Фото: «Маска Агамемнона», обнаруженная Генрихом Шлиманом в Микенах в 1876 году . Национальный археологический музей в Афинах.
Археолог Генрих Шлиман был невиданной доселе фигурой, открыв Трою, город, который многие считали мифическим и который никогда не будет найден, на месте нынешнего Гиссарлыка в современной Турции . Как и подобает Греции , величайшей страстью Шлимана и предметом его археологических работ была сама Греция. У него была сложная жизнь, полная противоречий и достижений.
Шлиман, немец по национальности, даже не имевший образования археолога, нарушил общепринятые правила и нажил себе врагов среди профессиональных археологов и историков, но в итоге раскопал самую желанную историческую находку всех времен, а именно легенду о Трое и месте, где в древности произошла серия великих сражений между троянцами и микенцами.
Шлиман
Молодой Генрих Шлиман, когда он был купцом в России. Фото: Uniphoto Press – Журнал «100 человек, изменивших ход истории
Некоторые, завидовавшие его успеху и смелости в попытке обнаружить такое огромное сокровище, называли его дилетантом и даже мошенником. Однако в конце концов Шлиман был по большей части оправдан, и его открытия навсегда останутся в истории Греции.
Его массивные, неуклюжие раскопки были осуждены археологами более позднего времени за то, что они разрушили основные слои настоящей Трои; действительно, он взорвал то, что позже считалось настоящими стенами города, чтобы добраться до того, что, как он считал, было драгоценностями, принадлежавшими Елене Троянской. В итоге он раскопал цивилизацию, которая процветала задолго до времен самой Трои.
Историк Кеннет В. Харл в цикле лекций « Великие древние цивилизации Малой Азии » Teaching Company саркастически заметил, что раскопки Генриха Шлимана проводились такими грубыми методами, что он сделал с Троей то, чего не смогли сделать в свое время греки, разрушив и сравняв с землей целые городские стены.
Раскопки Шлимана в Трое фактически считаются для студентов-археологов всего мира величайшим примером того, как не следует проводить раскопки.
Однако, несмотря на это, современная археология только зарождалась, и кропотливые раскопки более позднего времени, когда археологи с помощью кисточек счищали с себя многовековую землю, в то время просто не проводились.
Родившийся 6 января 1822 года в семье лютеранского пастора в Нойбукове, Мекленбург-Шверин, входящем в Германский союз, Шлиман был бизнесменом, чьи рассказы, слушавшиеся у отца, разожгли в нем страсть к Древней Греции и Трое, которая так и не угасла.
Троя
Стены древнего города Троя, обнаруженные Генрихом Шлиманом.
Пионер в области археологии, он был одержим поиском реальных мест, упомянутых в трудах Гомера. Обедневший молодой человек, которому пришлось работать продавцом продуктов после того, как у него закончились средства на обучение, позже обнаружил не только то, что общепризнанно считается местом расположения Трои, но и микенские памятники Микены и Тиринф.
Его новаторская работа придала вес идее, что «Илиада» Гомера действительно отражает исторические события. Жестокие раскопки Генрихом Шлиманом девяти уровней археологических останков с использованием динамита подверглись резкой критике как разрушительные для чрезвычайно исторически значимых артефактов, но в то время у него было мало информации о более подходящих методах.
Вместе с британским археологом Артуром Эвансом Шлиман был пионером в изучении Эгейской цивилизации в бронзовом веке. Эти двое знали друг друга, Эванс посещал места раскопок Шлимана. Шлиман также планировал провести раскопки в Кноссе на Крите, но умер, не успев осуществить свою мечту. Эванс фактически выкупил участок и взял на себя руководство проектом, который тогда был еще в зачаточном состоянии.
раскопки Трои
Троя после раскопок Шлимана. Тройский хребет, 1880 г., набросок с равнины внизу. Эта гравюра на дереве опубликована в некоторых работах Шлимана . Он описывает вид как «с севера», что обязательно означает с северо-запада. Виден только западный конец хребта. Угловой вид обусловлен раскопками Шлимана. Выемка наверху — «рытвина Шлимана». На протяжении большей части археологической истории Трои равнина была заливом моря с выступающим в него Тройским хребтом — отсюда и классификация Корфманном ее как приморского города.
Интерес Генриха к истории изначально поощрялся его отцом, который обучал его сказаниям «Илиада» и «Одиссея» и подарил ему на Рождество 1829 года копию « Иллюстрированной истории мира» Людвига Йеррера . Позже Шлиман утверждал, что в нежном возрасте семи лет он заявил, что однажды раскопает город Трою.
Однако Генриху пришлось перевестись в Реальное училище, профессиональное училище, после того как его отца обвинили в хищении церковных средств, а в 1836 году ему даже пришлось покинуть это учебное заведение, так как отец больше не мог платить за его обучение.
Бедность семьи не позволила ему получить университетское образование, поэтому именно рассказы, услышанные Шлиманом от отца и прочитанные им самим в книгах, повлияли на ход его образования во взрослом возрасте и привели к величайшей археологической находке современности.
Однако отсутствие формального образования на более высоком уровне, а также его постоянная, тревожная неуклюжесть в исторических фактах преследовали Шлимана всю его жизнь. Окончив формальное обучение в нежном возрасте 14 лет, он стал учеником в бакалейной лавке герра Хольца в Фюрстенберге, Германия.
Позже он рассказывал, что его страсть к Гомеру возродилась после того, как он услышал, как пьяница декламирует его произведения в бакалейной лавке. Шлиман проработал там простым рабочим пять лет, пока не был вынужден уйти, так как у него лопнул кровеносный сосуд, когда он поднимал тяжелую бочку.
В 1841 году Шлиман переехал в Гамбург и стал юнгой на пароходе «Доротея», направлявшемся в Венесуэлу. Однако всего через двенадцать дней в море судно затонуло во время шторма. Выжившие, включая Шлимана, были выброшены на берега Нидерландов. Готовый начать все заново, он переехал в Амстердам, где стал бухгалтером. К 1846 году фирма отправила его в качестве своего генерального агента в Санкт-Петербург, Россия.
Там Шлиман представлял ряд компаний. Что еще важнее, он поддерживал остроту ума, изучая русский и греческий языки, используя систему, на которую он опирался всю свою жизнь, чтобы изучать языки.
Шлиман, который позже утверждал, что ему потребовалось всего шесть недель, чтобы выучить язык, писал свой дневник на языке той страны, в которой он оказался до конца своей жизни. К концу своей долгой жизни он мог общаться на английском, французском, голландском, испанском, португальском, итальянском, русском, шведском, польском, греческом, латинском и арабском языках, помимо своего родного немецкого.
Сверхъестественные способности Шлимана к языкам были важной частью его карьеры как бизнесмена в импортной торговле. В 1850 году, узнав о смерти своего брата, который разбогател, спекулируя на золотых приисках Калифорнии, он решил довериться своей, казалось бы, врожденной удаче и посмотреть, что Америка может предложить ему в плане приключений.
В начале 1851 года Шлиман отправился в Калифорнию и каким-то образом смог открыть банк в Сакраменто, купив и перепродав золотой песок на сумму более миллиона долларов всего за шесть месяцев. Однако, когда местный агент Ротшильдов пожаловался на то, что он недовесил золотой песок, он навсегда покинул Калифорнию, притворившись, что это из-за болезни.
7 апреля 1852 года Шлиман продал свой бизнес и вернулся в Россию. Он жил жизнью джентльмена на деньги, накопленные им от торговли золотым песком, и это свело его с Екатериной Петровной Лыщиной, племянницей одного из его богатых друзей.
Генрих и Екатерина поженились 12 октября 1852 года, но их брак был проблемным с самого начала. У Екатерины и Генриха был сын Сергей (1855–1941) и две дочери, Наталья (1859–1869) и Надежда (1861–1935).
Шлиман снова быстро разбогател, работая военным подрядчиком во время Крымской войны 1854–1856 годов.
К 1858 году Шлиману было 36 лет, и он был достаточно богат, чтобы уйти на пенсию. Однако в своих мемуарах он заявил, что тогда он хотел посвятить всю свою жизнь погоне за Троей.
Мужчина, которого заставили работать подсобным рабочим у бакалейщика, теперь смог провести месяц, обучаясь в Сорбонне в 1866 году. Он переехал в Афины, как только суд разрешил ему развод с Екатериной, и через два месяца снова женился.
Бывший учитель и афинский друг Феоклетос Вимпос, архиепископ Мантинеи и Кинурии, помог Шлиману найти супругу, которая, как он и предполагал, была «в восторге от Гомера и возрождения моей любимой Греции… с греческим именем и душой, пылко любящей учебу».
Архиепископ предложил молодую школьницу, Софию Энгастроменос, которая была дочерью его кузена. Архиепископ поженил их 23 сентября 1869 года. У Генриха и Софии родилось двое детей, Андромаха и Агамемнон.
Особняк Шлимана, Илиу Мелафрон (Ιλίου Μέλαθρον, «Дворец Илиона») в Афинах в 1910 году; сейчас в здании находится Нумизматический музей Афин.
Наконец он получил возможность посвятить свою жизнь раскопкам реальных физических останков городов из эпических сказаний Гомера. В конце концов он добился в этом настолько успеха, что многие теперь называют Шлимана «отцом доэллинистической археологии».
В 1868 году Шлиман начал посещать места в греческом мире и опубликовал книгу «Итака, Пелопоннес и Троя», в которой утверждал, что Гиссарлык был местом расположения Трои, и представил диссертацию по древнегреческому языку, предлагая тот же тезис, в Ростокский университет.
В 1869 году за эту работу он был заочно удостоен степени доктора философии в Университете Ростока в Германии. Однако историк Дэвид Трейлл писал, что экзаменаторы присудили ему степень доктора философии на основе его топографических анализов Итаки, которые частично были просто переводами работ другого автора или взяты из поэтических описаний того же автора.
Подобные обвинения преследовали Шлимана всю его жизнь, независимо от того, были ли они справедливы или нет.
Непреодолимое притяжение Трои и Микен
Первой задачей Шлимана было просто найти вероятное местоположение Трои. В то время он начал раскопки в Турции; место, которое обычно считалось городом, находилось в Пынарбаши, на вершине холма в южном конце Троянской равнины.
Это место ранее раскапывал археолог Фрэнк Калверт. Шлиман провел зондирование в Пынарбаши, но был разочарован своими находками. На самом деле, именно Калверт определил Гиссарлык как Трою и предложил Шлиману провести там раскопки на земле, принадлежавшей семье Калверта.
Шлиман начал раскопки в Гиссарлыке в 1870 году, и к 1873 году обнаружил девять погребенных городов. За день до окончания раскопок, 15 июня 1873 года, он обнаружил золото, которое принял за сокровищницу царя Приама, отца Париса, который был возлюбленным знаменитой Елены Троянской, чье пленение или свидание — в зависимости от того, во что вы верите — положило начало Троянской войне.
Около 27 мая 1873 года появился тайник с золотом и несколькими другими предметами; Шлиман сразу же назвал его «Сокровищем Приама». Позже он написал, что увидел золото, сверкающее в грязи, и отпустил рабочих, чтобы они с Софией могли выкопать его самостоятельно; они убрали его в ее шаль. Позже София носила на публике то, что они называли « Драгоценностями Елены ».
Однако часто повторяемая история Шлимана о том, что сокровище было перенесено в шали его жены, была ложной. Позже Шлиман признался в ее выдумке; в момент обнаружения София на самом деле находилась со своей семьей в Афинах после смерти отца. В любом случае, эта необоснованная выдумка способствовала росту недоверия к Шлиману в академическом сообществе.
Даже в те времена существовали писаные и неписаные правила относительно того, как следует обращаться с историческими ценностями, и после того, как Шлиман контрабандой вывез сокровище из Турции в Грецию, турецкое правительство подало на него в греческий суд.
Затем его заставили выплатить 10 000 золотых франков контрибуции. В конце концов, Шлиман отправил 50 000 золотых франков в Константинопольский императорский музей вместе с некоторыми из найденных им артефактов.
Могила Генриха Шлимана на Первом кладбище в Афинах.
В 1874 году Шлиман с гордостью опубликовал свой труд «Троя и ее развалины», описывающий великое открытие. Сначала он предложил свои коллекции, в том числе и «Золото Приама», греческому правительству, затем французскому и, наконец, русскому.
Однако в 1881 году его коллекции оказались в Берлине, сначала в Этнографическом музее, а затем в Музее доисторической и ранней истории, и, как ни странно, они оставались там до начала Второй мировой войны.
В 1939 году все экспонаты музея были упакованы и помещены на хранение в подвал музея, а в январе 1941 года перемещены в хранилище Прусского государственного банка. Позднее, в 1941 году, сокровища были перемещены в Flakturm, расположенную в Берлинском зоологическом саду, называемую Зоопарковой башней.
Доктор Вильгельм Унферцагт охранял три ящика с троянским золотом с начала битвы за Берлин вплоть до того момента, когда 1 мая того же года башню взял под контроль СМЕРШ — головная организация трех независимых контрразведывательных служб Красной Армии.
Сокровища по-прежнему хранятся в Пушкинском музее в Москве
26 мая 1945 года советские войска во главе с генерал-лейтенантом Николаем Антипенко, Андреем Константиновым, заместителем председателя Комитета по делам искусств, Виктором Лазаревым и Серафимом Дружининым вывезли три ящика на грузовиках. Затем 30 июня 1945 года ящики были доставлены в Москву и десять дней спустя доставлены в Пушкинский музей.
Наконец, после десятилетий бесплодных запросов, в 1994 году музей признал, что бесценная коллекция находится у него.
Тем временем Шлиман был на другой миссии — обнаружить древние Микены. Он копал там в 1876 году, обнаружив Шахтные могилы со скелетами. Наряду с этими важными находками он обнаружил то, чего он жаждал больше всего на свете — так называемую Маску Агамемнона, одну из самых поразительных археологических находок всех времен — если она была подлинной.
Потрясающе красиво вырезанную золотую погребальную маску Кэти Гир назвала «Моной Лизой доисторических времен».
Сама маска была предметом спекуляций на протяжении многих лет, и некоторые утверждали, что она не могла быть микенской. Действительно, современные археологические исследования показывают, что маска датируется примерно 1600 годом до нашей эры, что на 400 лет старше периода легендарной Троянской войны.
Кому на самом деле принадлежала маска, до сих пор остается загадкой.
Первые результаты, включая утверждение, что маска была погребальной маской царя Агамемнона, были опубликованы в труде Шлимана «Микены» в 1878 году.
Хотя в 1876 году он получил разрешение на продолжение раскопок, Шлиман не возобновлял раскопки в Трое/Гиссарлыке до 1878-1879 годов. Это были его вторые раскопки в Трое. Эмиль Бюрнуф и Рудольф Вирхов присоединились к нему там в 1879 году.
Затем в 1880 году Шлиман предпринял раскопки сокровищницы Миния в Орхомене в Беотии.
Археолог, всю жизнь стремившийся изучить историю Греции любыми необходимыми средствами, провел третьи раскопки в Трое в 1882–1883 годах, а затем раскопки в Тиринфе совместно с Вильгельмом Дёрпфельдом в 1884 году. Четвертые раскопки в Трое, также совместно с Дёрпфельдом (который подчеркивал важность слоев), проводились в 1888–1890 годах.
Возможно, это был первый партнер Шлимана, который пытался заставить его понять решающее значение кропотливой раскопки слой за слоем, только после того, как было обнаружено каждое сооружение на одном уровне, копать глубже. До этого времени, как только Шлиман верил, что под одной областью есть сокровище, он просто продолжал копать так глубоко, как мог, оставляя за собой руины и затрудняя в дальнейшем датировку артефактов в соответствии с их происхождением.
Критика Шлимана — заслуженная и незаслуженная
Дальнейшие раскопки Трои другими археологами показали, что уровень, который он назвал Троей «Илиады», был неточным, хотя они по-прежнему сохраняют названия, данные Шлиманом. В статье для The Classical World DF Easton писал, что Шлиман «не очень хорошо отделял факты от интерпретаций» и утверждал, что «даже в 1872 году Фрэнк Калверт мог видеть по керамике, что Троя II должна была быть на сотни лет раньше, чем Троя Троянской войны, что окончательно доказано открытием микенской керамики в Трое VI в 1890 году».
Действительно, то, что Шлиман назвал «Сокровищем царя Приама», было найдено в слое Трои II — раннем бронзовом веке — задолго до города Приама Трои VI или Трои VII в процветающем микенском веке. Более того, находки были уникальными. Изысканные золотые артефакты, по-видимому, не относятся к раннему бронзовому веку.
В другой статье были представлены аналогичные критические замечания по поводу выступления ученого из Пенсильванского университета С. Брайана Роуза, который осудил огромную траншею, «которую мы до сих пор называем траншеей Шлимана», по словам Роуза, потому что в ходе раскопок археолог-любитель «уничтожил феноменальное количество материала».
Как добавил Роуз, только гораздо позже в своей карьере Шлиман признал тот факт, что сокровище было найдено в слое, удаленном на тысячу лет от битвы между греками и троянцами, и, таким образом, это не могло быть сокровищем царя Приама. Шлиман, возможно, не открыл правду, но рекламный трюк сработал, сделав Шлимана и место знаменитыми и зажег область гомеровских исследований в конце 19 века.
«Нет другого землекопа, который был бы лучше»
Методы Шлимана были описаны Джилл Рубалькабой и Эриком Клайном в их работе 2011 года « Раскопки Трои» как «дикие и жестокие. Он пропахивал слои почвы и все, что в них находилось, без надлежащего ведения записей — никакого картирования находок, мало описаний открытий».
Однако археолог Карл Блеген простил Шлиману его безрассудство, заявив: «Хотя и были некоторые досадные ошибки, эта критика в значительной степени окрашена сравнением с современными методами раскопок; однако будет справедливо вспомнить, что до 1876 года очень немногие люди, если вообще кто-либо, действительно знали, как правильно следует проводить раскопки».
Блеген добавил, что «не существовало науки археологических исследований, и, вероятно, не было другого раскопщика, который был бы лучше Шлимана в реальных полевых работах».
Интересно, что из-за своей большой любви к Древней Греции именно он в 1874 году инициировал и спонсировал снос средневековых построек с Афинского Акрополя, включая большую Франкскую башню, которая простояла там веками.
Несмотря на значительное противодействие, в том числе со стороны короля Греции Георга I в то время, Шлиман довел спорный проект до конца. Выдающийся историк Франкской Греции Уильям Миллер позже осудил это как «акт вандализма, недостойный любого народа, проникнутого чувством непрерывности истории» и «педантичным варварством».
Однако, глядя на Акрополь сегодня во всей его красе, который во многом выглядит так же, как и во времена классической Греции, мы должны поблагодарить этого человека.
На Рождество 1890 года Шлиман впал в кому; на следующий день он умер в гостиничном номере в Неаполе. Затем его тело друзья перевезли на Первое кладбище в Афинах.
Шлиман был похоронен в грандиозном мавзолее в древнегреческом стиле, спроектированном Эрнстом Циллером в форме амфипростильного храма на вершине высокого основания. Фриз, опоясывающий внешнюю часть мавзолея, показывает, что Шлиман проводил раскопки в Микенах и других местах.
Что бы мы ни думали об археологическом мастерстве Шлимана или его напыщенной личности, этот человек — отчасти цирковой артист Барнума и Бейли, отчасти филэллин, отчасти археолог — обнаружил потрясающее сокровище, которое будет жить вечно, благодаря его упорной решимости найти свою любимую Трою, о которой он узнал, сидя на коленях у отца.
Автор- Патрисиа Клаус