Иллюстрация: Подготовка к свадьбе в Древней Греции . Брак был важным общественным событием. Изображение подготовки на керамической вазе.
Брак в Древней Греции был жизненно важным союзом не только для отдельных лиц, но и для общественной структуры и культурной преемственности. Свадебная церемония была трехдневным празднованием для семьи и друзей, включая proaulia, gamos и epaulia.
Гера, жена Зевса, была греческой богиней консуммированных браков. В свадебный месяц Гамелион , который примерно соответствует январю-февралю, приносились жертвы Гере. Во время этих жертвоприношений ее призывали как gamostolos («подготовительницу свадьбы») и zygia («соединительницу»).
Традиция гласила, что женщина выходила замуж в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а мужчина был примерно вдвое старше ее. Древнегреческий поэт Гесиод советовал мужчине жениться на девственнице на пятом году ее полового созревания, когда ему самому было «немного меньше тридцати и не намного больше».
Встречи между парой были бы слишком редкими, поскольку свадьба была фактически соглашением между двумя семьями .
В Древней Греции браки нередко заключались в рамках расширенной семейной группы, а союзы между кузенами были обычным явлением. На типичной свадьбе в Древней Греции невеста обычно была девственницей, а жених определенно был опытным мужчиной. Но самым важным для брака было приданое.
Приданое
Это был первый шаг к браку в Древней Греции. Это была самая значительная форма собственности, которую приобретала женщина и которую обеспечивал ее отец или опекун. Обычно приданое давалось жениху при помолвке, но его можно было передать и позже, например, на самой церемонии бракосочетания, если все стороны были согласны.
Обычно приданое представляло собой сумму денег для семьи, чтобы начать хозяйство, но движимое имущество, такое как мебель, покрывала и другие подобные предметы, также могло быть дано. Любое имущество, кроме денег, оценивалось в денежном эквиваленте. Даже участки земли давали в качестве приданого.
Стоимость приданого также была символом статуса. Чем богаче была семья невесты, тем выше была денежная стоимость приданого. В то же время, однако, это было сдерживающим фактором для любого мужчины, который мог бы отнестись к браку легкомысленно или со скрытым мотивом воспользоваться приданым, а затем проявить неуважение или плохо обращаться с женщиной.
Существовало условие, что мужчина должен вернуть приданое в полном объеме в случае развода или разлуки, или за плохое обращение с женой. Если он этого не делал, то ставка составляла восемнадцать процентов в год.
Проаулия
Первым днем свадебной церемонии в Древней Греции был день подготовки, известный как проаулия , сама церемония называлась гамос , а следующий день назывался эпаулия .
День проаулиа был отведен для нескольких важных действий, которые должны были предпринять жених и невеста. Ритуальные действия совершались парой и членами семьи. Жертвоприношения были чрезвычайно важны, так как древние греки хотели убедиться, что боги и богини были умилостивлены и защитят пару .
Молодые девушки часто приносили жертвы Артемиде, своей защитнице до замужества, добиваясь ее благосклонности как богини целомудрия и деторождения. Эти приношения были важны для их защиты. Выйдя замуж, женщины приносили жертвы Афродите, поскольку она была богиней, присматривающей за взрослыми замужними женщинами.
В ночь перед гамосом невесте было важно спать в одной комнате с маленьким мальчиком при двух живых родителях. Целью ритуала было обеспечение плодовитости невесты, а самое главное — содействие рождению мальчиков, которые станут наследниками семьи. Роспись ваз намекает на этот ритуал, изображая невест, держащих маленьких детей.
День гамоса
Утром в день свадьбы невеста купалась в качестве ритуала очищения. После купания невесту одевали в дорогие одежды. Для этого нанимали профессионального помощника, называемого нимфокомос, чтобы тот одевал невесту. Невеста надевала корону, известную как стефана, и фату, окрашенную шафраном, которую нужно было поднять в положенное время. Это был самый важный аспект наряда невесты.
Жених, в свою очередь, надевал богато украшенный плащ и гирлянду на голову.
Эта церемония обычно проходила перед священным алтарем, где пара приносила подношения богам, в частности Гере, богине брака.
Дома невесты и жениха будут украшены, и будет изобилие еды и питья, чтобы отпраздновать. Танцы и песни, известные как hymen hymenaeus, будут проходить в доме семьи невесты или жениха. Гости будут разделены по половому признаку, и даже невеста и жених не будут есть вместе.
После наступления темноты процессия всей свадебной процессии провожала невесту в ее новый дом (дом жениха). Дорога освещалась факелами, звучали крики, пение и музыка — действия, призванные отпугивать злых духов. Такие предметы, как айва или фиалки, могли бросать в жениха и невесту как символы плодородия. После прибытия в дом жениха проводились различные ритуалы, и пара завершала свой брак.
Эполия
Третий и последний день свадьбы в Древней Греции был известен как epaulia , который был особенно известен обычаем дарить подарки молодоженам. Подарки были практичными, гарантируя, что у невесты будет все, что ей понадобится в ее новом oikos от ее отца или приветствуя ее в ее новой семье со стороны жениха. Она бы подарила жениху chlanis , тунику, которую она соткала сама.
Третий день также был отмечен большим количеством еды, питья и танцев. Невеста должна была приготовить целую еду для как можно большего количества родственников-мужчин, связанных с ее новым женихом. Это было сделано для того, чтобы ее приняли в ойкос и чтобы обеспечить законность свадьбы. Это называлось гамелией .
Это был важный момент для жениха, чтобы убедиться, что если его жена родит ему сыновей, они будут зачислены во фратрию, или родственную группу . Наконец, невеста посвящала лутрофор или вазу нимфе в благодарность за брак и в надежде, что ее ждет хорошая жизнь. Завершение свадебной церемонии закрепляло переход невесты в статус нимфы , который она сохраняла до тех пор, пока не родит ребенка.
Свадебный ритуал в Спарте
В Спарте был другой подход к браку. В отличие от Афин и брака в других частях Древней Греции, брак имел другую цель. Брак рассматривался как гражданский долг перед государством, чтобы произвести сильное потомство.
Девушкам должно было быть не менее восемнадцати лет, прежде чем они вступали в брак, потому что здоровая мать имела первостепенное значение для воспитания воинов. Мужчины, за которых они выходили замуж, были примерно их ровесниками. Для спартанцев целью материнства было в основном воспитание воинов , которые будут сражаться и защищать город-государство.
В частности, спартанские браки были известны своим акцентом на физической форме и совместимости. Согласно современным источникам, не было такого понятия, как свадебная церемония. Невеста должна была коротко подстричься и одеться в мужскую одежду, чтобы подчеркнуть свою роль как партнера воина. Она ждала жениха в темной комнате. Жених выходил из казармы ночью, шел туда, где ждала невеста, и ритуально захватывал ее.
Спартанский жених должен был жить в казарме до тридцати лет. Это означало, что пара не жила вместе, а только навещала друг друга по ночам. В это время муж мог даже не увидеть лицо своей партнерши, учитывая, что ему приходилось быстро выполнять свои супружеские обязанности в темной комнате с односпальной кроватью, а затем уходить, чтобы вернуться в казарму.
Развод в Древней Греции
Развод был на удивление простым для неудачного брака в Древней Греции, особенно для мужчин. Однако мужчина должен был вернуть приданое отцу жены. Например, в Афинах муж мог просто развестись со своей женой, отправив ее обратно в родительский дом вместе с приданым. Приданое было чем-то вроде пенсионного фонда женщины. Это означало, что чем больше приданое, тем меньше вероятность распада несчастливого брака.
Для женщин процесс был гораздо сложнее. Им требовалась поддержка близкого родственника-мужчины или опекуна, чтобы инициировать развод, поскольку у женщин не было никаких юридических полномочий.
Несчастная жена должна была покинуть свой дом, дойти до агоры, где обычно находились правительственные учреждения, найти архонта и сказать ему, что она хочет развестись. Архонт спрашивал, есть ли у нее родственник-мужчина, к которому она могла бы пойти. Если да, архонт немедленно соглашался и исполнял ее желание развестись. В этот момент развод был завершен. Затем она покидала дом со своим приданым и шла к своему отцу или близкому родственнику.
Разведенная женщина не несла на себе общественного позора и могла снова выйти замуж. Однако стоимость ее приданого уменьшалась.
Для вдов в древнегреческих обществах все было сложнее. Те, у кого не было взрослых сыновей, могли оказаться в крайне уязвимом положении, как в социальном, так и в экономическом плане. Законы о наследовании в городах-государствах, таких как Афины, отдавали предпочтение наследникам мужского пола, что могло оставить вдов, зависящих от своих детей или родственников мужского пола, чтобы выжить.
Но в Спарте все было не так. Там женщины имели больше прав на имущество и даже могли наследовать имение мужа, приобретая гораздо более надежное финансовое положение.