласно христианскому историку и апологету святому Евсевию, этот день соответствовал пятнице Преображения Господня на Пасху. Христиане забрали его останки и похоронили их вместе с останками его матери, которая приняла мученическую смерть в тот же день или на следующий. Согласно христианской традиции, верный слуга Георгия Пасикрат, исполняя его желание, забрал останки Георгия вместе с останками его матери и перевез их в Лидду в Палестине. Константин Великий построил церковь над его могилой. Позднее крестоносцы перевезли их на Запад.

После мученической кончины Георгия мученическую смерть также приняли его соратники Евсевий, Неос, Леонтий, Лонгин и еще четверо. Церковь отмечает их память 23 апреля. Мы видим, что, сосредоточившись на дне мученичества святого Георгия, в рамках литургического года Церкви создается праздничный цикл, который в большей степени определяется Константинопольским уставом, который начинается 20 апреля и заканчивается 24 апреля. Этот праздничный цикл показывает выдающееся место святого Георгия в жизни Церкви. В гимнографии Православной церкви он украшен эпитетами «драгоценная жемчужина», «благородный, «славный лев», «яркая звезда», «воин Христов», «спутник небесного воинства».

 

Святой Георгий считается покровителем пехоты и армии, а также святым-покровителем Англии. Он также считался покровителем крестоносцев и скаутов. Как святой-воитель и освободитель, он собирает множество удивительных историй и преданий, из которых наиболее важной является та, в которой рассказывается об убийстве дракона и спасении принцессы. Этот зверь охранял воду в источнике близ Силины в Ливии (по другим данным речь идет о землях Ливана, а не Ливии, в окрестностях нынешнего Бейрута и позволял ей течь только тогда, когда находил человека, которого можно было бы съесть. Местные жители по жребию определили жертву дракона. Целые армии сражались с этим чудовищем, но безрезультатно. Жребий также выпал на долю принцессы, которую святой Георгий спас, убив дракона.

Его биография была впервые написана папой Геласием I в “Деяниях святого Георгия” (496), а затем святым Андреем Критским. Сирийская церковь высоко ценила его с IV века. Благодаря своему рыцарскому поведению Святой Георгий стал популярен в Европе в 10 веке, в результате чего к 15 веку его праздник стал таким же важным и популярным, как Рождество Христово. На Оксфордском соборе в 1222 году День святого Георгия был объявлен официальным праздником, а в 14 веке он стал святым покровителем страны. Он также является святым покровителем Москвы, Арагона, Грузии и Каталонии, а до 18 века он также был покровителем Португалии. Святой Георгий, будучи покровителем Англии и всадником, согласно соответствующей легенде, считался покровителем рыцарей Круглого стола.

Святой Георгий Победоносец родом из Каппадокии. По этой причине он был одним из самых почитаемых святых в Малой Азии и, как следствие, в районах, где после Малоазийской катастрофы в Греции поселились беженцы. Самыми известными церквями Святого Георгия в Малой Азии были церкви Смирны, Прусы, Кидонии и Неаполя Каппадокийского. На родине святого Георгия, в Каппадокии, можно найти первые жизнеописания святого Георгия на коне, а также песни, восхваляющие его.

Во многих частях Греции апрель, который считается месяцем святого великомученика Георгия Победоносца, также называют “Айгиоргис”, или “Айгиоргитис”. Праздник Святого Георгия Победоносца (23 апреля) считается началом периода различных сельскохозяйственных работ. Важным обычаем Малой Азии и фракийцев, связанным с праздником, является курбани, то есть ритуальный забой животных и раздача мяса за общей трапезой. Также характерна современная версия известной древней пословицы, в которой Святой Георгий заменил Афину: «Мой святой Георгий, помоги мне, ты тоже помаши рукой».
Святой Георгий, после того как Византийская империя обратилась в православное христианство стал символом византийского войска, а после того как Греция обрела независимость в первой половине XIX века,-символом армии независимого греческого государства.

Святого Георгия чтили или продолжают чтить многие мусульмане, особенно на Балканах, в Турции и бывшей Османской империи. По их словам, святой Георгий ассоциируется или путается с мусульманским святым или «малым пророком ( Вали -араб. Ближний к Богу) , которого турки называют “Хизир Элез”. Они верили, чтоХизир – пророк, современник Моисея, который иногда появляется один, а иногда с Илией – Элиасом или Элезом. Также известна песня-рассказ “Tou Ai Giorkou” со словами на катаревусе и кипрском диалекте.

