Гиерон, или святилище Великих Богов, Палеополь, Самофракия.
Самофракия, небольшой скалистый греческий остров в северной части Эгейского моря, имеет легендарное прошлое, которое противоречит его крошечным размерам. Один из самых суровых греческих островов , его гора Саос возвышается на 1611 метров (5285 футов).
Наиболее известный своим Святилищем Великих Богов, или Иероном тон Мегалон Теоном, в Палеополисе, он когда-то был местом расположения потрясающе красивой мраморной статуи Ники высотой 2,5 метра (8,2 фута), созданной в 190 году до нашей эры, ныне известной как «Крылатая Победа Самофракийская».
Как и многие другие древние сокровища Греции , сейчас он выставлен в европейском музее (в данном случае в Лувре в Париже); но когда-то он был частью святилища, руины которого и по сей день украшают остров.
Скульптура, фрагменты которой были найдены в земле французским археологом Шарлем Шампуазо, признана во всем мире одной из самых поразительно красивых скульптур в мире.
Древний город на Самофракии, руины которого называются Палеополис («старый город»), располагался на северном побережье острова. Большая часть его древних стен, построенных в массивном циклопическом стиле, сохранилась до сих пор.
Традиционные свидетельства античности утверждают, что остров Самофракия был сначала заселен пеласгами и карийцами, а позднее фракийцами. Считается, что в конце VIII века до н. э. остров был колонизирован греками из Самоса, отсюда и название Самос Фракийский, который позже стал Самофракией.
Храмовый комплекс Самофракии служил одним из главных панэллинских религиозных святилищ; он также был центром собственной мистической религии, которая была открыта для поклонения всем, а не только избранным посвященным.
Храмовый комплекс, который посещали многие выдающиеся личности прошлого, в том числе Луций Кальпурний Пизон Цезонин, тесть Юлия Цезаря, упоминался Платоном и Аристофаном.
Самофракийская Арсиноя Ротонда
Ротонда Арсинои в Самофракии.
Культ таинственных, неназванных «Великих Богов» на Самофракии
эллинистический период, после инвеституры Филиппа II, он стал македонским национальным святилищем. Он оставался важным религиозным объектом на протяжении всего римского периода, и император Адриан посетил Самофракию в какой-то момент своего правления.
Самофракия до сих пор хранит некоторые из своих древних тайн нетронутыми, и историки все еще пытаются раскрыть личность и природу божеств, почитаемых в святилище. Это во многом связано с тем, что в древние времена даже произносить их имена было табу.
В литературных источниках древности их называют собирательным именем «Κάβειροι» или «Кабирои», хотя они также известны под более простым эпитетом «Великие Боги».
Пантеон Великих Богов Самофракии состоит из многочисленных хтонических божеств, то есть тех, которые связаны с подземным миром. Невероятно, но это даже предшествовало прибытию греческих колонистов на остров в 7 веке до н. э.
Крылатая Победа Самофракийская
«Крылатая Победа Самофракийская», бесценная статуя времен Древней Греции , найденная на небольшом острове Самофракия. Сейчас экспонируется в Лувре в Париже.
Мать-Земля — центральное божество в Самофракии
Мать-Земля, или Великая Мать, богиня, часто изображавшаяся на самофракийских монетах в виде сидящей женщины со львом рядом, была центральным божеством в святилище. К счастью, ее тайное имя, Аксиерос, известно нам сегодня. Греки ассоциировали ее с богиней плодородия Деметрой.
Геката под именем Зеринфия и Афродита-Зеринфия, две важные богини природы, одинаково почитались на Самофракии, хотя, по словам историков, их культ был далек от культа Великой Матери и более тесно отождествлялся с божествами, более знакомыми грекам.
Кадмилос (Καδμίλος), супруг Аксиера, бог плодородия, которого греки называли Гермесом. Он был фаллическим божеством, священными символами которого были голова барана и жезл (kerykeion), который можно найти даже на некоторых денежных знаках.
Два других мужских божества сопровождают Кадмилоса. Это могут быть два мифических героя, которым приписывают основание Самофракийских мистерий: братья Дардан (Δάρδανος) и Иасион (Ηετίων). Греки того времени ассоциировали их с Диоскурами, божественными близнецами, которые были известны как защитники моряков, терпящих бедствие.
Мореплаватели, плававшие вокруг Самофракии, оставляли подношения богам.
И это было бы уместно, поскольку известно, что древнегреческие мореплаватели оставляли подношения на месте святилища на Самофракии, чтобы обеспечить себе безопасный проход вокруг скалистого острова.
Святилище было открыто для всех, кто желал поклониться Великим Богам, в отличие от других святилищ Древней Греции, которые были открыты только для определенных посвященных. Ритуалы и церемонии в Самофракии проводились жрицей; ее главная жрица, которая часто была пророчицей, носила титул «Сивилла» или «Кибела».
Молитвы и прошения в святилище сопровождались кровавыми жертвоприношениями домашних животных, в том числе овец и свиней, туши которых сжигались в священных очагах, а также возлияниями божествам.
Для этих целей использовалось множество алтарей, высеченных из камня, самый большой из которых в конце IV в. до н. э. был окружен монументальной оградой.
Главный ежегодный фестиваль на Самофракии, привлекавший на остров послов со всего греческого мира, скорее всего, проходил в середине июля. Состоя из представления священной пьесы, которая влекла за собой ритуальную свадьбу, это могло происходить в здании со Стеной танцоров, которое было построено в IV веке до н. э.
Около 200 г. до н. э. к празднеству были добавлены соревнования Диониса, чему способствовало строительство театра на территории комплекса.
В святилище совершалось множество обетных приношений, которые помещались в специально построенное для этой цели здание рядом с большим алтарем; типичными приношениями могли быть статуи из бронзы, мрамора или глины, а также оружие или вазы.
Первым этапом обрядов посвящения в самофракийские мистерии был «мьезис». Посвященному открывалась священная история и особые символы. Во время церемонии он или она получали малиновый пояс, повязанный вокруг талии, который должен был стать защитным талисманом.
Археологи полагают, что железное кольцо, подвергнутое воздействию божественной силы магнитных камней на острове, скорее всего, было еще одним символом защиты, дарованным во время посвящения.
Святилище на Самофракии состоит из трех узких террас на западных склонах горы Агиос Георгиос, разделенных двумя крутыми ручьями. Вход через пропилеи Птолемея II, также известный как Птолемейон, который пересекает восточный ручей как мост.
Извилистая тропа затем спускается к главной террасе, расположенной между двумя ручьями, где находятся основные памятники святилища. Большой толос, Арсиноейон, или Ротонда Арсинои, является крупнейшим крытым круглым пространством в древнегреческом мире.
Имея невероятные двадцать метров (65 футов) в диаметре, он, возможно, служил местом встречи теориев — священных послов, направляемых городами и объединениями для участия в больших празднествах в святилище.
Танцоры Фриз
Здание фриза танцора, крупнейшее в святилище, построенное на еще более древнем жертвенном месте, расположено в начале пути, ведущего к этому месту.
Самое важное здание культа, Эпоптейон, расположено к югу от Теменоса. На этом здании есть надпись Гиерона. Внутри находится самый большой безопорный пролет в древнегреческом мире — 11 метров (36 футов).
Анакторон, здание для приветствия посвященных, расположено к северу от ротонды Арсинои.
Третья и последняя терраса, к западу от духовного центра святилища, в основном занята зданиями для подношений, такими как Милетское здание, посвященное гражданином Милета, и Неорион, или морской памятник. Это также место, где когда-то находился банкетный зал.
Пространство над всеми этими зданиями занимает огромный портик длиной в 104 метра (341 фут); он служит монументальным фоном для всего святилища.
В этом районе также находятся руины квадратного византийского форта, построенного из повторно использованного строительного материала с первоначального места постройки.
Прочные связи с Македонией, Филиппом II и его женой Олимпиадой
Историк Плутарх в своем труде « Жизнь Александра » говорит, что Филипп Македонский, впоследствии отец Александра Великого, был посвящен в таинства Самофракии в то же время, что и Олимпиада. Он сразу же влюбился в нее и тут же обручился с ней.
Первым правителем, о котором сохранились эпиграфические свидетельства, был сын Филиппа II и единокровный брат Александра, Филипп III Македонский, который стал главным благотворителем святилища в IV веке до н. э.
Вторая волна крупного строительства началась в 280-х годах до н. э. со строительства ротонды Арсинои II, которое, возможно, датируется 288–281 гг. до н. э., когда дочь Птолемея I вышла замуж за диадоха Лисимаха, который тогда был царем Македонии.
Филиппу V Македонскому, последнему царю из династии Антигонидов, пытавшемуся основать македонскую талассократию, или морскую империю, македонцы посвятили монументальную колонну перед большой колоннадой верхней террасы в 200 г. до н. э.
Статуя крылатой Победы, созданная около 200 г. до н.э.
Историки полагают, что, вероятно, именно во время одного из таких эпизодов были созданы монументальный фонтан с носом корабля из известняка и шедевр — крылатая статуя Виктории Самофракийской.
В римский период, и особенно в период империи, благодаря интересу римских императоров Самофракия стала международным религиозным центром, куда стекались паломники со всего римского мира.
Остров упоминается в Библии под названием Самофракия; в Книге Деяний апостолов записано, что апостол Павел во время своего второго миссионерского путешествия отплыл из Троады в Самофракию и провел там одну ночь по пути в Македонию.
В 1457 году остров захватила Османская империя. Восстание местного населения во время Греческой войны за независимость (1821–1831) привело к массовой резне 1000 самофракийцев.
Раскопки святилища продолжаются до настоящего времени.
После открытия в 1863 году крылатой Победы французским консулом Шарлем Шампуазо, работавшим в Адрианополе, французская группа Девиля и Кокара три года спустя, в 1866 году, провела первые археологические раскопки в Самофракии .
Затем на место раскопок вышли австрийские археологи, которые в 1873 и 1876 годах обнаружили Птолемейон и портик; они также провели несколько поверхностных раскопок Гиерона и Арсиноэона, а также Теменоса.
В рамках соглашения, подписанного с османами, австрийцы разделили то, что сейчас считается разграблением этого места, между Венским музеем истории искусств, музеями Галлиполи и Стамбульским археологическим музеем.
Как это часто случалось с греческими открытиями, некоторые предметы исчезали по пути в эти учреждения и больше никогда не появлялись на публике.
В 1891 году Шампуазо вернулся на Самофракию, чтобы найти блоки, из которых состоял нос корабля, на котором в Париже была установлена статуя Крылатой Победы . Там он обнаружил театр, построенный в 200 году до нашей эры как часть Дионисийского состязания.
Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета начал свои первые раскопки в 1938 году, в результате которых был обнаружен Анакторон. Прерванные Второй мировой войной, во время которой место сильно пострадало из-за болгарской оккупации, они вернулись на Самофракию в 1948 году, и их раскопки продолжаются по сей день.