Фото; Арнавуткёй (арнаутская деревня) была одной из крупнейших греческих деревень на берегу Босфора. Фото: Озгюр Оккали,
Большинство людей знают песню « Стамбул был Константинополем », и, возможно, никто не знает ее лучше, чем греки Стамбула. Хотя на рубеже 20-го века их насчитывалось сотни тысяч, сегодня в Стамбуле осталось всего несколько тысяч.
Несмотря на геополитические конфликты, затронувшие местное население, стамбульские греки очень гордятся тем, что сохраняют свою особую черту греческости, которая олицетворяет их опыт пребывания в исторической византийской столице: космополитизм.
Стамбульский диалект греческого языка, на который оказали влияние средиземноморские диалекты и другие языки, на которых говорят в городе, является одним из важных способов, с помощью которых стамбульские греки сохраняют свое космополитическое культурное наследие.
Константинопольские греки всего около 2000
Стамбульские греки — коренное меньшинство, численность которого в начале 20 века составляла около 300 000 человек, тогда это было примерно 35% населения Стамбула. В настоящее время численность стамбульских греков составляет около 2 000 человек, что составляет около 0,01% населения Стамбула, составляющего около 20 000 000 человек.
Крупный план традиционных деревянных домов в греческом стиле в Стамбуле с cumbalar/τζούμπες, закрытыми прямоугольными балконами. Автор: Мэтью Джон Хадодо
С момента основания города в 657 г. до н. э. (около 2500 лет назад) дорическими греками из
Мегары, Византия/Константинополь/Стамбул был домом для огромного разнообразия общин. На протяжении Византийской и Османской империй греки со всех концов (особенно из Эпира, Фракии, Хиоса, Каппадокии) мигрировали и помогли сформировать общину в уникальный плавильный котел в стиле Нью-Йорка.
Границы, которые существовали тогда, были проницаемы и изменчивы. Греки объединились, и в результате смешались очень разные диалекты.
Более того, другие группы людей с различными языками также сформировали большую общину Стамбула. Венецианцы, генуэзцы, франко-левантийцы, армяне, иудео-испаноговорящие сефардские евреи и, конечно же, турки, среди прочих групп, все принесли с собой свои языки.
греческий диалект
В результате константинопольский диалект греческого языка имеет много черт, присущих периферийным вариантам греческого языка, сохраняет некоторые архаизмы, утраченные в большинстве диалектов, много заимствований из других языков, а также имеет общие черты со стандартным греческим языком.
Если вы спросите любого стамбульского грека о диалектных различиях, первое, что они вам скажут, это конкретные лексические различия. Некоторые слова в словаре происходят напрямую из турецкого и других языков.
Слева находится одно из двух зданий, принадлежащих греческому консульству, Sismanoglio Megaro на Istiklal Caddesi, главной пешеходной дорожке, соединяющей Пера/Бейоглу с Тюнелем. Внутри Megaro находятся архивы, где проводятся различные культурные мероприятия. Смежные здания — это береговые линии, сохранившие неоклассический/барочный стиль. Автор: Мэтью Джон Хадодо
Например, μπαντέμι от турецкого бадем (миндаль) существует рядом с αμύγδαλο. Некоторые
французские и итальянские слова сначала перешли на турецкий язык, прежде чем стать частью стамбульского греческого языка, например, итальянский passaporto > Tk pasaport > πασαπόρτι.
Другие слова были напрямую заимствованы из других языков, не войдя в турецкий язык, например, французское portmonnaie > πορτμονέ (кошелек).
Само название Стамбул символизирует заимствования языка. Хотя есть несколько народных этимологий, пытающихся объяснить, откуда взялся этот термин, Стамбул, скорее всего, происходит
от Stin Poli (в или в городе), и даже в позднюю эпоху Османской империи Стамбул — так британцы и другие называли Константинополь, особенно когда речь шла о Старом городе. Конечно, сейчас название города на турецком языке — Стамбул, хотя раньше они называли его Констание.
Общий словарь греческого происхождения в стамбульском греческом языке включает такие термины, как όρνιθα для курицы, γιατρικά для лекарства, χουλιάρι для ложки, απίδι для груши, κόχη для угла улицы и многие, многие другие.
Некоторые из них являются архаизмами, например χουλιάρι, который происходит от византийского κοχλιάριον и наряду с απίδι встречается в понтийских и каппадокийских греческих вариантах, а также в других греческих диалектах. Другие глаголы, такие как μνείσκω (жить в определенном месте) и произношение κάνω как κάμ(ν)ω, также являются более старыми формами, встречающимися в таких диалектах, как кипрский и критский греческий язык.
Произношение константинопольских греков
В результате, стамбульский греческий язык нелегко определить как принадлежащий к одной диалектной группе, а не к другой. С точки зрения произношения, одной из самых примечательных особенностей стамбульского греческого языка является «темный l» перед гласными a, o и u. Часто называемый βαρύ или χοντρό (толстый), это когда «l» произносится скорее в задней части горла, а не в передней, как в стандартном греческом языке.
Фотография двоюродного дедушки автора Павлоса Макридиса и его семьи в Стамбуле в 1930-х годах.
