Несмотря на то, что многие древние греки были сильными и хорошо тренированными, статуи того времени выходили за рамки натуралистического представления, чтобы продемонстрировать идеальную форму красоты.
Древнегреческие статуи известны в мире искусства своей необычайной красотой. Через эти статуи мы можем наблюдать не только эстетические идеалы древних греков, но и их глубоко религиозное благочестие по отношению к святости самого человеческого тела. Но отражают ли эти статуи действительную красоту самих древних греков или являются формой идеализации?
Нагота в древнегреческом искусстве
Древнегреческие статуи имели идеальные физические черты, гармонично и симметрично соединенные, вызывающие благоговение и восхищение. Многие из этих статуй изображают спортивные действия и усилия атлетов.
В Древней Греции обнаженное тело не было источником стыда, а предметом гордости. Тело отражало умственные добродетели, доблесть и преданность целям. Древние греки не ассоциировали стыд с наготой, а с нетренированным или асимметричным телом. Это потому, что это символизировало отсутствие образования и культуры.
Древние греки восхищались красивым, подтянутым телом как олицетворением добродетели и доблести. Оно также демонстрировало упорный труд атлетов в гимназии, термин, происходящий от греческого слова «gymnos», что означает «обнаженный». Гимназия была местом, где атлеты тренировались обнаженными. Атлеты также были обнаженными на Олимпийских играх и других древних играх.
Статуя Афродиты Милосской (также известной как Венера Милосская) в Лувре.
Идеализированная красота древнегреческих статуй
Древнегреческие статуи не всегда четко представляли отдельных людей. Вместо этого они часто изображали идеализированную концепцию красоты и физического совершенства. Также важно отметить, что древние греки часто изображали богов посредством статуй, делая эту форму искусства священной.
Многие из этих статуй изображали богов, героев и атлетов, а не обычных людей. Древние греки обычно изображали богов, таких как Зевс или Аполлон, с мускулистыми, молодыми телами, и они символизировали божественное совершенство. Эти изображения усиливали идею идеализированной красоты как божественного или героического качества, а не чего-то исключительно из мира смертных.
Несмотря на то, что многие греки имели сильные, хорошо натренированные тела, статуи того времени выходили за рамки натуралистического представления, чтобы продемонстрировать идеальную форму красоты. Статуи были воплощением совершенства, которое часто превосходило то, что было обычным или достижимым в реальности. Скульпторы известных работ, таких как Дискобол ( Метатель диска ) или Копьеносец ( Дорифор ), создавали представления об атлетизме. Они не использовали их для изображения конкретных людей, а скорее для обобщенного понятия идеализированной красоты.
Тем не менее, многие древние греки, особенно богатые и те, кто занимался спортом или военными делами, часто имели хорошо развитые тела, напоминавшие идеализированные формы, изображенные на греческих статуях.
Статуя Дорифора. Римская копия конца I в. до н. э. — начала I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в.
Изображения различных типов телосложения в греческой литературе
Поэты и комедианты древности также изображали различные типы телосложения. Аристофан, знаменитый греческий драматург, известный своими комедиями, часто включал в свои пьесы упоминания людей с избыточным весом, часто представленные в юмористическом или сатирическом свете. Его произведения полны преувеличенных типов персонажей, которые он использует для комментариев по поводу социальных норм, политики и человеческой природы.
Аристофан часто изображает в своих произведениях людей с избыточным весом в комедийной или критической манере. Эти персонажи иногда изображались как обжорливые, снисходительные или символизировали избыток физических удовольствий.
Один из известных примеров — «Всадники» (Hippeis) , где Аристофан представляет персонажа по имени Демосфен, большую, грузную фигуру. Этот персонаж служит критической фигурой и символизирует определенные аспекты афинского общества и лидерства. Ожирение служило визуальным и метафорическим индикатором излишеств, чревоугодия или морального разложения.
Аналогично Лукиан в своем сатирическом произведении «Менипп » изображает богатых людей, спускающихся в Аид, тучными. У них большие животы, что подчеркивает их распущенность и моральное разложение.
Роль физической культуры в греческом обществе
В древних Афинах законы Солона обязывали афинских родителей обучать своих детей как плаванию, так и письму. Помимо этого базового образования, бедные родители были обязаны обучать своих детей сельскому хозяйству, торговле или другим ремеслам, в то время как богатые родители были обязаны обучать их навыкам верховой езды, музыке, спорту, охоте и философии.
Поскольку физические упражнения были обязательными для детей богатых афинян, вполне вероятно, что подтянутые тела, напоминающие идеализированные формы древнегреческих статуй, были более распространены среди элиты.
Сама гимназия была не просто местом для физических упражнений. Она также служила пространством для социального взаимодействия, философских дискуссий и гражданской активности. Мы можем видеть это в таких работах, как « Лисис» Платона . Гимнастические тренировки были глубоко вплетены в ткань афинской жизни. Молодые люди часто проводили время в этих сооружениях, совершенствуя как свое тело, так и ум.
Спартанское стремление к физическому совершенству и греческий идеал красоты
Ксенофонт заметил, что спартанское общество, согласно законам Ликурга , требовало от своих граждан суровых физических тренировок. Это способствовало появлению мнения, что спартанцы были самыми красивыми из мужчин. Он пишет:
«Ликург также наблюдал воздействие одних и тех же пайков на трудолюбивого работника и бездельника; что первый имеет свежий цвет, упругую плоть и много энергии, в то время как последний выглядит опухшим, уродливым и слабым. Он видел важность этого; и размышляя [о том], что даже человек, который усердно трудится по собственной воле, потому что это его долг, [кажется] в довольно хорошем состоянии, он потребовал от старшего на данный момент в каждом гимназии заботиться о том, чтобы поставленные задачи не были слишком малы для разрешенного пайка. И я думаю, что и в этом деле он преуспел. Поэтому было бы нелегко найти более здоровых или более ловких людей, чем спартанцы».
Понимание красоты греками было глубоко укоренено в их философском и математическом исследовании совершенства. Они внимательно наблюдали за анатомией человека, стремясь запечатлеть то, что они считали наиболее пропорциональной и идеальной формой.
Фото Гермес, статуя Праксителя