Жизнь
Есть личности в разных сферах культурного бытия ( искусство, наука, политика и т.п), которых принято определять как «деятели второго плана» с точки зрения привлечения к ним внимания широких слоев общества. Но очень часто идеи, разработки, деятельность подобных людей таковы, что делает их вполне достойными плана первого с точки зрения значимости. Такого рода деятелем и был греческий историк, дипломат и поэт Димитрис Кицикис (1935-2021).
По рождению Димитрис Кицикис принадлежал к греческой интеллектуальной элите. Его отец, Никос Кицикис (1887-1978), а также был профессором и ректором Национального технического университета Афин, одним из ведущих греческих инженеров строителей. Также он был сенатором и членом парламента страны. Дядя Димитриса был известным архитектором. Мать Димитриса Кицикиса, Беата Кицики (Петихаки), была родом из Ираклиона (Крит). Она происходила из смешанной православно-католической, греко-итальянской семьи, ее отец был богатым промышленником в Египте.
В возрасте 12 лет, когда в Греции разразилась гражданская война, он был отправлен в школу-интернат во Франци по протекции директора французского института в Греции Октавио Мерлье, поскольку его мать, как коммунистка была приговорена военным судом к смертной казни. В Париже он прожил 23 года со своей первой женой. Англичанкой Энн Хаббард и со своими первыми двумя детьми. Начиная с 1958 г. он активно посещает Китай и проникается маоистской идеологией, видя в ней современную кульминацию истории китайской цивилизации. В 1968 г, Кицикис, тогда преподаватель французского университета принял участие в охватившем всю страну восстании радикальной молодежи. При этом он открыто демонстрировал свои маоистские симпатии, за что был уволен из университета. После этого исследователь был приглашен в Канаду, в Оттавский университет, где получил звание доцента, а позднее профессора. В 1996 Кицикис стал почетным профессором Оттавского университета. Начиная с 1965 г он живет и работает в «треугольнике» Афины-Отта-Париж, а также преподает в нескольких турецких университетах. Кицикис читал лекции по истории Китая и Турции, политическую идеологию и геополитику.
Ученый никогда не был практикующим политиком в классическом смысле этого понятия, но его идеи оказывали влияние непосредственное влияние на эту политику. В 60-х-70-х годах Кицикис был ближайшим советником премьер-министра Константиноса Караманлиса- старшего, а в 90-х, работая в Турции был советником тогдашнего президента страны Тургута Озала, который лично свидетельствовал о глубоком влиянии на него идей Кицикиса..Тургут Озал был первым лидером Турции при котором страна стала отходить от однобокой ататюрковской секулярной модели во внутренней и внешней политике, а ее власти начали активный поиск новых моделей взаимоотношений со странами и народами. Это в начале нынешнего столетия привело к крушению почти 80-летней гегемонии ататюркизма в политике и идеологии Турции. Интересно, что когда греческий ученый преподавал в турецком университете «Богазчи» среди его студентов был… Ахмет Давутоглу, будущий глава МИД и премьер-министр Турции, разработавший внешнеполитические концепции современной Турции, такие как «неоосманизм» (политическое и культурное доминирование Турции на территории бывшей Османской империи) и «нулевые проблемы с соседними странами». В этих концепциях отчетливо прослеживается влияние идей Кицикиса в первой- практическая роль исторического и культурно-религиозного фактора во внешней политике, во-второй – стремление найти модель неантагонистического сосуществования между странами и народами. С 1996 г. исследователь издавал в Афинах ежеквартальный журнал « Промежуточный регион», названный по его главной геополитической концепции, о которой будет подробно сказано ниже. В 2008 г. был создан фонд Димитраса Кицикиса с библиотекой и архивом.
По свидетельству французских коллег греческого ученого, в их стране Кицикиса считают основателем в рамках истории международных отношений направления по изучению пропаганды и давления, как инструмента государственной внешней политики. Он также изучал роль технократии во внешней политике и религии, как элемента и инструмента международных отношений. Ученый активно содействовал диалогу и сотрудничеству между четырьмя основными религиями мира: иудаизмом, христианством, исламом и индуизмом. Он организовал диалог между греческими православными и иранскими шиитами, индийскими индуистами, сотрудничал с иудеями Израиля. В канадском Квебеке он вместе со своими бывшими студентами, придерживавшимися фундаменталистско-католических взглядов издавал ежеквартальный журнал Aqiula ( «Орел») с двуглавым орлом на обложке, как символом продвижения византийской имперской идеи среди католиков-фундаменталистов. Кицикис также создал оценочную шкалу для идентификации конкретных политических движений как либеральных, коммунистических, либо… фашистских.
Один из основополагающих аспектов взглядов Димитраса Кицикиса определяют, как «планетарный эллинизм». Он считал греческий язык не только лингвистическим явлением, но краеугольным камнем всей планетарной цивилизации, ее историко-культурным кодом. Кицикис утверждал, что умение писать на греческом-большая честь, отстаивал традиционное письмо и орфографию и свободу использования любого стиля.
Димитрис Кицикис был известен также и как поэт. При жизни он издал шесть сборников стихов. В 1991 году ученый был удостоен первой греческо-турецкой литературной премии имени Абди Ипекчи, турецкого журналиста, убитого террористами.
Несколько слов о политическом мировоззрении Димитриса Кицикиса. Его родители придерживались радикально левых взглядов, более того, мать, происходящая из среды крупной буржуазии, оказалась в рядах коммунистов. Сам Кицикис в молодости тоже был «левым», точнее, маоистом. Позднее его мировоззрение претерпело некоторую эволюцию. В литературе его обозначают как «постфашистское». Но поскольку понятие «фашизм» имеет устойчиво негативную коннотацию, лучше использовать такое понятие как «национал-большевизм». Кстати, и сам Кицикис именно так неоднократно определял свои политическое мировоззрение. В данном случае «национал-большевизм» следует понимать как синтез «левых идей» с обращением к национальной исторической, что немаловажно, религиозной традиции.
Идеи
Стержневая концепция Димитриса Кицикиса. Собственно и сделавшая ему имя – это идея о греко – турецкой конфедерации, которая в случае ее создания могла бы стать наиболее мощной державой Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Эту идею ученый продвигал с 60-хгодов прошлого века в своих статьях, книгах и выступлениях. Она оказала серьезное влияние на политиков, интеллектуалов, журналистов, деятелей искусства, как в Греции, так и в Турции, она также стала предметом обсуждения в греческом парламенте. К концепции греческо-турецкой конфедерации проявлял интерес премьер-министр Турции в 90-х гг. Месут Ийлмаз.
Эта идея будет лучше и глубже понята на более широком фоне геополитической коонцепции Димитриса Кицикиса. Традиционно геополитика базируется на географических факторах и их противостоянии, как основном факторе международных отношений и конфликтов,происходящих в их рамках. Например, имеется уже ставшей классической формула противостояния «суши» и «моря», островной и континентальной цивилизации. Кицикис же подошел к геополитике иначе, его геополитическую концепцию можно назвать не «географической», а «историко-цивилизационной». Он считал, что на евразийском пространстве существуют не условная Европа и условная Азия, которые суть понятия сугубо географические, но три исторически сформировавшихся «цивилизационных» цивилизационных региона.
Во-первых, это «Запад», стержнем исторического формирования которого была античная Греция, транслировавшая через Римскую империю свою культуру дальше на Запад. К этому региону Кицикис относит Западную Европу, Великобританию, а также Северную и Южную Америку. Во-вторых, «Восток» историческим ядром которого является индуистско-буддийско-конфуцианская цивилизация Индии и Китая. А между ними «Промежуточная зона» ( вспомним название журнала, издававшегося Кицикисом в Афинах), простирающаяся от Балкан и Греции до реки Инд, то есть практически совпадает с границами античной империи Александра Македонского, правда, с включением Северной Евразии (России). В этой промежуточной зоне встречаются христианство и ислам, и отношения между субъектами международных отношений отнюдь не бесконфликтны. С одной стороны существует экспансионистский потенциал арабо-мусульманского мира, с другой – амбиции на доминирование в евразийском пространстве православной России.
Но, если достичь уровня неантагонистических отношений и некоего единения между Грецией и Турцией, странами – географическими соседями с переплетающейся историей и культурой, то это может сильно повлиять на международные отношения в регионе и резко снизить их конфликтный потенциал. Ведь предполагаемая греко-турецкая конфедерация сможет контролировать Черное море, проливы, Эгейское, Мраморное моря и восточную часть Средиземного моря (в конфедерацию предполагалось включить также Кипр). А это – ключевой узел жизненно важных коммуникаций между западом и востоком Евразии.
Что может стать «цементом» предлагаемой конфедерации? Ведь греки и турки, несмотря на безусловно имеющиеся точки соприкосновения все-таки очень разные народы и, более того, в их взаимоотношениях имеется и отягощенная историческая наследственность. Кицикас предлагает в качестве такого «цемента» синергию православия и…алевизма, неортодоксального течения, возникшего в рамках ислама в XII веке. Сегодня это вторая по количеству последователей религиозная группа в Турции, а абсолютное большинство турецких мусульман составляют ортодоксальные сунниты. Алевиты по сути занимают пограничное положение между крайней формой шиитского ислама и отдельной синкретической религией с элементами иудаизма, христианства, и доисламских верований. Кицикис считал, что именно алевизм был традиционной религией Османов. Действительно, перемещаясь из Центральной Азии на Анатолийский полуостров, некоторые тюркские племена восприняли алевизм на территории Ирана. Однако уже в XIII веке среди турок и их элиты возобладал суннизм.
Алевизм, возможно, имеет определенные черты, сближающие его с православным христианством. Это, прежде всего, поклонение в значительной степени обожествленной человеческой личности ( для алевитов это имам Али, зять пророка Мухаммада, отсюда и их самоназвание «алевиты»- последователи Али).Их вероучение и практика коренным образом отличается от суннитской настолько, что сунниты часто не считают алевитов мусульманами. Кроме того, они составляют всего 5% населения Турции.
Так что непрочный цемент для греческо-турецкой конфедерации получается.
Авторское резюме – практичность идей Димитриса Кицикиса
Признаться, когда автор этих строк проводил свое мини-исследование концепций Димитриса Кицикаса в голове все время вертелся куплет из старой русской солдатской песни: «Гладко писано в бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить…».
Геополитика вообще-то наука очень кабинетная и теоретичная. Ее наработки в чистом виде практически не применяются в практике международных отношений. Поэтому, наверное, следует в практическом контексте рассмотреть применимость греко-турецкой геополитической «матрицы» Димитриса Кицикиса к реалиям греческо-турецких отношений.
Вывод автора однозначен: в условиях нынешней международной ситуации подобная конфедерация – это полная утопия. И дело не в том, что идеи греческого геополитика имеет какие-то изъяны как теоретическая разработка. Просто история начала 90-х гг четко продемонстрировала, что многонациональное федеративное или конфедеративное государство нежизнеспособно. Красноречивой исторической иллюстрацией этого тезиса служат распады СССР, Югославии и Чехословакии, причем распад последней показал, что в одной федерации трудно ужиться народам пусть и очень близким по культуре и языку, не имеющим острых проблем в отношениях друг с другом, но все-таки… разным.
Но если считать идею тюркоэллинизма, в наиболее полном и законченном виде сформулированую на сегодня именно Димитрисом Кицикисом, как месседж о необходимости установления и развития неантагонистических, бесконфликтных и взаимовыгодных отношений между двумя странами и народами, то этот греческо-турецкий концепт имеет очень даже практическое значение.
Потому что на сегодняшний день сохраняется потенциал для серьезного греческо-турецкого конфликта.
Валерий Емельянов, ИАЦ «Время и мир»