Вопрос о том, кого считали греками в эпоху Древней Греции, на протяжении столетий был предметом широких научных дискуссий.
Вопрос о том, кого в древности считали «греком», поистине интересен и требует рассмотрения множества параметров.
Для древних греков вопрос идентичности был важным и основывался не только на таких факторах, как география или происхождение, но и включал ряд других важных факторов.
Обычно они были глубоко укоренены в таких аспектах, как общее культурное наследие, языковые сходства и религиозные верования, а также традиции, имеющие общую основу.
Вопрос о том, кто был греком в Древней Греции, является сложным.
Это самовосприятие того, что значит быть греком, не обрело свою форму и очертания в одночасье. Это было то, что развивалось на протяжении столетий и на него сильно влияли исторические события и взаимодействие с другими, негреческими цивилизациями и культурами.
В древние времена греки называли себя «эллинами», а свою страну — Элладой . Это название греки используют и по сей день.
Однако древние греки не считали себя единой нацией , вероятно, потому, что они никогда не существовали под крышей единого государства. Вместо этого они идентифицировали себя в первую очередь как граждан своих городов-государств, известных по-гречески как «полисы». Примерами этих полисов являются известные города-государства Афины, Спарта и Коринф , среди многих других.
Несмотря на столь широкую локализацию, более широкое чувство общей греческой идентичности возникло благодаря таким важным вопросам, как общий язык, религия и обычаи.
Известный древнегреческий историк Геродот дал знаменитое определение грекам, дав им четыре основных критерия: общее происхождение, общий язык, поклонение одним и тем же богам и схожие обычаи.
Эта коллективная идентичность стала очень важной и распространенной в большинстве греческих городов во время внешних угроз и конфликтов с цивилизациями, которые были явно «чуждыми».
Общие враги
К ним относятся Персидские войны в V веке до н. э., когда греки объединились, чтобы противостоять общему врагу, который говорил по-разному, верил в разных богов и имел разные обычаи и традиции.
Столкнувшись с общим врагом, греки отложили в сторону свои внутренние разногласия и показали свое единство как «эллинов» в отличие от « варваров », таких как персы, например. Эта дихотомия между греками и не-греками (или «варварами», как их называли греки) показывала ясную веру греков в то, что они считали своим культурным превосходством над другими.
Греческий язык был одним из самых, если не самым, критическим маркером греческой идентичности. Диалекты, очевидно, значительно различались в разных регионах древнегреческого мира.
Например, в Спарте можно было услышать дорический, а в Афинах — ионический или аттический диалекты. Тем не менее, все они были узнаваемо греческими и взаимопонятными.
Традиционное участие в общих религиозных обрядах также помогло грекам глубже понять и оценить свою общую идентичность.
В общеэллинских (общегреческих) святилищах, таких как Дельфы и Олимпия, проводились ритуалы и игры, объединявшие людей из разных городов-государств в знак единства и гордости за свое греческое наследие.
Примечательно, что в Олимпийских играх могли участвовать только греки, что ясно демонстрирует: несмотря на многочисленные различия, греки понимали, что они принадлежат к одной семье.
Интересно, что принадлежность к грекам не определялась исключительно рождением или происхождением, как полагают многие.
Для древних греков стать греком было возможно лишь тем, кто принял греческую культуру, ее язык и обычаи.
Например, в эллинистический период после завоеваний Александра Македонского в Азии и Африке негреки, говорившие по-гречески и участвовавшие в греческих культурных обычаях, часто считались частью эллинского мира, несмотря на их различное происхождение.
Однако даже между собой древние греки спорили о том, кто на самом деле принадлежит к их культурной сфере, что свидетельствует о том, что внутренние разногласия среди греков уходят корнями в глубь тысячелетий.
Например, афиняне и их союзники иногда считали македонцев полуварварскими греками из-за их строгой монархической системы и особых обычаев, которые сильно отличались от тех, что можно было встретить в Южной Греции.
Очевидно, это был скорее геополитический и идеологический аргумент, а не вопрос происхождения и идентичности.
Однако македонцы говорили на греческом диалекте и, по их словам, произошли от Пердикки , сына Темена, потомка Геракла (Геркулеса). Это позволяло им участвовать в панэллинских институтах, таких как Олимпийские игры, что доказывало их греческое происхождение.
В V веке до нашей эры царь Александр I (не путать с Александром Великим) участвовал в спортивных соревнованиях в Олимпии . Кроме того, в 328 году до нашей эры есть запись о человеке по имени Клитон, который выиграл важный забег. Согласно имеющимся записям, он был первым не царским македонцем, победившим в Играх.