Иллюстрация Панселинос
Введение во храм Девы Марии в Иерусалиме.
Исследователи, изучающие средневековую иллюминированную рукопись в Париже, раскрыли истинную личность выдающегося византийского художника Мануила Панселиноса.
Имя Панселина связано с величайшим византийским искусством, а его фресковые агиографии считаются такими же важными, как работы Джотто и Рафаэля.
Теперь ученые полагают, что Панселинос — это всего лишь прозвище, скорее всего, Иоанниса Астрапаса, который был родом из северного греческого города Салоники.
Искусствоведы давно подозревали, что это название — по-гречески «полная луна» — могло произойти как прозвище одного из представителей так называемой македонской школы живописи, базировавшейся в Салониках.
Мануэль Панселинос
На этой картине Иисус изображен отдыхающим.
Associated Press сообщает , что недавнее исследование греческого монаха и лингвиста связало Панселиноса с художником македонской школы Астрапасом. Теперь судебный эксперт по почерку Кристина Сотиракоглу сопоставила надписи на рукописи, предварительно приписываемой Астрапасу, с символами на церковной росписи в северной Греции , которая долгое время считалась лучшей работой Панселиноса.
Отец Косма Симонопетритис, бывший старший администратор на горе Афон, полуавтономной монашеской общине, где находится церковь Протато, говорит, что исследования Сотиракоглу и его собственные исследования «ясно доказывают» настоящую личность Панселиноса.
«Панселинос был реальным человеком, а [имя] было всего лишь прозвищем, под которым стал известен Иоаннис Астрапас», — сказал он агентству Associated Press.
Астрапас, он же Панселинос, был самым выдающимся художником.
Панселинос
Фрески Святого Меркурия и Святого Артемия.
Родившийся в XIII веке в Салониках, Астрапас, он же Панселинос, был крупнейшим агиографом македонской школы и одним из величайших деятелей Палеологовского Возрождения.
Он был образцом для подражания для поколений художников, а его современники ассоциируются с ренессансом в православном искусстве, возрождающем формы и приемы, унаследованные от античности. Выражения лиц приобрели более глубокую человечность, а большее внимание уделялось пропорциям и глубине резкости в композиции.
Его работы можно найти во многих монастырях на Афоне , включая Ватопед, Лавра, Протат и Карея. Археологи полагают, что некоторые из них также находятся в часовне Святого Эфтимиоса в Салониках.
Его картины считаются архетипическими, служащими универсальной школой для всех будущих агиографов и устанавливающими основополагающие принципы, являющиеся маяком православной церковной живописи.
Панселинос считал, что искусство должно быть прочно укоренено в традиции, и он был строг в этом принципе с течением времени. Он боролся за сохранение исторической православной иконографии, когда византийское искусство находилось под угрозой изменения западными элементами.