Среди скалистых гор юго-западной Аркадии на Пелопоннесе находится чудо древнегреческой архитектуры — храм Аполлона «Эпикурейского» в Бассах.
Один из наиболее хорошо сохранившихся памятников классической античности, храм Аполлона в Бассах — настоящая жемчужина в горах Аркадии.
Спрятанный в скалистых горах юго-западной Аркадии на Пелопоннесе, стоит чудо древнегреческой архитектуры — храм Аполлона «Эпикуриоса» в Бассах. Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году — первый греческий объект, внесенный в список ЮНЕСКО — этот великолепный храм часто называют «Парфеноном Пелопоннеса» из-за его архитектурного величия и исторической значимости.
Хотя географически он удален от крупных древнегреческих городов-государств, на перекрестке регионов Илия (Элида), Аркадия и Мессиния, почтенный храм, ныне покрытый защитным тентом, выделяется как один из наиболее изученных памятников Греции. Его необычные архитектурные и художественные элементы на протяжении столетий делали его центром внимания исследователей и археологов, стремящихся лучше понять сложности древнегреческих архитектурных приемов и развитие религиозного искусства.
В следующих разделах мы рассмотрим богатую историю, архитектурные особенности и культурное значение этого замечательного памятника, который, наряду с храмом Гефеста в Афинах, является одним из наиболее хорошо сохранившихся храмов в Греции.
В Совершенной Гармонии
Храм Аполлона в Бассах был построен в последние десятилетия V века до н. э., в период Высокой Классики Древней Греции. Большинство ученых сходятся во мнении, что он был построен во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.), в которой участвовали Афины и Спарта и их союзники.
Построенный на западном склоне горы Котилион, на высоте 1131 м над уровнем моря, храм прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом, открывая панорамные виды на Аркадийское нагорье. Ученые полагают, что его строительство было заказано жителями близлежащего города-государства Фигалея, в 13 км к юго-западу. Согласно греческому путешественнику Павсанию, писавшему во II веке нашей эры, храм был работой знаменитого Иктина, архитектора Парфенона, хотя некоторые современные историки сомневаются в этом из-за тонких, но существенных различий в дизайне.
Кто бы его ни построил, Павсаний считал его одним из лучших храмов на Пелопоннесе:
Основные реставрационные работы последних лет были сосредоточены на стабилизации конструкции храма, ремонте поврежденных архитектурных элементов и защите объекта от дальнейшего разрушения. [Shutterstock]
Чумной храм?
Его удаленное расположение и посвящение Аполлону Эпикурейскому («Аполлону Помощнику») предполагают, что он был построен в ознаменование военной победы. В своем знаменитом «Описании Греции» Павсаний отмечает, что фигалейцы вели несколько войн и восстаний против Спарты в VII и VI веках до н. э. и около 421-414 гг. до н. э., во время Пелопоннесской войны и снова сразу после нее, около 401-395 гг. до н. э.
Известно, что наемники из различных городов-государств Аркадии также сражались за Мессению в их многочисленных войнах против Спарты. Таким образом, эпитет «epikouros» может просто относиться к «союзнику» или «наемнику», отмечая подвиги фигалейских войск.
Другой сценарий заключается в том, что он был построен в знак благодарности за избавление от смертельной чумы, поразившей регион. В том же отрывке, что и выше, Павсаний описывает, как Аполлон спас фигалейцев от чумы, так же, как он помог афинянам – ссылка на самую смертоносную пандемию в классической греческой истории (Афинская чума, 430-427 до н. э.), которая уничтожила почти треть населения города:
«Аполлон получил свое имя от помощи, которую он оказывал во время чумы, так же как афиняне дали ему имя «Алексикакос» (Отвратитель зла) за то, что он отвратил от них чуму. Именно во время войны между пелопоннесцами и афинянами он спас также фигалейцев…»
Как святилище, посвященное Аполлону, богу-покровителю музыки, поэзии и пророчества, паломники со всего греческого мира приезжали в Бассы в поисках утешения и руководства. Верующие приносили подношения богу в знак своей преданности и благодарности, начиная от простых даров в виде еды и вина и заканчивая сложными вотивными подношениями, такими как статуи, драгоценности, оружие и доспехи. Поклоняющиеся верили, что в ответ на их подношения и молитвы Аполлон дарует им свою благосклонность и защиту.
23 мраморные плиты фриза Басса находятся в постоянной экспозиции в специально построенном зале Галереи 16 Британского музея в Лондоне.
Неканонические особенности
Храм в Бассах был построен на месте более раннего, меньшего по размерам храма (600–570 гг. до н. э.) и может похвастаться несколькими уникальными архитектурными особенностями, которые отличают его от других храмов Греции.
В отличие от большинства храмов, которые были построены по оси восток-запад, Басса выровнен по оси север-юг, с главным входом с севера. Такая необычная ориентация была обусловлена ограниченным пространством на крутом западном склоне горы Котилион. Дверь была размещена на восточной стороне храма, возможно, для того, чтобы утреннее солнце освещало культовую статую внутри.
Храм состоит из трех основных секций: «пронаос» (вход), «наос» (внутренняя комната) и «опистодомос» (задняя комната). Построенный почти полностью из местного серого аркадского известняка-сланца, храм в Бассах относительно скромен по размеру. Его стилобат (ступенчатое основание) имеет размеры 38,3 на 14,5 м и содержит дорический перистиль (внешняя колоннада) из шести на пятнадцать колонн.
Необычно, что внутренний потолок был сделан полностью из камня, включая балки и стропила; замечательный подвиг архитектурной инженерии. Хотя предполагалось, что в крыше было центральное открытое пространство для пропускания света и воздуха, нет никаких окончательных доказательств этой особенности.
Фрагмент метопы из Бассы, изображающей амазонку, выставленной в Британском музее. ]
Стилистическое первое
Одной из самых замечательных особенностей храма в Бассах является включение в него всех трех классических ордеров древнегреческой архитектуры: дорического, ионического и коринфского. Перистиль образован дорическими колоннами, в то время как ионические колонны поддерживают интерьер.
Внутри наоса когда-то стояла единственная коринфская колонна, возможно, задуманная как иконическое изображение Аполлона Бореалиса («Аполлона холодного северного ветра»). Капитель колонны, украшенная листьями аканта, является самым ранним известным примером этого ордера, найденным на сегодняшний день. Говорят, что она отражала первые лучи солнца в день летнего солнцестояния, представляя вечный аполлонический свет.
Несмотря на то, что снаружи храм был украшен сравнительно скудно, внутри он представлял собой непрерывный ионический фриз, изображающий сцены из греческой мифологии. Из 23 мраморных плит фриза 12 рассказывают историю битвы между греками и амазонками (амазономахия), а оставшиеся одиннадцать представляют мифическую битву между лапифами и кентаврами (кентавромахия). Другие сцены, изображенные на метопах пронаоса, изображают Диоскуров (Кастора и Поллукса), насилующих дочерей Левкиппа, царя Мессении, и Аполлона, возвращающегося с горы Олимп.
К сожалению, плиты этого 31-метрового фриза были впервые обнаружены, а затем разграблены английским архитектором и писателем Чарльзом Робертом Кокереллом в 1811–1812 годах и теперь хранятся в Британском музее — акт, который имитирует спорный вывоз мраморных скульптур Парфенона лордом Элгином в первые годы XIX века.
Вернувшись в Англию, Кокерелл сделал гипсовые слепки фриза, которые сегодня можно увидеть на Большой лестнице Эшмоловского музея в Оксфорде и в Клубе путешественников в Лондоне.
Парфенон Пелопоннеса Храм Аполлона в Бассах
В настоящее время храм накрыт белым тентом, чтобы защитить руины от непогоды. [Shutterstock]
Повторное открытие и восстановление
В раннехристианскую эпоху почтенный храм был в конечном итоге заброшен и пришел в упадок, его некогда величественная крыша рухнула внутрь, причинив значительный ущерб. Несмотря на это, внешняя колоннада (перистиль) осталась стоять, молчаливый свидетель течения веков.
Около полутора тысяч лет храм оставался в значительной степени забытым, пока в 1765 году британский архитектор и антиквар Джеймс Стюарт вместе со своим коллегой Николасом Реветтом не наткнулись на его руины во время исследования древнегреческой архитектуры. Их открытие ознаменовало начало новой главы для этого древнего места. Раскопки начались в начале 19 века и продолжались в течение нескольких десятилетий, в результате чего были обнаружены многие оригинальные архитектурные элементы и скульптуры храма.
Однако путь храма от руин до реставрации не обошелся без трудностей. Стихийные бедствия, вандализм и неумолимый ход времени угрожали его выживанию. Тем не менее, благодаря продолжающимся реставрационным работам, большая часть храма была сохранена для будущих поколений.
Начавшаяся в 1902 году и продолжавшаяся до 1908 года, первая серьезная реставрационная работа была направлена на стабилизацию конструкции храма и ремонт поврежденных архитектурных элементов. Это было только начало серии усилий по защите храма. С 1982 по 1997 год были приняты дополнительные меры для обеспечения долговечности храма. В 1985 году были установлены антисейсмические леса, а в 1986 году — молниезащита. В 1987 году было возведено временное укрытие (палатка), чтобы защитить храм от экстремальных погодных условий региона.
Эти реставрационные работы, инициированные Министерством культуры Греции и проводимые в сотрудничестве с международными организациями, такими как ЮНЕСКО, сыграли решающую роль в сохранении этого важного культурного памятника для будущих поколений.
Храм Аполлона Эпикурейского
Бассае, Фигалея • Тел.: (+30) 26260.222.54, 26240.225.29
• Открыто: 08:00-20:00 (высокий сезон), 08:00-15:30 (низкий сезон)
• Вход: полный 6 евро, льготный 3 евро
Последний вход: за 20 минут до закрытия.
Информация предоставлена туристической организацией Греции