Древнегреческий город Коринф был известен в древнем мире не только своим богатством и космополитической атмосферой. Он был печально известен своими очень расслабленными нравами, сексуальной свободой своих граждан и гостей и так называемыми греховными привычками своих людей.
Будучи одним из крупнейших и наиболее процветающих торговых центров Средиземноморья, Коринф на протяжении столетий привлекал людей из всех слоев общества. Археологические свидетельства дают захватывающие сведения об этом малоизвестном аспекте коринфской культуры, который продолжает интриговать экспертов.
Храм Афродиты и священная проституция
Согласно древним источникам, храм Афродиты, находившийся на вершине холма Акрокоринф в Коринфе, был известен предполагаемой практикой священной проституции.
Греческий географ Страбон, писавший свои труды в начале I века н. э., утверждал, что в храме работало около тысячи иеродулов. Это были храмовые рабыни, которые служили священными проститутками, посвященными богине любви Афродите. Женщины, отданные храму как мужчинами, так и женщинами, занимались сексуальными ритуалами с посетителями как формой религиозного поклонения. Это прямо противоречит сегодняшнему определению проституции. Вот почему их услуги приносили огромное богатство городу Коринфу и были тем, чем город гордился, а не стыдился.
Репутация Коринфа как центра священной проституции была настолько распространена в древнегреческом мире, что греческая фраза «Не каждому человеку по плечу путешествие в Коринф» стала популярной поговоркой. Поговорка подразумевала, что не каждый мог позволить себе дорогостоящие услуги храмовых проституток, поскольку это было не самое доступное занятие в древнем Коринфе.
Религиозные вотивы в форме мужских и женских гениталий были раскопаны в более широкой области Коринфа на протяжении веков. Они дают намёки на то, что этот важный храм мог также быть местом исцеления для тех, кто страдал от сексуальных заболеваний или проблем с фертильностью. Как и в случае с другими богами, люди с такими проблемами приносили вотивы Афродите , надеясь, что она их вылечит.
Однако, несмотря на многочисленные свидетельства древних авторов, до сих пор не найдено никаких окончательных археологических доказательств, подтверждающих, что существование священной проституции в храме Афродиты в Коринфе действительно имело место.
Многие современные ученые даже подвергают сомнению истинность утверждений Страбона и других древних авторов. Эти ученые предполагают, что рассказы могли включать преувеличения или неверные толкования других ритуальных практик, которые в конечном итоге были спутаны с так называемой священной проституцией.
В любом случае, сам храм был довольно небольшим по размеру, и крайне маловероятно, что он мог вместить тысячу проституток, как описано.
Несмотря на то, что идея грандиозного храма, заполненного священными проститутками, на протяжении столетий будоражит воображение ученых и археологов, важно подходить к этой теме с осторожностью и придерживаться имеющихся у нас археологических свидетельств.
Дальнейшие археологические работы и исследования на месте Акрокоринфа, возможно, когда-нибудь прольют больше света на этот интересный аспект религиозной жизни в древнем Коринфе, но до тех пор нам следует относиться ко всему с долей скептицизма.
Керамика и произведения искусства, изображающие сексуальные темы
Археологические свидетельства ясно доказывают, что Коринф был знаменит в древности своей керамикой. Она широко экспортировалась по всему греческому миру. Многие из этих ваз и сосудов были украшены эротическими сценами, некоторые из которых сохранились до наших дней. Некоторые из них отражают открытость города к сексуальности и отсутствие границ, как ожидается в наши дни.
Бронзовое зеркало, обнаруженное в Коринфе много лет назад, также несет на себе откровенные сексуальные образы, доказывая, что в городе были действительно смягченные этические границы по сравнению с другими городами того времени. Статуи и произведения искусства, найденные в городе, прославляют человеческую форму во всей ее чувственности. Все эти свидетельства говорят о том, что древняя коринфская культура была гораздо более либеральной, когда дело касалось сексуальных вопросов. Это было особенно заметно по сравнению с другими древнегреческими городами в нескольких сотнях миль отсюда, такими как Спарта.
Агора Коринфа и ее жители
В самом сердце древнего города Коринфа находилась агора — центральная рыночная площадь и общественный центр этого оживленного греческого сообщества.
Этот оживленный центр, наряду с оживленными портами более обширного Коринфа, привлекал моряков, торговцев и путешественников, которых интересовала не только торговля, но и другие земные удовольствия.
Извилистые переулки вокруг агоры Коринфа были заполнены тавернами и гостиницами. Многие из них, вероятно, также служили борделями, предлагая услуги своей широкой клиентуре. Огромная агора, раскопанная археологами в предыдущие десятилетия, почти наверняка была крупным центром этой деятельности. Фактически, секс-торговля была значительной частью экономики самого Коринфа, и город получил от нее значительную известность и богатство.
Осуждение коринфской безнравственности апостолом Павлом
Наиболее конкретное доказательство безнравственности города содержится в Новом Завете. В 1 веке нашей эры апостол Павел провел значительное количество времени в Коринфе, основывая его первую христианскую церковь. Однако, как и ожидалось, либеральные методы коринфян ужаснули его. В 1 Коринфянам 6:9-11 Павел перечисляет грехи, с которыми боролись новообращенные коринфяне.
По словам Павла, наиболее важным и сложным из них была сексуальная безнравственность коринфского общества. Павел также отмечает, что некоторые члены христианской общины ранее были сексуально безнравственны, включая таких людей, как прелюбодеи и проститутки. Послания Павла очень ясно показывают, что он был глубоко потрясен отсутствием сексуальной этики среди коринфских верующих. Вот почему он стремился осудить греховную репутацию Коринфа, призывая христиан придерживаться совершенно нового, более высокого морального стандарта согласно ранним христианским учениям.
Археологические свидетельства из более обширной области рисуют яркую картину этически либеральной культуры древнего Коринфа. Они также показывают центральную роль секса в его обществе и экономике. Хотя некоторые свидетельства, такие как вся теория храмовой проституции, остаются неубедительными, богатое эротическое искусство города и писания ранних христиан, таких как Павел, предполагают, что Коринф действительно был местом, которое было глубоко печально известно своей сексуальной безнравственностью.
В конечном итоге именно эта репутация греха и порока привела к резкому осуждению со стороны ранних христианских лидеров, которые стремились установить новые этические рамки для своих последователей и недавно созданной христианской церкви.