Тут я на досуге подсчитал и увидел, что количество публикаций в одной из дополнительных рубрик нашего портала «Греческий мир» растет наиболее активными темпами и уже превысило количество статей в рубрике «Экономика и бизнес» являющейся одной из основных, возникших в момент запуска портала в сеть.
Не секрет, что ваш покорный слуга-главред с особым вниманием и пиететом относится именно к «греческой» рубрике. Во-первых, очевидно, что передать все разнообразие окружающего нас мира и событий в нем происходящих силами одного издания, причем очень скромными невозможно. И. видимо, здесь следует применить принцип «мысля глобально, работать конкретно». А греческая цивилизация, ее история и культура, как никакая другая, позволяет на своих конкретных примерах увидеть весь мир в его разнообразии. Во- вторых, дело сближения и дружбы народов, во все времена было важным и нужным делом и особенно сейчас, когда в воздухе все ощутимее пахнет порохом. То есть конкретное обращение к греческой истории и культуре как раз и самым наилучшим образом создает широкий панорамный охват истории и мирового пространства и дает своеобразный практический опыт.
Вот такое соединение исследовательского интереса, с активной позицией автора как «гражданского дипломата» и стимулирует нас к дальнейшему развитию «греческой» части нашего портала. Кстати, теперь материалы этой рубрики, единственной в нашем издании, будут обновляться семь дней в неделю. Но в уик-энд мы освободим читателей от сложных и может быть слишком волнительных сюжетов и будем публиковать статьи, посвященные достопримечательностям греческого культурно-географического ареала и, такому важному компоненту в процессе формирования национального, культурного и политического лица эллинской цивилизации, как греческая кухня.
В нашей работе мы активно сотрудничаем с Греческим культурным центром г. Москвы и разделяем его лозунг: «Мы вместе! Мы- единый мир!», имея в виду общий православно-христианский духовный фундамент греческого и русского народа. И лично автор этих строк вошел в эту деятельность с намерением стать достаточно компетентным… нет, не эллинистом, ибо специальной подготовки нет, а греческий язык пока на уровне первых страниц букваря. Но может дорастем до какого-то подобия историка компартивиста под кодовым наименованием «грекоед».
Только вот ваш покорный слуга-главред в одной из «прошлых жизней» был международно-политическим аналитиком, и потому в данный момент не может не заметить своего рода «подводных камней», появившихся именно в сфере духовно-культурного единства наших народов именно сейчас, но имеющих свои следы в истории.
Конечно, можно было бы, закрыть на все это глаза и дальше двигаться к эллино-российскому духовному единству через культуру, музыку, песни, театр и т.д. Наверное, в чем-то это и выход. Только вот ваш покорный слуга-главред, считал и продолжает считать (в силу собственного несовершенства), что задача гражданской дипломатии – это не только деятельность в преимущественно культурной сфере, о и анализ глазами неравнодушного и активного гражданина имеющихся проблем и сложностей в международной сфере, формирование и высказывание по ним своей собственной гражданской позиции. Обоснованно полагаем, что это сможет внести вклад и в их решение.
Итак. обратимся к текущему моменту в отношениях условно российского и греческого миров. В последние годы, на фоне известных событий, вновь возникло новое противостояние между Россией и Западом, может в чем-то более жесткое, чем во времена СССР. И сегодня Греция в лице официальных Афин находится среди оппонентов Москвы, на пресловутом «коллективном Западе».
Но в Греции, как и других странах Европы, существует политический режим, обозначаемый греческим же словом «демократия». Когда правительства приходят и уходят, а народы и традиции в отношениях между ними остаются. Так что, с этой точки зрения, у России с Грецией все в порядке. Но в самое последнее время наметились довольно жесткие трения по православной линии между Вселенским Константинопольским патриархатом и Русской Православной церковью.
Как известно, в 2018 году из-за признания Вселенским патриархом автокефалии православной церкви на Украине между Константинополем и «церковной» Москвой было прекращено евхаристическое общение ( читай – все виды межцерковных связей). Что означало следующее: между Россией и внешним миром пролегла еще одна линия раздела, причем более глубокая и болезненная, чем часто бывает военное или политическое противостояние. Этот раздел прорезает веру, духовный мир простых людей, что негативно влияет именно на отношения между НАРОДАМИ.
Вселенский патриарх Варфоломей
Кроме, того Элладская и Кипрская православные церкви возглавляются митрополитами и по субординации де-факто подчиняются Вселенскому патриархату, значит разрыв с Константинополем, по сути, означал и разрыв межправославных связей между русским и греческим народами. Также позицию Вселенского патриарха поддержала возглавляемая собственным патриархом Александрийская православная церковь (вторая «по чести» в историческом списке православных церквей). Ранее у этой церкви были «сестринские» отношения с Московским патриархатом, но после поддержки Украины эти отношения разладились. Кстати, Многие московские греки и филэллины напрямую ощутили это на себе – в Москве перестало действовать Александрийское подворье при церкви Всех Святых на Кулишках, бывшее долгие годы одним из центров греческой культуры в столице.
Московский храм Всех Святых на Кулишках
Сегодня Вселенский патриарх Варфоломей в жестких выражениях обвиняет русскую церковь в национал-имперской политике и действиях. Буквально вчера он в письме Александрийскому патриарху Теодору заявил, что Русская Церковь в первую очередь «русская», а потом уже «православная» и выразил обеспокоенность активностью так называемого «африканского экзархата» РПЦ на канонической территории александрийского патриархата. И в целом сейчас отношения РПЦ с православными церквами «эллинской традиции» фактически сведены на нет, если не считать Иерусалимской православной церкви. Жесткая позиция наблюдается и со стороны Московского патриархата, там также критикуют Константинополь за принятие в ряды своего духовенства российских священников, лишенных сана и продолжающуюся поддержку украинской автокефалии.
Так как же относиться к этому с точки зрения, так сказать, обычного, но наблюдающего и думающего гражданина. Ваш покорный слуга-главред должен признаться, что очень долгое время старался не высказываться по э\тому деликатному вопросу. Думается настала пора сделать это. Конечно, я понимаю общую патриотическую волну в нашем обществе, роль православной церкви в той культурно-нравственной среде, что формируется в нашей стране. Но… « Платон мне друг, а истина дороже..»
Иначе как печальной нельзя назвать ту ситуацию, которая сложилась с православием как фактором российско-украинского конфликта. С обеих сторон его, церковь играет роль орудия этого конфликта. Вместо того, чтобы выступить источником примирения на разных уровнях, что органично вытекает из природы православия как христианской церкви. Разрыв с Константинополем тоже весьма прискорбен, но почему не было принято мер, если не по сближению, то хотя бы по смягчению противоречий между исторически самой чтимой Константинопольской и самой большой по количеству последователей русской православной церквами, для сохранения хотя бы самого «рамочного» всеправославного единства.
Наконец (и это можно считать позицией редакции ВиМ) трудно положительно воспринять действия РПЦ по созданию «африканского экзархата», приведшего только к эскалации напряженности и конфликтности в межправославных отношениях. Совершенно очевидно, что на этот шаг патриархия пошла под влиянием явного курса Москвы на укрепление своего влияния, как политического, так и экономического, в Африке. Однако представляется сомнительной и малоэффективной роль церкви как инструмента прямого осуществления внешней политики государства. Существенно она вряд ли поможет укрепить экономические и политические позиции нашей Родины в жаркой Африке, зато вероятно запутает положение и вызовет «брожение умов». Африка уже давно знакома с православием через Александрийскую церковь, по своему статусу находящейся выше Русской, занимающей пятое место в списке церквей по их исторической значимости. В значительной мере РПЦ в Африке занимается тем, в чем она сама давно обвиняла украинских автокефалистов – в неканонической деятельности на своей канонической территории.
Кроме того, в данном случае происходит именно опасное для человеческой духовности «сближение» религии и политики, когда церковь и ее миссия воспринимается обычным сознанием как политический инструмент, а не средоточие высших духовных начал. Это опасно духовной девальвацией не только церкви, как института, но и религии как явления.
Такой вот подводный острый камешек появился в духовном единстве греческого и русского народов на основе православия. И здесь., наверное, напрашивается извечный «русский вопрос», что делать со всем этим?
Продолжать. Продолжать основываться на принципе духовного единства наших народов на основе православия. Но одновременно и глубоко изучать это единство, не избегая и проблемных вопросов. И только тогда мы поймем, что подлинная сила этого единства, его вечное и непреходящее значение заключается в возможности с Божией помощью и человеческими усилиями возвыситься над сиюминутной по своей природе политической конъюнктуры и обратиться к фундаментальным основам бытия человека и созданной им цивилизации. И регулярно и откровенно писать об этом. В надежде на то, что это прочтет не только обычный гражданин, но и те кто формирует религиозно-церковную политику.
Хотя вашему покорному слуге-главреду очень не по душе словосочетание религиозно-церковная ПОЛИТИКА.
Валерий Емельянов, главред ВиМ.
В статье сформулирована позиция редакции по данному вопросу