Иллюстрация: Менталитет паликарии в современной Греции берет свое начало в революционной войне против турок.
Менталитет паликарии до сих пор распространен в Греции. Паликария буквально относится к бандитам, которые бродили по сельской местности во время османской оккупации, грабили поместья турецкой элиты и объявляли избранные регионы находящимися под их частной властью.
Палликария — мое любимое греческое слово. Я росла, как и любой другой греко-американец, впечатляя всех за обеденным столом, когда звонила маме и объясняла по-гречески, что забыл баскетбольные кроссовки, но ужасалась всякий раз, когда сходила с самолета в Афинах и обнаруживаал, что не понимаю ни слова.
Я ходила в греческую школу половину своей жизни, но не запомнила почти ничего. Слово pallikaria возвращает воспоминания о том, как я носила наряд амалии и стояла на сцене перед аудиторией улыбающихся родителей, чтобы прочесть знаменитое стихотворение Ригаса Ферайоса .
Паликария олицетворял реальную силу Революции в Греции.
Хотя деяния паликарии не были столь почетными и славными, как их провозглашает фольклор в Греции, эти партизанские воины представляли собой единственную реальную угрозу турецкому правлению на протяжении всей оккупации. Хотя идеология и риторика революции были, несомненно, западными и элитарными, именно эти мятежные паликарии воплощали реальную силу движения сопротивления в Греции.
В любом случае, его использование сегодня всегда оставляет на моем лице глупую улыбку. Я слышал, как один водитель саркастически выкрикнул это, когда второй водитель врезался на парковочное место, на которое он собирался сдать задом. Дамы будут использовать это слово, чтобы описать милого джентльмена, который терпеливо придерживает для них дверь, пока они поднимаются по лестнице на своих высоких каблуках. Матери будут использовать это слово для сыновей, которые помогают им донести продукты из машины.
Это слово всегда вызывает в памяти образы мужчин с загибающимися вверх усами, в плиссированных юбках -фустанеллах , сапогах-царучи, скорее всего, с привязанными к спине мушкетами, или в шкурах ягненка, накинутых на плечи.
Идея, которая до сих пор широко распространена в Греции.
«Палликаризм» — это идея, которая до сих пор широко распространена в культурном сознании Греции. Это уникальное греческое понимание индивидуальной свободы и самоуправления, однако оно также вызывает идею неповиновения и, в конечном счете, революции против несправедливого угнетения.
Возникнув из легенд и традиций страны, это благородная концепция, глубоко укоренившаяся в греческой психике. Она проявляется в сегодняшней версии греческой политической культуры как антивластное чувство, тем самым освобождая греков от ответственности и обязательств в той степени, которая была бы гораздо менее принята во многих других странах.
Этот аспект греческого культурного сознания способствовал развитию экономического кризиса в стране в 2010-х годах, породив безудержную коррупцию и уклонение от уплаты налогов. Такие действия, в свою очередь, сделали обширные социальные программы системы неустойчивыми.
Без налоговых поступлений правительство все глубже погружалось в долги, пытаясь профинансировать дорогостоящие пенсионные планы страны, а также многие другие льготы государства всеобщего благосостояния.
Османская оккупация сформировала политическую культуру
Другими словами, экономический кризис предыдущего десятилетия в Греции имел свои корни в Туркократии, поскольку годы господства автократических турецких правителей сыграли значительную роль в формировании современной греческой политической культуры.
Жестоко порабощенные представителями султана, жители хории ( деревень) развили в себе укоренившееся недоверие к власти и пренебрежение к закону, поскольку они научились относиться к авторитетным и административным деятелям с настороженностью и подозрением.
Султан внедрил систему, похожую на феодальную, создав аристократию для эксплуатации крестьянства посредством высоких налогов, а затем дополнив такие налоги произвольными поборами и принудительным трудом.
Турки-османы включили в налоговые требования «дань детьми» — дань, которая требовала от греческих родителей отдавать каждого пятого ребенка мужского пола в корпус янычар — элитную военную силу, имевшую решающее значение для османских завоеваний.
Таким образом, греческое уважение к достоинству, чести и равенству стало гиперболизированным после борьбы за независимость. Опыт того, каково это было жить без таких добродетелей в течение четырех жестоких столетий, привил глубокую признательность за них в менталитете страны.
Греческий народ, таким образом, развил этос, или культурный образ мышления, эгалитаризма. Это чувство автономии лучше всего суммируется выражением k’esi moustaki, k’ego moustaki , которое буквально переводится как «У тебя есть усы, и у меня тоже есть усы».
Менталитет паликарии и уклонение от уплаты налогов
Возможно, это глубокое чувство автономии и безответственности является тем, что распространяет эндемическое уклонение от уплаты налогов и коррупцию в политической культуре Греции. Хотя они чувствуют себя имеющими право на ее результаты, греческий народ не чувствует себя обязанным предоставлять системе необходимые ей входные данные.
Уклонение от уплаты налогов породило кризис, искажая экономические данные, на которые опиралось правительство, тем самым делая его фискальную и денежно-кредитную политику настолько ошибочной, что она стала пагубной для экономики страны. Эти искажения затмили функционирование рынков капитала, сделали бюджетирование невозможным и отпугнули иностранные инвестиции.
Греция годами поддерживала самые высокие показатели уклонения от уплаты налогов во всем ЕС, в первую очередь из-за поразительно низкого уровня правоприменения. Федеральная налоговая система совершенно неэффективна, изобилует внутренними несоответствиями и противоречивыми налоговыми кодексами. Характеризующаяся неточным ведением учета и плохо обученным персоналом, эта система создана для уклонения от уплаты налогов.
В результате уклонение от уплаты налогов настолько распространено и систематизировано в греческой политической культуре, что его моральность больше не подвергается сомнению. Высокий уровень уклонения от уплаты налогов исторически коррелировал с высоким уровнем неформальной экономической активности, учитывая, что доходы черного рынка не учитываются и не регистрируются, и, следовательно, не облагаются налогом.
Пренебрежение законностью
В то время как многочисленные лазейки в институциональной структуре государства и его законах допускают колоссальную теневую экономику, безудержный клиентелизм подрывает политическую волю, которая была бы необходима для решения таких проблем. Следовательно, система, которая была столь фискально безответственной, оставалась в полном разгаре слишком долго.
Всякий раз, когда правительство пыталось сократить социальное обеспечение и пенсии, люди выходили на улицы. И кто мог их за это винить? В Греции, похоже, общеизвестно, что политики присваивают государственные средства и не платят налоги.
Греческие СМИ любят запечатлевать правительственных чиновников, покидающих свои особняки в Киффисии и Палео Психико и разъезжающих по Паралиаки на роскошных спортивных автомобилях. Поддерживаемые в своих офисах сложными сетями патронажа, политикам не оставалось ничего другого, кроме как поддерживать неустойчивую систему.
Однако постепенно распространение уклонения от уплаты налогов, коррупции и теневой экономической деятельности деформировало и истощило комплекс пенсионных и других социальных программ до такой степени, что он рухнул в начале 2010-х годов.
Когда волны европеизма прибили схему предоставления льгот к берегам Греции, ее реализация стала неизбежной.
Но мы пришли к выводу, что греческий менталитет — менталитет палликарии — создает враждебную среду для таких социальных программ. С его глубокой ценностью автономии и независимости политическая культура в Греции пропагандирует пренебрежение к законности и недоверие к власти, что подрывает основные предпосылки государства всеобщего благосостояния.