Главная Наука.Культура.Человек Учителя-софисты и искусство риторики в Древней Греции

Учителя-софисты и искусство риторики в Древней Греции

через Исмаил
0 комментарий 16

Софисты в Древней Греции были профессиональными педагогами и интеллектуалами. Их учения подчеркивали публичные выступления и этическое поведение. Общественное достояние
Софисты были интеллектуалами, которые путешествовали по Древней Греции в качестве профессиональных педагогов. Хотя их учения касались самых разных тем, они делали акцент на публичных выступлениях и этическом поведении в жизни.

«Софист» ( σοφιστής ) происходит от слова sophia, означающего «мудрость» или «ученость». Слово софист изначально означало «мудрец» или «эксперт» со времен Платона (ок. 428-348 гг. до н. э.).

Ранее, во времена Гомера (ок. IX–VIII вв. до н. э.), слово «софист» использовалось для обозначения эксперта в своей профессии или искусстве.

Однако в V веке до нашей эры слово «софист» приобрело новое значение. Его стали использовать в отношении общей мудрости, особенно той, которая касалась человеческих дел, таких как политика и этика.

V век был Золотым веком Афин, а последняя его часть была веком Перикла , периодом расцвета Афин в условиях политической гегемонии, экономического роста и интеллектуальных достижений.

Перикл, Золотой век Афин

Это было время возросшего спроса на высшее образование, выходящее за рамки традиционных основ грамотности, арифметики, музыки и физической подготовки.

Афиняне начали подвергать сомнению природу, традиционные ценности, мораль, образ жизни и политику. Софисты стали непреклонны в своем стремлении внести свой вклад в это сомнение, часто бросая вызов традиционным способам мышления.

Профессия софиста была индивидуалистичной. Это не была школа философии с членами, имеющими общие убеждения. Скорее, каждый софист имел свой собственный набор убеждений и манеру делать вещи.

Протагор: самый выдающийся софист Древней Греции
Протагор Абдерский, старший современник Сократа, считается одним из виднейших представителей так называемого софистического движения.

Он был первым философом на Западе, который пропагандировал субъективизм, утверждая, что интерпретация любого конкретного опыта или любого события относительна для конкретного человека.

Что такое субъективизм?

Протагор наиболее известен фразой, которую часто переводят как: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что все относительно и подлежит индивидуальной интерпретации.

Будучи софистом, он был первым, кто преподавал релятивистскую философию в Греции, и входил в число самых популярных и высокооплачиваемых преподавателей для молодежи из высших слоев общества.

Чтобы лучше понять релятивистскую философию, представим, что человек, пришедший с улицы в холод, попадает в то, что он ощущает как теплую комнату, в то время как другой человек, уже находящийся в той же комнате, лично ощущает, что в этом же пространстве довольно холодно.

По мнению Протагора, интерпретации температуры воздуха в помещении обоими людьми в такой ситуации были бы одинаково правильными и приемлемыми.

Следовательно, по мнению Протагора, термины «правильный» и «неправильный» являются ярлыками, используемыми людьми в соответствии с их собственным опытом и интерпретацией. Давайте далее рассмотрим, что определенное общество верит в существование богов, а другое общество — нет. В таком случае оба убеждения являются обоснованными сами по себе.

Однако Платон выступал против Протагора и субъективизма. Он утверждал, что должна быть окончательная Истина. Если бы значение «правильного» и «неправильного» было просто вопросом мнения, то законы и общественные обычаи становились бы бессмысленными.

Будучи софистом, Протагор учил людей, особенно молодых людей, тонкостям культуры и тому, как правильно выражать свои идеи и вести себя соответственно. Последнее английское слово «sophisticated» на самом деле происходит от sophists.

Во времена Протагора Греция, особенно Афины, была настолько сутяжнической страной, что знание искусства публичных выступлений высоко ценилось как средство защиты себя в суде или дачи показаний против кого-либо.

Поскольку в Древней Греции фактически не было профессиональных юристов, люди, участвовавшие в судебных делах, были вынуждены нанимать профессиональных спичрайтеров, чтобы произносить красноречивые и убедительные речи в зале суда.

По свидетельствам древних авторов, Протагор в основном зарабатывал на жизнь, обучая богатую молодежь искусству риторики для использования в зале суда.

Протагор утверждал, что если ему предъявить два противоположных утверждения, одно из которых слабее, то он сможет привести достаточно убедительные аргументы, чтобы оно выглядело более сильным из двух.

Софисты как профессора юридических факультетов

Софисты придавали большое значение риторике и умению убеждать и побеждать в спорах. Это было так даже в тех случаях, когда отдельные аргументы и причины противоречили как фактам, так и моральным кодексам.

Независимо от дела, хороший оратор имел больше шансов выиграть дело, а софисты были лучшими учителями риторики. Они также пользовались большим спросом.

Во времена Сократа и Платона известный софист по имени Горгий учил афинян, как побеждать в спорах, полагаясь на хорошую риторику и манипулирование законом в своих интересах.

Платон в одном из своих сократических диалогов под названием «Горгий » даже заставил Горгия признать, что его единственное желание — научить студентов побеждать в спорах, и что его цель — не достижение истины, а победа.

В диалоге Сократ сообщает, что Горгий учит своих учеников произносить речи о политике. Философ утверждает, что для того, чтобы произносить такие речи, нужно также понимать предмет политики.

Для Сократа политика — это искусство производить справедливость. Если Горгий учит людей произносить политические речи, то он сам должен изначально понимать политику и справедливость.

Если студент произнесет блестящую речь и победит в споре, не обеспечив справедливости, то его действия будут считаться несправедливыми, поскольку студент использовал свои ораторские способности как средство для достижения безнравственных целей.

Номос и Физис

Софисты первыми ввели различие между Номосом (законом общества) и Физисом (естественным порядком).

Например, Справедливость и Стыд являются естественными принципами, но проявляются по-разному в разных обществах. То, что является постыдным в одном обществе, может быть приемлемым в другом. Более того, то, что может быть справедливым в одном обществе, может считаться несправедливым в другом.

Таким образом, Закон общества актуален, несмотря на то, что его источником являются универсальные принципы, присущие всем людям.

С другой стороны, ученики Горгия отвергли идею о том, что закон возникает из природы, как считал Протагор. Они утверждали, что Номос антагонистичен Физису.

Ученики Протагора утверждали, что истинный естественный закон основан на силе или идее, что сила делает право. С другой стороны, Калликл пошел еще дальше. Он писал, что Закон общества ложен, потому что заставляет более сильного терпеть более слабого.

Однако ученик Горгия, Ликофрон, утверждал, что все наоборот, а именно, что все люди по своей природе равны, и именно закон в конечном итоге устанавливает иерархии и разделения.

Иллюстрация “Демокрит и Протагор”б картина художника XIX века Сальватора Роза

Автор Филипп Хрисопулос

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать