Иллюстрация: Смерть Сократа Жака-Луи Давида.
Сократ — важнейший представитель западной философии, идеи которого образуют континуум от Древней Греции до современной западной мысли.
О Сократе говорят , что он «низвел философию со звезд на землю», потому что благодаря его личности философы перестали заниматься явлениями природы и начали заниматься человеком и обществом.
На самом деле, многие философы до Сократа занимались политическими проблемами, в то время как Демокрит боролся с этическими проблемами. Однако именно Сократ продвинул эти проблемы, применив к ним философское мышление.
Причина того, что интересы Сократа оставили след в истории философии, кроется в самом способе мышления Сократа, в том факте, что Сократ не интересовался правильным образом жизни и действий, ни в личном, ни в общественном плане.
В отличие от философов, живших до него, Сократ искал принцип каждой моральной концепции, на который не влияют ни исторические и социальные условия, ни индивидуальное восприятие.
Другими словами, он искал абсолютное и отвергал относительное; он изучал сущность морали и игнорировал внешние моральные вопросы.
Идеи Сократа о морали привели его в суды Древней Греции, где его обвинили в неуважении к богам, подрывной деятельности и развращении молодежи.
Обвинения были очень серьезными, и философ был приговорен к смертной казни, которую он принял без жалоб.
Жизнь Сократа
Сократ родился у Софрониска и Фаэнареты в Алопеке, деме Афин. Его отец был каменотесом, а Фаэнарета — известной повивальной бабкой.
Сократ жил со своей семьей в Алопече, где-то недалеко от границы сегодняшних Ано Неа Смирни и Палео Фалиро. О его детстве известно очень мало; однако у него был природный интеллект для всего, хотя он и не получил никакого формального образования.
Говорят, что в детстве Сократу не хватало хороших манер, и он помогал отцу в каменотесном деле. По словам историка Порфирия, он не подчинялся приказам отца.
Сократ начал изучать искусство ваяния, но затем оставил его. Согласно Павсанию, в Афинах был мраморный рельеф, изображающий три грации, который, как говорят, был сделан самим Сократом.
Рассказывают, что однажды философ Архелай зашёл в мастерскую, где работал Сократ, и был впечатлён доводами молодого человека, требовавшего плату от клиента.
В то время Сократу было 17 лет, и Архелай пригласил его стать его учеником. Однако Сократ сказал, что его также обучал Продик, которому он платил за обучение.
Вскоре Сократ оставил скульптуру, чтобы посвятить себя философии. Он провел остаток своей жизни, преподавая — не в школе, а обсуждая мораль, религию, социальные и политические вопросы в каждой части города с людьми из всех слоев общества.
В 431 г. до н. э., когда Пелопоннесская война должна была вот-вот разразиться, Сократ сражался в Потидее — городе-государстве, угрожавшем отделиться от Афин. Сократ сражался на поле боя, а также в последующей осаде города.
Философ сражался в этой кампании на протяжении трех лет, вернулся в Афины в составе победоносной армии и отличился на поле боя.
В разгар первой фазы Пелопоннесской войны Сократ сражался в битве при Делии. Битва в 424 г. до н. э. стала первым зафиксированным случаем того, что сегодня называют жертвами «дружественного огня».
Причиной стало то, что растерянные гоплиты начали сражаться друг с другом, неспособные отличить афинян от своих врагов — беотийцев.
Несмотря на некоторые ранние победы, афиняне были побеждены. Тем не менее, Сократ, похоже, сохранил некоторый порядок при отступлении.
Афинский полководец Лахес восхвалял философа, говоря: «Если бы все афиняне сражались так же храбро, как Сократ, беотийцы не воздвигли бы (победных) статуй».
Последняя военная служба Сократа была в Амфиполе. К тому времени ему было около 48 лет, и его роль в битве неясна. Победа спартанцев при Амфиполе вскоре привела к перемирию с Афинами, и первая фаза войны закончилась.
После войны Сократ женился на Ксантиппи, некоторые историки утверждают, что позже он женился на женщине по имени Мирто. Также говорят, что поскольку в Пелопоннесской войне погибло много афинян, был принят специальный закон, который позволял женатым мужчинам иметь детей от другой женщины.
Однако Платон и Ксенофонт упоминают только Ксантиппи, женщину с сильным характером и болтливостью. В диалоге между Сократом и Алкивиадом Алкивиад задается вопросом, как он может выдержать придирки Ксантиппи, на что Сократ отвечает: «Как ты выдерживаешь карканье гусей, потому что они дают тебе яйца и гусиных птенцов, так и Ксантиппи дает мне детей».
Независимо от того, было ли у Сократа две жены или одна, у него было три сына: Ламброклей, Менексен и Софрониск.
Все последующие философы и историки сходились во мнении, что трое сыновей Сократа ничем не выделялись, а Аристотель даже описывал их как ленивых.
Ксантиппи упоминается Ксенофонтом в пьесе «Пир», где Антисфен характеризует ее как самую трудноуправляемую из всех когда-либо существовавших женщин.
Сократ, когда его спросили, как он выносит жизнь с такой женщиной, ответил, что так же, как те, кто хочет стать лучшими наездниками, выбирают для укрощения самых диких лошадей, он выбрал Ксантиппи, чтобы научиться общаться со всеми людьми, даже с самыми сложными.
Мраморный портрет Сократа в Лувре.
Философия Сократа
Сократ не оставил никаких письменных трудов. Однако его ученик Платон записал диалоги, которые он вел со своим учителем, — и через них мы видим образ мыслей Сократа.
Первоначально занимаясь космологическими теориями в надежде узнать, как устроена Вселенная, но разочаровавшись в догадках естественных наук, Сократ решил отправиться в собственное путешествие в поисках истинной мудрости.
По некоторым данным, выдающийся греческий философ больше интересовался нравственным развитием человека и формированием его как хорошего гражданина.
Однако, согласно диалогам с Платоном, он обладал инстинктом метафизики и заложил основы трансцендентальной философии.
Ранние труды Платона о Сократе, несомненно, содержат образ мыслей Сократа, тогда как его более поздние труды, скорее всего, отражают идеи самого Платона.
Аристотель приписывал Сократу использование индуктивной логики или индуктивной символики, направленной на открытие универсального и неизменного определения. То есть, способность достигать точного понятия или определения в предмете.
Сократ, по-видимому, считал важным универсальное определение, которое в основном связано с моральным поведением, и считал полезным удерживать человека вдали от водоворота относительности софизма, который имеет сильное присутствие в наше время.
Например, если у нас есть универсальное определение справедливости, у нас есть надежная основа не только для оценки действий отдельного человека, но и для прочного построения моральных правил общества.
Используя индуктивное рассуждение, Сократ был заинтересован не столько в решении логических задач, сколько в открытии универсального или, скорее, универсального определения.
Используя диалектический метод (то есть диалог), он исходил из менее точного определения и достигал более точного, обоснованного и универсального определения посредством интенсивного диалога со своим собеседником.
Этот метод мог быть унизительным для многих, поскольку он доказывал их невежество, но также и потому, что Сократ особенно стремился спровоцировать спор. Унижение собеседника не было целью Сократа. Его единственной целью было обнаружить истину.
Сократ называл этот метод «акушерским методом», поскольку он имел целью привести к рождению истинного и абсолютного определения или совершенно истинной идеи.
Миссия Сократа состояла в том, чтобы попытаться убедить людей заботиться о своей душе, побудить их быть благородными и добродетельными, а также попытаться найти мудрость, которая таится в них.
Он призывал людей следовать моральным правилам и всегда быть справедливыми. Для Сократа справедливость — это то, что помогает человеку достичь истинного счастья и обрести равновесие в душе.
Сократ считал, что удовольствие — это хорошо, но истинное и долгосрочное счастье может быть достигнуто только моральными людьми. Сократ до конца утверждал, что существует высшая вечная человеческая природа с универсальными моральными ценностями, которые служат и направляют человеческое поведение.
Суд и смерть великого философа
В 399 году до нашей эры великий афинский философ предстал перед судом по двум обвинениям: в асебее (безбожии) против пантеона Афин и в развращении молодежи города-государства.
Обвинители сослались на два нечестивых деяния Сократа: «непризнание богов, которых признает город» и «введение новых божеств».
Смертный приговор стал юридическим следствием того, что он задавал своим ученикам политико-философские вопросы, результатом чего стали два обвинения в моральном разложении и нечестии.
На суде большинство присяжных проголосовало за признание его виновным по обоим пунктам обвинения; затем, в соответствии с общепринятой юридической практикой, проголосовали за определение его наказания и согласились на смертный приговор в виде выпивания ядовитого отвара болиголова (conium maculatum).
У Сократа было много последователей, которые с радостью бы спасли его от смертной казни. Критон, богатый друг Сократа, сказал философу, что он подкупит стражу, чтобы тот смог сбежать из тюрьмы.
Однако Сократ наотрез отказался от спасения — возможно, потому, что считал, что философ не должен бояться смерти.
«Апология Сократа» Платона — ранняя философская защита Сократа, представленная в форме сократовского диалога. Сократ просит суд судить его по истинности его утверждений, а не по его ораторскому мастерству.
Хотя позднее Аристотель классифицировал диалог как художественное произведение, он и сегодня остается полезным историческим источником о великом философе.
Аристотель считал, что диалог, особенно сцена, где Сократ задает вопросы судье Мелету, представляет собой удачный пример использования допроса.
За исключением двух диалогов Сократа с Мелетом о природе и логике его обвинений в нечестии, текст «Апологии Сократа» написан от первого лица и от лица философа Сократа.
Во время суда, в своей защитительной речи, древний философ дважды упоминает, что Платон присутствует на суде.
Более поздние историки предполагают, что истинная причина преследования и смертной казни Сократа была политической, поскольку правительство Афин отворачивалось от демократии после поражения в Пелопоннесской войне.
Знаменитые цитаты Сократа
Единственная истинная мудрость — знать, что ты ничего не знаешь.
Истинная мудрость приходит к каждому из нас, когда мы осознаем, как мало мы понимаем о жизни, о себе и об окружающем мире.
Есть только одно добро — знание, и одно зло — невежество.
Когда спор проигран, орудием проигравшего становится клевета.
Самый простой и благородный путь — не подавлять других, а совершенствоваться самим.
Мудрость начинается с удивления.
Когда вы захотите мудрости и проницательности так же сильно, как хотите дышать, вот тогда вы их получите.
Помните, что в человеческих делах нет ничего постоянного; поэтому избегайте чрезмерной эйфории в периоды благополучия и чрезмерной депрессии в периоды невзгод.
Помните, что то, что неприлично делать, неприлично и говорить.
Не унывайте, когда речь идет о смерти, и знайте истину, что с хорошим человеком не может случиться ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.
Тот, кто не доволен тем, что имеет, не будет доволен и тем, что хотел бы иметь.
Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить.
Не думай о тех верных, которые хвалят все твои слова и поступки, но о тех, которые любезно порицают твои недостатки.
Мы легко можем простить ребенка, который боится темноты; настоящая трагедия жизни наступает, когда люди боятся света.
Не жизнь, а хорошая жизнь должна цениться больше всего.
Только крайне невежественные или крайне умные люди могут сопротивляться переменам.
Я знаю, что я умен, потому что знаю, что ничего не знаю.
В детстве будь скромен, в юности воздержан, в зрелом возрасте справедлив, а в старости благоразумен.
Величайшее благословение, дарованное человечеству, приходит через безумие, которое является божественным даром.
Богаче всех тот, кто довольствуется малым, ибо довольство — это богатство природы.
Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.
Удовлетворенность — это естественное богатство; роскошь — это искусственная бедность.
Лучше изменить мнение, чем упорствовать в неправильном.
Понимание вопроса — это половина ответа.
Предпочитайте знание богатству, ибо первое преходяще, а второе вечно.
Единственное добро — это знание, а единственное зло — это невежество.