29 апреля 2024 – День Константинаса Кавафиса
Константинос Кавафис, или Константин Петр Кавафи, как его называли во всем мире, был одним из величайших греческих поэтов.
Он родился в Александрии, Египет, 29 апреля 1863 года, последним из девяти детей богатого купца Петроса-Иоанну Кавафиса. Он умер в тот же день семьдесят лет спустя, в 1933 году.
В короткой автобиографии Кавафис писал о своей жизни:
«Я родом из Константинополя, но родился в Александрии – в доме на улице Шерифа. Когда я был совсем маленьким, я уехал и провел большую часть своего детства в Англии. Я приехал в эту страну после долгого времени, но задержался ненадолго. Я тоже жил во Франции. В подростковом возрасте я более двух лет прожил в Константинополе. Я не был в Греции много лет. Моя последняя работа была в качестве сотрудника правительственного учреждения Министерства общественных работ Египта. Я говорю по-английски, по-французски и немного по-итальянски».
Невероятно, но человек, известный прежде всего своей поэзией, Кавафис никогда при жизни не публиковал книги своих стихов.
Вместо этого он предпочитал раздавать их газетам и журналам для публикации или просто писал их от руки и раздавал всем, кто был заинтересован.
Любимая Александрия была миром Кафависа
Он написал 154 стихотворения и десятки набросков и оставил после себя ряд незаконченных произведений. Первая книга его стихов была опубликована только в 1935 году, через два года после его смерти.
Кавафис потерял отца в возрасте семи лет, смерть вынудила его мать Хариклею забрать семью и переехать в Лондон, а затем в Ливерпуль.
Юный Константинос выучил английский язык и рано проявил интерес к литературе. Однако финансовые проблемы вынудили семью снова переехать в 1878 году, на этот раз обратно в Александрию.
В 1882 году националистические беспорядки в Египте побудили семью Кавафисов снова переехать, но на этот раз в Константинополь. Свои первые систематические попытки писать стихи он предпринял во время своего пребывания в этом великом городе, а самое первое стихотворение в его архиве, по-видимому, было написано в 1882 году.
Произведения «Бейзадес к любовнице» (1884), «Дуня Гузели» (1884) и «Нихори» (1885) показывают, насколько глубоко его вдохновлял византийский город.
В октябре 1885 года Кавафис вернулся в Александрию вместе с матерью и двумя братьями, Александром и Павлом, после получения компенсации за разрушительные беспорядки 1882 года.
Одним из его первых решений по возвращении туда было получение греческого гражданства. После этого Кавафис начал работать сначала журналистом, а затем брокером на Хлопковой фондовой бирже Египта.
В 1889 году он был первоначально принят на работу в качестве неоплачиваемого секретаря ирригационной службы страны; В 1892 году он стал там наемным служащим и оставался на этом посту до 1922 года, достигнув даже звания заместителя мэра.
В 1891 году Кавафис опубликовал свое первое замечательное стихотворение «Строители». Он написал некоторые из своих самых важных произведений, таких как «Свечи» (1893), «Стены» (1896) и «В ожидании варваров» (1899) с 1893 года до конца века.
Мать поэта скончалась в 1899 году, и Кавафис на долгое время погрузился горе.
В 1902 году Кавафис впервые в жизни отправился в Грецию; Именно в Афинах он познакомился со своими будущими коллегами Григорием Ксенопулосом и Иоаннисом Полемисом.
В письме, которое он написал по прибытии в греческую столицу, он сказал, что чувствует себя мусульманским паломником, который едет в Мекку.
В следующем году он снова посетил Афины, и 30 ноября того же года Ксенопулос написал историческую статью «Поэт», которая появилась в журнале «Панафинея».
Это был первый раз, когда работа Кавафиса получила какое-либо внимание и похвалу со стороны греческой публики.
В декабре 1907 года Кавафис поселился в доме на улице Лепсиуса, 10 в Александрии, где он провел остаток своей жизни, написав свои самые значительные стихотворения своего .
Его литературная репутация росла, и он принимал в своем доме множество знаменитых гостей, в том числе Томмазо Маринетти, Андреса Мальро, Никоса Казандзакиса, Костаса Ураниса и Миртиотиссу.
Кавафис и его знаменитая поэма «Итака»
В 1911 году Кавафис написал свою знаменитую поэму «Итака». Три года спустя он познакомился с великим английским романистом Эдвардом Морганом Форстером и подружился с ним; Пять лет спустя Форстер познакомит англоязычный мир с поэзией Кавафиса.
В апреле 1922 года Кавафис наконец смог уйти с государственной службы, чтобы посвятить себя поэзии.
«Наконец-то я освободился от этой ненавистной штуки», — писал он позже.
В следующем году скончался последний живой брат поэта, Иоанн Кавафис, который был первым поклонником и переводчиком творчества Константиноса.
В 1926 году греческое правительство наградило Кавафиса высшей наградой — медалью Ордена Феникса.
Он начал страдать от проблем с гортанью, и врачи диагностировали рак в 1930 году.
Вскоре Кавафис обнаружил, что не может говорить, и в 1932 году ему сделали операцию по трахеотомии в Афинах.
В 1933 году поэт вернулся в Александрию, его здоровье постоянно ухудшалось. В начале апреля его перевели в Греческий госпиталь, и в 2 часа ночи 29 апреля 1933 года поэт испустил последний вздох в возрасте 70 лет.
Кавафис привнес в современную греческую поэзию интернациональную ауру
Ученый Мария Акритиду писала о творчестве великого человека: «Константинос Кавафис – гиперсовременный поэт, поэт для последующих поколений».
«Помимо своей исторической, психологической и философской ценности, строгость его стиля, который иногда затрагивает лаконизм, его взвешенный энтузиазм, который апеллирует к эмоциональному интеллектуализму, его правильная формулировка, результат классической естественности, его легкая ирония, представляют собой элементы, которые будут оценены будущими поколениями, мотивированными прогрессом открытий и тонкостью психического механизма».
Организация Greece 2021, организующая мероприятия по случаю двухсотлетия Греции, написала о Кавафисе:
« Константин Александрийский» (1863-1933) привнес в современную греческую поэзию интернациональную ауру. Модернист, еще до того, как модернизм стал термином, был ученым и эстетиком, реалистом и любителем детального стиха. Он заставил греческую поэзию своим гедонистическим, эзотерическим чувством вписаться в социальный контекст того времени. Он прославлял красоту и наслаждение плоти.
«Он был мастером об очень многом, в нескольких словах. Его стиль был ироничным, эзотерическим, нерифмованным, сосредоточенным на деталях и точном выражении, качествах, которые сделали его новинкой среди поэтов своего времени. Несмотря на то, что его библиография довольно невелика, всего 154 опубликованных стихотворения, это неисчерпаемое поле для гуманистических и поэтических исследований».