Такое диалектное произношение и использование винительного падежа «me/se» вместо стандартного «mou/sou» для косвенных дополнений демонстрируют некоторое сходство с северогреческими диалектами.
Другие фонетические различия включают произношение «τς» и «τζ» как «ch» и «j». Кроме того, некоторые слова французского или иного происхождения, вошедшие в стандартный греческий язык, такие как ζακέτα, сохраняют французский звук «zh» (думаю, «мера») в стамбульском греческом языке.
Почему диалект отличается? Хотя существует множество лингвистических объяснений, социальные факторы играют большую роль в том, как язык меняется с течением времени. Социально-исторические и геополитические причины могут многое объяснить о том, как определенные аспекты стамбульского греческого языка развивались именно так, а не иначе.
Исторически составляя значительную часть космополитического характера города с довизантийской и на протяжении всей Османской эпохи, константинопольские греки играли заметную роль в торговле, культуре и политике.
Среди них были элита фанариотов, служившая князьями в Валахии и Молдавии, многие архитекторы, обучавшиеся западноевропейским стилям строительства, и многие владельцы магазинов среднего класса в районе Пера. Особенно выделялись кондитерские во французском стиле, где многие стамбульские греки обучались во Франции.
В сочетании со всеми этническими группами, было много смешения (было очень мало анклавов, где была только одна община) и интеграции. Крупные франко-левантийские, иудео-испанские, армянские и другие популяции часто были коллегами по работе, одноклассниками и соседями. Это приводит к тому, что большая часть как европейской, так и азиатской части города имеет уникальный европейский колорит в зданиях и типах магазинов и витрин.
Этот европейский космополитизм находит отражение в языке греческой общины Стамбула.
Лингвисты часто обсуждают роль разделения в языковой и диалектной дивергенции. Это
особенно верно в случае греческих вариантов, на которых говорят по всему Средиземноморью. Различные греческие общины Малой Азии, созданные в византийскую эпоху и ранее, были разделены большими расстояниями с горами, долинами и морями между ними.
По мере того, как туркоязычные османы распространялись по региону, их влияние в культурном и языковом плане было очевидным (и по этой причине мы видим много сходства с регионами Греции , находившимися под длительным османским правлением, такими как северная Греция, Крит, Родос и т. д.). Разделение и изоляция сыграли свою роль в развитии этих и других языковых разновидностей.
Миграция и язык
Однако миграция также играет значительную роль в языковой вариации. Многие греки и негреки по всему миру знают о принудительном обмене населением 1923 года. После греко-турецкой войны и распада Османской империи около 1,5 миллионов греков из Малой Азии были отправлены в Грецию, несмотря на то, что «турецкая» земля была их родиной. В свою очередь, около полумиллиона турок были отправлены в Турцию.
Интересно, что эти обмены были основаны на религии, а не на языке, поэтому многие греки Малой Азии были полностью туркофонными или говорили на очень отличающемся диалекте греческого языка ( включая понтийцев, каппадокийцев и других ), а многие турки говорили исключительно по-гречески. Избежали обмена греки Стамбула (а также острова Имврос и Тенедос) и турецкие мусульмане Западной Фракии.
Хотя многие стамбульские греки по разным причинам покинули свою родину, которая сейчас является Турцией, отделение от материковой Греции на протяжении XIX и XX веков означало, что стамбульские греки не подвергались той же языковой политике, что и большинство грекоязычного мира.
Это одна из причин, по которой многие слова и фразы катаревуса до сих пор используются в повседневной речи в Стамбуле, не обязательно имея те же коннотации, что и, скажем, в Афинах.
Даже слова, не относящиеся к катаревуса, которые больше не используются в материковой Греции, все еще используются в Стамбуле. Например, παστρικός и его производные все еще используются для «чистого» в Стамбуле, тогда как этот и родственные термины стали эвфемизмами для «проституток» в Греции.
Причина этого в том, что греческие беженцы из Малой Азии подвергались унижениям за то, что мылись чаще, чем их афинские коллеги, и поэтому считались «чистыми», чтобы заниматься проституцией (что, конечно, не обязательно было так). Однако этот семантический сдвиг так и не произошел в Стамбуле, поэтому это слово все еще используется.
Тем не менее, многие стамбульские греки, особенно молодежь, те, у кого есть греческое спутниковое телевидение, и те, у кого крепкие семейные связи в Греции, все чаще перенимают черты стандартного греческого языка в своей речи.
Посещение современного Стамбула — это совсем другое дело, когда вы не обязательно знаете местную историю в деталях. Многие стамбульские греки, или политы, называют себя и предпочитают термин Romioi. Термин Ellines зарезервирован для тех, кто приехал из материковой Греции, иначе их называют эллидитами.
Автор-*Мэтью Джон Хадодо получил докторскую степень по социолингвистике в Питтсбургском университете, сосредоточившись на изучении языка и идентичности, и начал постдокторантскую должность в Центре изучения языка и общества Бернского университета. Его работа в основном сосредоточена на исчезающем диалекте стамбульского греческого языка.