Известно, что изначально икона в условиях, когда большое количество христиан было неграмотными, играла роль катехизиса- учебника веры и учебника истории религии. Это хорошо можно ощутить на описываемой выставке. В небольшом помещении представлено меньше десятка экспонатов, но они очень значимы с информационной и художественной точки зрения.

Так полностью представлены иконографические замыслы изображения Георгия- как «просто святого» и как «воина победителя». Центральное место в экспозиции занимает житийная икона св.Георгия, работы Московской иконописной школы XVI в. с 16 «клеймами» (рамочными изображениями, рассказывающими об эпизодах жизни и мученичества святого. Причем многие из эпизодов мученичества традиционно представлены только на русских иконах, их нет в иконографии других православных стран. На житийной иконе первой трети XVI столетия Георгий представлен в воинских облачениях, с крестом в руках, как знаком священномученичества.

Интересна новгородская икона, третьей четверти XVI века всесторонне представляющая сюжет «Чуда Георгия о Змие». Этот сюжет является центральным в традиции почитания Георгия, как святого. Есть мнение, что этот подвиг победы над змием, как воплощенным злом был совершен посмертно, в духовном мире, но по другой утверждается, что речь идет о вполне земном событии, связанного с дочерью ливийского (или Ливанского) царя и его дочери. Если традиционно «георгиевская» иконография сосредотачивалась на изображении Георгия на белом коне, копьем поражающего змия (в таком виде «георгиевский» сюжет вошел и в геральдику, став, в частности, гербом Москвы). На представленной иконе мы видим кульминационный момент , связанный с повержением змия. Св. Георгий приводит захомутанного после боя змия ко дворцу, его встречает царская дочь, избежавшая ужасной смерти, на балконе стоит сам царь, из окон выглядывают придворные. А на стенах дворца мы видим стражников. То есть не по иконному, информативно насыщенная картина.

Очень важно отметить, представленные на выставке две неовизантийские греческие иконы, критской школы иконописи XVII века (на одной есть даже подпись зографа (художника) -Иоаннидес) из собрания Церковно-археологического музея Московской духовной академии. На одной изображено «Двойное чудо св. Георгия», согласно иконографическому канону поражающего копьем змея, но здесь есть и дополнительное сюжетное ядро- на крупе коня святого, сидит греческий отрок, вызволенный св. Георгием из «сарацинского»(арабского) плена. Нужно сказать, что при жизни святого арабы еще были не мусульманами (до Мухаммада оставалось еще триста с лишним лет), а сильно пьющими «джахалийун» (язычниками), изрядно и жестоко хулиганившими на восточных границах Византийской империи. Вторая греческая икона изображает Святого Георгия, держащего в руках свою отрубленную голову. Это тоже довольно редкий сюжет.

Представление на выставке греческих икон имеет «искусствоведческий смысл». Будет правильным суждение, что традиционная русская иконопись развивалась, и продолжает развиваться вплоть до настоящего времени в русле древневизантийской традиции, с ее плоскостными, часто далекими от реальных пропорций телесными изображениями с лишенными индивидуальности ликами ( исключение составляют настенные росписи русских храмов XVIII-XX вв). Как мы знаем, в 1453 году Византия и ее столица Константинополь были захвачены турками, бытие и труды христиан в захваченной стране утяжелились и усложнились. Поэтому многие «зографы» (иконописцы) переехали на остров Крит, в те времена принадлежавший Венецианской Республики и начали выполнять заказы е только православных приходов и монастырей, но и католических. Понятно, что на де-юре территорию католического европейского государства проникали ренессансные и раннебарочные тенденции изобразительного искусства. И одна из них- стремление к трехмерной перспективе изображения отчетливо видна в представленных иконах, и является отличительной характеристикой неовизантийской греческой иконописи.

Выставка продлится до 15 июня. В ее рамках будут организованы лекции.

Рекомендуем к посещению так же грека и филэллинам, находящимися в пределах досягаемости Москвы.

Иван Нелюбов для ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать