Среди «семи мудрецов» https://timeandworld.ru/эллинский-мир-του-ελληνισμού/16513/ заложивших основу античной греческой цивилизации, пожалуй, самой значимой фигурой вплоть до наших дней остается Фалес Милетский бывший не только политическим деятелем, как остальные шестеро, но ученым в сфере многих точных наук того времени. Многие его разработки не утратили своей актуальности и сегодня.
Основным источником сведений о жизни и трудах Фалеса для нас сегодня является труд историка Диогена Лаэртского « О жизни, учениях и изречениях знаменитых фиософов», написанном в III в н.э. Свой труд Диоген писал через 800 лет после Фалеса , и, естественно, ему ьыло трудно, ли практически невозможно было верифицировать многие факты и события из жизни ученого.
Фалес родился в Милете, греческом полиса на западном побережье Малой Азии, предположительно, в 623-626 гг до н.э.
Хотя Фалес был, по видимому, таким же эллином , как и большинство милетцев, Геродот описывал Фалеса как «финикийца по дальнему родству». Диоген Лаэртский ссылается на Геродота, Дуриса и Демокрита, которые все сходятся во мнении, что «Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины и принадлежал к финикийскому роду Фелидов, которые были потомками Кадма и Агенора» и были изгнаны из Финикии, а Фалес стал гражданином Милета вместе с Нелеем.
Однако Фридрих Ницше и другие интерпретируют эту цитату как означающую лишь то, что его предки были не этническими финикийцами, а мореплавателями- кадмейцами из Беотии, имевшие, говоря современным языком, бизнес-интересы в Финикии. Также возможно, что он был смешанного происхождения, учитывая, что у его отца было карийское имя, а у матери — греческое. Диоген Лаэртский, по-видимому, также ссылается на альтернативную версию: «Однако большинство авторов представляют его как уроженца Милета из знатного рода». «Британская энциклопедия» (1952) пришла к выводу, что Фалес, скорее всего, был уроженцем Милета благородного происхождения и, безусловно, греком.
Культура архаической Греции находилась под сильным влиянием культур Леванта и Месопотамии. Говорят, что Фалес занимался торговлей и посещал либо Египет, либо Вавилонию. Однако убедительных доказательств того, что Фалес когда-либо посещал страны Ближнего Востока нет, и этот вопрос вызывает споры среди учёных. Более поздние авторы-биографы часто приписывали посещение таких мест различным философам, особенно когда они пытались объяснить происхождение математических знаний античных ученых, как в случае с Фалесом или Пифагором.
Некоторые античные авторы все-таки настаивают на том, что Фалес в какой-то момент своей жизни посетил Египет, где изучил геометрию. Возможно, что Фалес посетил именно Египет, поскольку у Милета там была постоянная колония Навкратис. Также говорят, что Фалес тесно общался со жрецами Фив, которые обучали его или даже он обучал их геометрии. Но также возможно, что Фалес знал о Египте по рассказам других людей, не посещая его.
Помимо Египта, другой математически развитой древней цивилизацией до греков была Вавилония, ещё одно распространённое место, где мог побывать этот философ-математик. По крайней мере, один древний историк, Иосиф Флавий, утверждает, что Фалес посетил Вавилонию.
Ряд историков склоняются к тому, что вавилонская математика повлияла на греческую, ссылаясь на использование, например, шестидесятеричной системы (или основы 60). Эта основа тогда считалась наиболее удобной для счета ибо число 60 делится без остатка на значительное количество целых чисел от 2 до 30 Другие ученые не согласны с идеей о вавилонском влиянии на греческую математику, и утверждают, что примерно до времён Гиппарха (ок. 190–120 гг. до н. э.) шестидесятеричная система счисления была неизвестна грекам.
Геродот писал, что греки также узнали от вавилонян о гномоне (приборе , измеряющим высоту солнца над горизонтом по солнечной тени). Считается, что последователь Фалеса Анаксимандр познакомил греков с гномоном. Геродот также писал, что практика деления дня на 12 частей и полоса пришла к грекам от вавилонян.
.
Фалес считается одним из семи мудрецов Греции, полулегендарных мудрых государственных деятелей и основоположников Древней Греции. Хотя список из семи мудрецов может меняться, канонический включает Фалеса, Солона из Афин, Пифагора из Милета и Бианта из Приены. Диоген Лаэртский сообщает нам, что семь мудрецов были избраны во время архонтства Дамасия в Афинах около 582 года до н. э. и что Фалес был первым из них.
С мудрецами были связаны Дельфийские изречения — цитаты или максимы, приписываемые каждому из них и высеченные на храме Аполлона в Дельфах. У Фалеса, пожалуй, самое известное изречение: gnothi seauton или познай самого себя. Согласно византийской энциклопедии «Суда» X века, эта пословица «применима к тем, чьи хвастовство и самомнение превосходят их самих», а также «служит предупреждением не обращать внимания на мнение толпы».
Диоген Лаэртский рассказывает несколько историй о дорогом золотом треножнике или чаше, которые должны были достаться самому мудрому. В одной из версий. Батикл из Аркадии в своём завещании указывает, что дорогая чаша «должна быть отдана тому, кто принёс больше всего пользы своей мудростью». Так она была отдана Фалесу, обошла всех мудрецов и снова вернулась к Фалесу. И он отправил его Аполлону в Дидиме с таким посвящением… «Фалес Милетский, сын Эвдокса, [посвящает это] дельфийскому Аполлону после того, как дважды выиграл приз у всех греков.
Согласно Диогену Лаэртскому, Фалес прославился как дипломатический советник, когда посоветовал милетцам не вступать в симмахию, «совместную борьбу», с лидийцами против персов..
Лидий потерпел поражение перед городом Сарды от Кира Великого, который впоследствии пощадил Милет, потому что тот не принимал участия в военных действиях.
Милет получил от Кира благоприятные условия существования. Остальные города остались в Ионической лиге из двенадцати городов (за исключением Милета) и были подчинены персами.
Теории и исследования
Древние греки и другие цивилизации до них часто прибегали к своеобразным объяснениям природных явлений, ссылаясь на волю антропоморфных богов и героев. Вместо этого Фалес стремился объяснить природные явления с помощью рациональных гипотез, которые ссылались на сами природные процессы — «Логос», а не миф. Многие, в частности Аристотель, считают его первым философом в традиции, которая позднее будет определена как «греческая» . Аристотель называл первых философов не теологами или мифологами, а физиологами, или натурфилософами, и Фалеса — первым из них. Кроме того, в то время как остальные Семь мудрецов были законодателями и государственными деятелями, а не философами-теоретиками, Плутарх отмечал, что «Фалес, по-видимому, был единственным мудрецом своего времени, который выходил за рамки практического рационализма». [
Вода как первооснова
Самой известной идеей Фалеса был его философский и космологический тезис о том, что всё есть вода, который дошел до нас благодаря отрывку из «Метафизики»Аристотеля. В этой работе Аристотель изложил теорию Фалеса о том, что архе, или изначальный принцип природы, представляет собой единую материальную субстанцию: воду. Затем Аристотель выдвинул ряд предположений, основанных на его собственных наблюдениях, чтобы объяснить, почему Фалес мог выдвинуть эту идею (хотя сам Аристотель её не придерживался.
Хотя предположение Аристотеля о том, почему Фалес считал воду первоосновой материи, является его собственным мнением, его утверждение о том, что Фалес считал первоосновой воду, принято считать подлинным высказыванием Фалеса. Написавший несколько столетий спустя Диоген Лаэртский также утверждает, что Фалес учил: «Вода составляла (ὑπεστήσατο, «лежала в основе») первооснову всего сущего».
Согласно Аристотелю:»То, из чего состоит всё сущее, и то, из чего оно впервые возникает, и то, во что оно в конце концов превращается, сохраняя свою субстанцию, но изменяясь в качествах, — это, по их словам, элемент и принцип сущего. … Ибо необходимо, чтобы существовала некая природа (φύσις), одна или несколько, из которых возникают другие объекты, подлежащие сохранению… [Первые философы] не все согласны относительно количества и природы этих принципов. Фалес, основатель этого типа философии, говорит, что это вода».
Далее Аристотель добавляет:
«По-видимому, он пришёл к этому предположению, заметив, что всё питается влагой и что само тепло возникает из влаги и зависит от неё (а то, из чего возникает нечто, всегда является его первопричиной). Он пришёл к этому предположению, а также к тому, что семена всего имеют влажную природу, в то время как вода является первопричиной природы влажных вещей». ]
В своей положении о том, что вода является источником всего сущего, то есть тем, из чего всё возникает и в что всё превращается, Фалес, возможно, следовал орфическим космогониям, но, в отличие от них, стремился доказать истинность этого утверждения. Таким образом, Аристотель сразу после того, как назвал Фалеса основоположником философии, приводит доводы, которые, как считалось, Фалес привёл в подтверждение этого утверждения. О том, что не сохранилось ни письменного изложения этого утверждения, ни какой-либо книги Фалеса, свидетельствуют выражения, которые Аристотель использует, когда излагает идеи и доказательства милетца.
Большинство сходится во мнении, что отличительной чертой мышления Фалеса является единство субстанции. Не просто эмпирическое утверждение, что всё есть вода, но более глубокое философское утверждение, что всё едино. Кстати, современная наука фактически подтвердила идею Фалеса о том, что вода является первоосновой биологической жизни на Земле.
Математика
Фалес был известен тем, что ввёл в Греции теоретическое и практическое применение геометрии и считается первым человеком в западном мире, применившим дедуктивное мышление в геометрии, что делает его «первым математиком» Запада. Ему также приписывают самое древнее на Западе определение числа: «совокупность единиц», согласно египетской точке зрения».
Доказательства первенства Фалеса приходят к нам из книги Прокла, который жил тысячу лет спустя, но, как полагают, у него была копия утерянной книги Эвдема “История геометрии” (4 век до н.э.)] Прокл писал, что Фалес был первым, кто посетил Египет и привез египетское изучение математики в Грецию, и что Фалес «сам открыл множество положений и раскрыл своим преемникам принципы, лежащие в основе многих других, в некоторых случаях его метод был более точным».] В дополнение к Проклу, Иероним Родосский (3 век до н.э.) также цитирует Фалеса как первого греческого математика.
Прокл приписывает Фалесу открытие того, что круг делится пополам своим диаметром, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и что вертикальные углы равны. Две фундаментальные теоремы элементарной геометрии обычно называют теоремой Фалеса: одна из них связана с треугольником, вписанным в окружность и имеющим диаметр окружности в качестве одной из сторон; другая, также называемая теоремой о пересечении, связана с углом, образованным двумя параллельными прямыми, которые пересекаются, образуя пару подобных треугольников.
Современные учёные скептически относятся к тому, что во времена Фалеса кто-либо мог создавать математические доказательства на уровне более поздней греческой математики, хотя прямых доказательств, позволяющих сделать однозначные выводы, недостаточно. Хотя Фалес, возможно, открыл некоторые базовые геометрические соотношения и дал им некоторое обоснование, приписывание ему формальных доказательств теперь считается спекулятивной рационализацией и реконструкцией более поздних авторов, а не конкретными достижениями самого Фалеса или его современников.
Вертикальные углы
Согласно одному автору, во время своего визита в Египет Фалес заметил, что когда египтяне проводили две пересекающиеся линии, они измеряли вертикальные углы, чтобы убедиться, что они равны. ] Фалес пришёл к выводу, что можно доказать, что все вертикальные углы равны, если принять некоторые общие понятия, такие как: все прямые углы равны, сумма равных равна сумме равных, а разность равных равна разности равных.
Прямоугольный треугольник, вписанный в круг
Теорема Фалеса: если AC — диаметр, а B — точка на окружности, проходящей через диаметр, то угол ∠ ABC — прямой.
Считается, что, изучив геометрию у египтян, Фалес первым вписал в окружность прямоугольный треугольник, после чего принёс в жертву быка.[ Иногда это называют первым математическим открытием в истории. Из-за различий в свидетельствах истории, такие как жертвоприношение быка, приписываемая Пифагору после открытия его знаменитой теоремы, а не Фалесу.
«Похожие» треугольники
.
Эта история рассказана Диогеном Лаэртским, Плинием Старшим и Плутархом, со ссылкой на Иеронима Родосского. Когда Фалес посетил Египет, ] он измерил высоту пирамид по их теням в тот момент, когда его собственная тень была равна его росту. [i] Согласно Плутарху, это понравилось фараону Амасису. Более практичным было то, что Фалес, как говорили, умел измерять расстояние между кораблями в море.
Эти истории свидетельствуют о знакомстве с теоремой о точке пересечения, и по этой причине 26-е предложение в первой книге «Начал» Евклида приписывается Фалесу.[65] Они также свидетельствуют о том, что он был знаком с египетским секедом, или секед, — отношением длины спуска к длине подъёма наклона (котангенса). Для этого были три прямые палки, заострённые с одного конца, и знание вашей высоты над уровнем моря. Одну палку нужно воткнуть вертикально в землю. Вторую нужно выровнять. С помощью третьей вы находите корабль и вычисляете сек по высоте палки и расстоянию от точки её установки до линии обзора.
Астрономия
Фалес также был известным астрономом, признанным в древности за описание положения Малой Медведицы, и он считал, что это созвездие может быть полезно в качестве руководства для навигации на море. Он рассчитал продолжительность года и время равноденствий и солнцестояний. Ему дополнительно приписывается вычисление положения Плеяд.
Плутарх указывает, что в его время (ок. 100 г. н. э.) существовала дошедшая до нас работа «Астрономия», написанная стихами и приписываемая Фалесу. Некоторые говорят, что он не оставил после себя никаких трудов, другие утверждают, что он написал «О солнцестоянии» и «О равноденствии». Ему также приписывают «Морской звёздный атлас», но это оспаривалось ещё в древности.[ Дело в том, что никаких приписываемых ему надписей не сохранилось. Лобон из Аргуса утверждал, что труды Фалеса насчитывали двести строк.
Космологическая модель
Фалес считал, что Земля должна быть плоским диском или холмом из земли и грязи, который плавает в бескрайнем водном пространстве. Гераклит Гомеровский утверждает, что Фалес пришёл к такому выводу, наблюдая, как влажная субстанция превращается в воздух, слизь и землю. Вполне вероятно, что Фалес считал, что земля возникла из воды, на которой она плавает, и из окружающих её океанов, возможно, вдохновлённый наблюдением за отложениями ила.
Он полагал, что звёзды — это горящие комья грязи, но он правильно понял, что Луна отражает солнечный свет. уже в наше время кратер на Луне назван в его честь.
Метеорология
Вместо того чтобы предполагать, что землетрясения являются результатом сверхъестественных капризов, Фалес объяснил их, предположив, что Земля плавает на воде и что землетрясения происходят, когда Землю сотрясают волны. Ему приписывают первое наблюдение за Гиадами ( ближайшее у земле звездное скопление в созвездии Тельца- ВиМ), которые, по мнению древних, указывали на приближение дождя, когда поднимались вместе с Солнцем. Согласно Сенеке, Фалес объяснял разливы Нила тем, что река отступала под натиском этезийского ветра.
Оливковые прессы
В разных версиях этой истории рассказывается о том, как Фалес разбогател на урожае оливок, предсказав погоду. В одной из версий он скупил все оливковые прессы в Милете после того, как предсказал погоду и хороший урожай на конкретный год. В другой версии Аристотель объясняет, что Фалес заранее заказал прессы со скидкой и мог сдавать их в аренду по высокой цене, когда спрос достигал пика, после того как он предсказал особенно хороший урожай. Эта первая версия истории стала бы первым исторически известным случаем создания и использования фьючерсов, а вторая версия стала бы первым исторически известным случаем создания и использования опционов.
Аристотель объясняет, что целью Фалеса при этом было не обогащение, а доказательство своим согражданам-милетцам, что философия может быть полезной, вопреки их мнению, или, в качестве альтернативы, Фалес предпринял эту авантюру из-за личного вызова, брошенного ему человеком, который спросил, почему, если Фалес был умным и известным философом, он до сих пор не разбогател.
Предсказание солнечного затмения
Согласно Геродоту, Фалес предсказал солнечное затмение, которое произошло во время битвы между лидийцами и мидянами.Из всех затмений той эпохи только затмение 28 мая 585 года до н. э. достигло полной фазы в Анатолии, где проходила война. Американский писатель Айзек Азимов описал эту битву как самое раннее историческое событие, дата которого известна с точностью до дня, и назвал это предсказание «рождением науки». Фалеса, как первого математика и первого философа, часто называют первым западным учёным и «отцом науки».
Геродот пишет, что на шестой год войны лидийцы под предводительством царя Алиатта и мидяне под предводительством Киаксара вступили в нерешительное сражение, когда внезапно день сменился ночью, что привело к прекращению боевых действий обеими сторонами и заключению мирного соглашения. Геродот также упоминает, что Фалес предсказал смену дня и ночи. Однако он не указывает место сражения.
Впоследствии, когда Алиатт отказался выдать своих просителей, которых Киаксар отправил к нему с требованием, между лидийцами и мидянами разразилась война, которая продолжалась пять лет с переменным успехом. В ходе этой войны мидяне одержали множество побед над лидийцами, а лидийцы — над мидянами. Среди других сражений было одно ночное. Однако, поскольку чаша весов не склонялась ни в пользу одной, ни в пользу другой стороны, на шестой год произошло ещё одно сражение, в ходе которого, когда битва разгоралась, день внезапно сменился ночью. Это событие было предсказано Фалесом Милетским, который предупредил об этом ионийцев, указав тот самый год, в котором оно произошло. Мидяне и лидийцы, заметив перемену, прекратили сражение и были одинаково заинтересованы в согласовании условий мира.
Падение в колодец
Платон, Диоген Лаэртский и Ипполит передают историю о том, что Фалес был так увлечён наблюдением за звёздами, что не смотрел, куда идёт, и упал в колодец.
«Фалес изучал звёзды и смотрел в небо, когда упал в колодец, и весёлая и остроумная фракийская служанка посмеялась над ним, сказав, что он сошёл с ума, раз интересуется тем, что находится на небесах, когда не видит того, что у него под ногами». (Диоген Лаэртский).
Инженерия
Помимо астрономии, Фалес занимался и другими практическими применениями математики, в том числе инженерией. Геродот рассказывает ещё одну историю о том, что Крез, царь Лидиив 560-547 г дон.э отправил свою армию на территорию Персии. Его остановила река Галис, через которую тогда не было моста. Фалес перевёл армию через реку, выкопав канал выше по течению, чтобы уменьшить поток и сделать возможным переход через реку.Хотя Геродот сообщает, что большинство его соотечественников-греков верят, что Фалес действительно отвёл реку Галис, чтобы помочь царю Крезу в военных действиях, сам он в этом сомневается. Платон хвалит Фалеса наряду с Анаксименом, которого считают изобретателем гончарного круга и якоря.
Божественность
Согласно Аристотелю, Фалес считал, что «всё сущее полно богов»,[ то есть магниты обладают душой, потому что железо притягивается к ним (силой магнетизма).[93] То же самое относится к янтарю из-за его способности генерировать статическое электричество. Аргументация в пользу такого гилозоизма или органицизма, по-видимому, такова: если что-то движется, значит, оно живое, а если оно живое, значит, у него должна быть душа.
Помимо богов, которые, как считалось, вызывали движение, известное как магнетизм и электричество, у Фалеса, по-видимому, был и верховный бог, который структурировал Вселенную:
«Фалес», — говорит Цицерон, — «утверждает, что вода является основой всего сущего и что Бог — это разум, который сформировал и создал всё сущее из воды».
Диоген Лаэртский утверждал, что Фалес постулировал «независимое предсуществование Бога от вечности, заявляя, что Бог был старейшим из всех существ, поскольку он существовал без предшествующей причины даже в том, что касается его происхождения; что мир был самым прекрасным из всех вещей, поскольку он был создан Богом».
Недавно была выдвинута гипотеза о том, что на Фалеса оказало влияние архаичное божество воды Ахелай, которое отождествлялось с водой и которому поклонялись в Милете во времена Фалеса. В качестве доказательства он указывает на тот факт, что гидор означало «пресную воду», а также на то, что в мифах и искусстве Ахелай считался оборотнем, способным принимать любой облик. Он также отмечает, что в древности реки считались «жилами Ахелоя», и это множество божеств отражено в идее Фалеса о том, что «всё полно богов».
Смерть и наследие
Диоген Лаэртский цитирует Аполлодора, который говорит, что Фалес умер в возрасте 78 лет во время 58-й Олимпиады (548–545 гг. до н. э.), и приписывает его смерть тепловому удару и жажде во время просмотра игр.
Влияние личности и трудов Фалеса на последующие поколения
Будучи первым философом и математиком, Фалес оказал глубокое влияние на других греческих мыслителей и, следовательно, на западную историю. Однако из-за недостатка источников, посвящённых Фалесу, и расхождений между сохранившимися источниками ведутся научные споры о том, насколько сильно Фалес повлиял на греческих философов и математиков, живших после него.
Первыми тремя философами в западной традиции были космологи из Милета, и Фалес был самым первым из них, за ним последовал Анаксимандр, а за ним, в свою очередь, Анаксимен. Их называют милетской школой. Согласно Суде, Фалес был «учителем и родственником» Анаксимандра.Анаксимандр считал, что всё состоит не из воды, а из апейрона, или безграничного; а Анаксимен, преемник Анаксимандра, возможно, больше похожий на Фалеса с его водой, считал, что всё состоит из воздуха.
Как один из первых греческих математиков, Фалес также считается учителем Пифагора. Пифагор «извлек пользу из наставлений Фалеса во многих отношениях, но самым важным уроком для него было осознание ценности экономии времени». В античных источниках сообщается, что Пифагор, в этой истории ученик Анаксимандра, в молодости посетил Фалеса и что Фалес посоветовал ему отправиться в Египет для продолжения философских и математических исследований.
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»