Главная христианство Церковь, которая объединяет и разделяет православных и католиков

Церковь, которая объединяет и разделяет православных и католиков

через Исмаил
0 комментарий 15

Восточно-католический (внизу справа) и другие епископы на Втором Ватиканском соборе. 
Представьте, что вы входите в церковь, где со стен смотрят впечатляющие иконы, священники с длинными бородами размахивают кадилами, а в песнопениях слышится знакомая византийская нотка, и всё выглядит и ощущается как православное, но при этом католическое. Это звучит странно, но вы полностью осознаёте это, когда слышите: священники поминают Папу Римского.

Добро пожаловать в мир восточно-католической, или греко-католической, или, как её до сих пор называют многие православные, униатской церкви, от латинского слова «unio», означающего «единство» или «один».

Их история — живой пример бурной истории отношений между католической и православной церквями, где вера, борьба за власть и многовековой раскол между православным Востоком и католическим Западом становятся очевиднее, чем когда-либо. И теперь, когда Папа Римский Франциск ушёл из жизни, оставив всех гадать, в каком направлении будет развиваться диалог, за который он выступал, вопрос об унии вновь становится актуальным.

Кто такие униаты или восточные / греко-католики?

Чтобы понять униатов, нужно засучить рукава и углубиться в довольно запутанную церковную и геополитическую историю.

Ситуация осложнилась после падения Константинополя, когда Османская империя расширила своё влияние в Европе, а различные европейские державы играли в шахматы с государствами. В 1596 году из этой исторической «паровой камеры» возникли такие движения, как Брестская уния.

Брестская уния знаменует собой критический момент, когда большинство лидеров Русской православной церкви, находившейся в составе Речи Посполитой (на территории современных Украины и Беларуси), решили официально присоединиться к Римско-католической церкви. Это означало признание власти Папы Римского и прекращение общения с Константинопольским патриархом.

Большие группы православных верующих по всей Восточной Европе признали власть Папы Римского, чего не делает Православная церковь, но сохранили византийскую литургию и обычаи, в том числе такие традиции, как женатые священники.

Рим часто преподносил это как возвращение заблудших овец в лоно Церкви, пастырскую заботу о тех, кто утратил связь со Вселенской (католической) Церковью. Но спросите православного христианина, особенно грека с хорошей памятью? «Забота» — не совсем то слово, которое они бы использовали. Это больше похоже на использование в своих интересах людей, оказавшихся между молотом и наковальней, на политический ход, облачённый в религиозные одежды. Это было воспринято не как воссоединение братьев, а скорее как политический шаг для расширения влияния Рима на восток.

Сегодня во многих странах Европы, в первую очередь в восточной части континента, существует несколько восточно-католических или греко-католических церквей. В Греции есть «Греческая византийская католическая церковь», которая принадлежит к этой семье католиков, внешне похожих на православных. Она отделена от Православной церкви Греции и Католической церкви Греции, в которых насчитывается около 350 000 верующих по всей стране.

Фасад Мелькитского греко-католического патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы в Дамаске

Станет ли униатство камнем преткновения между католиками и православными после смерти Франциска?

Даже само слово «униатство» вызывает споры. Восточным католикам оно сейчас не нравится, но многие православные намеренно используют его, говоря о них. Оно напрямую указывает на этот исторический метод — объединение восточных церквей под властью Рима в единый блок, сохранение их стиля, но изменение их лояльности.

На протяжении веков это было серьёзной проблемой в любых серьёзных разговорах между католиками и православными о сближении двух важнейших христианских церквей. Православные считали, что Рим говорит: «Ваша церковь неполноценна без нас». Это воспринималось как грубый жест превосходства.

Покойный Папа Римский Франциск, к его чести, часто с теплотой и уважением отзывался о православии. Он пытался сгладить ситуацию. Но церкви, возникшие в результате этого старого метода? Они всё ещё существуют. В 1993 году Баламандская декларация, важный момент в официальном диалоге, по сути, заявила, что униатство — это не путь к объединению католиков и православных, но также признала существование и права этих восточно-католических церквей. С точки зрения официальной православной церкви это был прогресс, но он не мог волшебным образом стереть многовековое недоверие.

Без Фрэнсиса, который управлял бы кораблём, возникает вопрос: сохранится ли это осторожное взаимопонимание и церковное сближение, или старые призраки снова начнут греметь цепями?


Папа Пий XI во время официальной аудиенции в 1923 году с Деметрием I Кади, патриархом Антиохийским и всего Востока, в сопровождении епископов Мелькитской греко-католической церкви. Все они одеты в официальную церковную одежду, что подчёркивает межцерковные отношения начала XX века.

Греко-католическая церковь: Оказавшаяся между мирами

Примерно 18 миллионов человек по всему миру являются членами униатской, восточной или греко-католической церкви. В Греции нет такой богатой истории униатства, как в Украине или Румынии, и насчитывает всего 6000 членов, в основном в Афинах. Однако этот вопрос находит глубокий отклик у греческих православных верующих, особенно среди консервативных членов церкви. Он затрагивает долгую историю Византии, трудные османские века и глубоко укоренившуюся настороженность по отношению к вмешательству Запада — религиозному или иному — в дела Греции. Эти восточно-католические общины, такие как невероятно стойкие украинские греко-католики, пережившие советские гонения, часто очень гордятся своей идентичностью.

Они считают себя одновременно и католиками, и православными, с гордостью придерживаясь обеих традиций. Однако многие православные продолжают символизировать прошлые конфликты; это живой, дышащий результат стратегии единства, которую, по их мнению, Рим навязал в то время, когда мусульмане-османы подавляли Константинополь и значительную часть православия. Тем не менее, большинство христиан как в Западной, так и в Восточной Европе по-прежнему находятся на этом историческом перепутье и упорно надеются на возможное примирение — надежду, которую для многих воплощал Папа Римский Франциск и отсутствие которого делает предстоящий путь ещё более туманным.

Автор: Ник Кампурис

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать