Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Филоксения: древние корни греческого гостеприимства

Филоксения: древние корни греческого гостеприимства

через Исмаил
0 комментарий 67

Греческое слово Philoxenia, буквально переводимое как “друг незнакомцу”, широко воспринимается как синоним гостеприимства.

Однако для греков это гораздо глубже. Это негласный культурный закон, выражающий щедрость и вежливость по отношению к незнакомцам.

Греки необычайно щедры, когда приглашают других к себе домой или когда их приглашают самих. В деревнях нередко сельские жители появляются на пороге постоянно проживающего иностранца (или даже временного посетителя, снимающего комнату) с мешком, полным свежих помидоров, или даже с бутылкой местного оливкового масла.

Сегодня филоксения может быть такой же простой, как улыбка, помощь застрявшему автомобилисту, покупка еды бездомному или открытие своего дома для друзей и семьи.

Зевс Ксениос

Этот культурный закон берет свое начало в Древней Греции. Древнегреческого бога Зевса иногда называют Зевсом Ксениосом, поскольку он также был покровителем путешественников. Таким образом, он воплотил религиозный долг быть гостеприимным к путешественникам.

Прекрасная история, написанная римским поэтом Овидием в 8 году нашей эры о Зевсе и Гермесе, переодетых бедными путешественниками, повествует о священных отношениях между хозяином и гостем, воплощая древнегреческую традицию.

Зевс и миф о гостеприимстве (Филимон и Бавкида) Эпизод из греческой мифологии. Увидимся в истории
Согласно легенде, два древнегреческих бога посетили множество деревень в поисках убежища на ночь. Бедная пожилая пара, Бавкида и Филемон, приветствовали их как гостей в своем доме и щедро угостили едой и вином.

После многократного наполнения кубков своих гостей Бавкида заметила, что кувшин с вином все еще полон. Тогда Филемон понял, что гости на самом деле боги, и она предложила зарезать их единственного гуся, чтобы накормить их. Тронутый этим жестом, Зевс вознаградил их за щедрость, превратив скромную хижину в прекрасный каменный храм.

Зевс также исполнил их заветное желание, а именно стать стражами храма, умереть в одно и то же время и оставаться вместе вечно, поскольку они были превращены в деревья, охраняющие двери храма по обе стороны от них.

Троянская война

Согласно легенде, даже такое важное событие, как Троянская война, началось из-за того, что гость надругался над Ксенией. Троянский царевич Парис был гостем спартанского царя Менелая, когда тот похитил жену Менелая, Елену.

И в Одиссее, и в Илиаде полно эпизодов, в которых филоксению либо чтут, либо игнорируют, и последующие последствия примечательны. Например, когда Одиссей приплывает на остров циклопов, обращение чудовища с Одиссеем и его матросами является нарушением обычая ксении. Циклоп наказан за проступок. Одиссей ослепляет своего “хозяина” и сбегает. Эпизод с циклопом изображает жестокое обращение с филоксенией.

В другой истории, жена Одиссея, Пенелопа, вынуждена по обычаю принимать целый дом поклонников. Гости не только обращаются с необоснованными, обременительными просьбами, которые невежливы по отношению к гостям, но и делают это, предполагая, что самого хозяина больше нет в живых. В конце поэмы Одиссей убивает женихов. Этот жестокий финал можно рассматривать как возмездие за вопиющее насилие над  принципом филоксении или нарушение фундаментальных ее з.

Причины филоксении

Существует множество возможных причин, по которым гостеприимство (филоксения) было более распространено в те времена. Путешествия во времена Гомера были намного обширнее и длительнее, чем в наше время. Из-за этого многие ночи приходилось проводить вдали от дома в самых разных местах. Кроме того, не было отелей или постоялых дворов, где путешественники могли бы заплатить и остаться на ночь.

Из-за этого путешественникам приходилось полагаться на гостеприимство других людей в вопросах крова, еды и защиты. Однако за это гостеприимство полагалась некоторая плата в виде обмена подарками.

Другой возможной причиной такого гостеприимства был тот факт, что не было стран, которые позволяли бы путешественникам безопасно въезжать на свою территорию. Без такого гостеприимства незнакомцы могли быть схвачены или даже убиты за то, что вступили на чужую землю.

Более того, греческое гостеприимство, возможно, было жизненно важным, потому что греки верили, что боги хотят, чтобы они проявляли гостеприимство ко всем, кто появляется в их домах. Считалось, что отказ от кого-либо и непредоставление ему этого гостеприимства приведет к той или иной форме наказания со стороны богов.

Наконец, греческое гостеприимство могло бы сыграть ключевую роль в распространении своего имени и принесении славы, если бы незнакомцам был предоставлен высокий стандарт гостеприимства. Возможно, это даже было символом богатства.

Иллюстрация  Боги в гостях у Бавкиды и Филимона. Картина П.П. Рубенса

По материалам СМИ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать