Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Любили ли люди в Древнем Риме и Греции то же, как и мы?

Любили ли люди в Древнем Риме и Греции то же, как и мы?

через Исмаил
0 комментарий 42

Со времен древнего Рима и Греции люди сталкивались с трудными эмоциями любви – во всей ее красе и пагубе – и выходили с другой стороны невредимыми.

 

Примерно в 100 году нашей эры римский юрист и аристократ Плиний отправил письмо своей третьей жене Кальпурнии, которая жила в другой части Италии, чтобы выразить, как сильно он любил ее и скучал по ней:

Я так сильно люблю тебя, и мы не привыкли к разлукам. Поэтому я не сплю большую часть ночи, думая о тебе […] Единственное время, когда я свободен от этих страданий, – это когда я нахожусь в суде и изматываю себя судебными исками своих друзей. Тогда вы можете судить, какую жизнь я веду, когда нахожу отдых в работе и отвлечение в заботах и беспокойстве.

Большинство живущих сегодня людей испытывали ту или иную форму страстной романтической любви или будут испытывать в какой–то момент своей жизни – часто с разбитым сердцем в равной степени.

Когда у нас возникают проблемы с любовью, нам нравится утешать себя мыслью, что это случается со многими другими людьми. Это, безусловно, правда. Это, конечно, происходило на протяжении тысячелетий.

Любовь в Древнем Риме и Греции

Одно из самых известных древних описаний страстной любви содержится в трудах врача Галена (126-219 гг. н.э.), который работал в Риме. В своей книге О прогнозах Гален описывает, как он нанес визит в дом мужчины, жена которого казалась нездоровой – страдала бессонницей, но не лихорадкой.

Гален расспрашивал ее, пытаясь выяснить, почему она не может заснуть, но она никак не реагировала:

Она отвечала нерешительно или вообще не отвечала, словно желая показать глупость подобных вопросов, и, наконец, перевернулась, полностью зарылась поглубже в одеяла, накрыла голову небольшой накидкой и лежала так, как будто хотела уснуть.

При последующих посещениях он обнаружил, что женщина была влюблена (и без ума) в танцора по имени Пилад, которого она видела танцующим в городском театре. Ее плохое состояние было вызвано осознанием того, что ее любовь никогда не могла быть чем-то большим, чем тайное желание.

Древние люди понимали, что любовь может возникнуть, казалось бы, случайным образом, по причинам как простым, так и сложным.

В пьесе Теофила “Человек, который любил музыкальные трубы” (4 век до н.э.) один из персонажей объясняет основные причины своей влюбленности в кого-то:

Что касается меня лично, я влюблен в молодую женщину, которая играет на лире […] она красивая, она высокая, она хороша в своей работе.

Страстные объятия и привязанность древних любовников иногда фиксировались в интимных подробностях.

В одном анонимном стихотворении (дата неизвестна) автор описывает, как после победы его возлюбленного в боксерском поединке он подошел и поцеловал его в губы, хотя его лицо было залито кровью:

Когда Менехарм, сын Антикла, выиграл боксерский поединок, я увенчал его десятью мягкими гирляндами и трижды поцеловал его, всего перепачканного кровью, но кровь была для меня слаще мирры.


Римская мозаика 1 века, изображающая любовную сцену. Общественное достояние

Греко-римские истории о безответной любви

Существует множество греко-римских историй о безответной любви и страданиях, которые она может принести.

Согласно философу Аристоксену (4 век до н.э.), одна женщина по имени Гарпалиция умерла от горя после того, как влюбилась в мужчину по имени Ификл и была отвергнута им.

Есть также истории о людях, которые изо всех сил пытались быть со своими возлюбленными (и оставаться с ними).

Гален объясняет, как один из его пациентов, раб, притворился, что у него травма колена, чтобы ему не приходилось уезжать от своей возлюбленной на работу.

В другом месте Гален пишет о людях, вступающих в тайные любовные связи:

Они часто занимались сексом, когда были пьяны или не переварили пищу, и часто занимались тайными интрижками, чтобы никто не заметил.

Он с сухим юмором говорит, что эти “тайные связи” являются причиной того, что “сходство между детьми и родителями у людей менее выражено”.

Тогда супруги тоже ссорились, как и сегодня. Примерно в 200 году нашей эры мужчина, путешествовавший по Александрии, Египет, написал домой своей жене, жалуясь на то, что она, похоже, не особо заботится о нем:

сон не приходит ко мне по ночам из-за твоей непоследовательности и безразличия к моим делам.

Любовь – это болезнь?

Некоторые древние врачи считали любовь основным фактором, определяющим психическое и физическое здоровье человека.

Гален, например, считал, что любовь можно винить в некоторых недугах его пациентов.

Я знаю мужчин и женщин, которые были поражены страстной любовью и впадали в уныние и бессонницу, а затем заболели эфемерной лихорадкой из-за чего-то другого, кроме своей любви […] Болезнь людей, которые постоянно думают о любви, трудно поддается лечению.

Гален рекомендовал людям, страдающим любовной тоской, изменить свой образ жизни и заняться купанием, выпивкой, верховой ездой и путешествиями. Он также посоветовал им вкладывать свои эмоции в другие дела, такие как гладиаторские бои или охота с собаками.

Другие врачи считали, что любовь настолько могущественна, что потенциально может излечивать психологические проблемы людей. Врач 5 века Целий Аврелиан говорил, что любовь может быть как лекарством, так и причиной безумия.

В одной из своих пьес влиятельный драматург Антифан (действовавший в начале 4 века до нашей эры) писал:

Есть две вещи, которые мужчина не может скрыть: что он пьет вино и что он влюбился. Потому что оба состояния выдают себя по выражению его лица и словам, которые он произносит. В конце концов, те, кто это отрицает, являются теми, кого они наиболее очевидно осуждают.

Итак, в следующий раз, когда вы подумаете о любви, утешьтесь осознанием того, что вы не одиноки. На протяжении тысячелетий люди справлялись с этим сложным чувством – во всей его красе и пагубности – и выходили с другой стороны невредимыми. По крайней мере, в основном.

Фото -Эраст (любовник) и Эроменос (возлюбленный) целуются в сцене, изображенной на аттической чаше, созданной около 480 г. до н.э.

 

Автор Константин Панегирес, аспирант университета Мельбурн

The Conversation

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать