Автор:
Калеб Хауэллс
Иллюстрация Конфессионал (исповедальня)в соборе Тулузы. Фото: Дидье Дескуэн
Одним из известных аспектов многих христианских конфессий, в том числе католицизма и православия, является исповедь. Это практика исповедания грехов перед священником с целью получить прощение. Интересно, что есть некоторые свидетельства того, что исповедь могла зародиться в дохристианских религиозных обычаях Древней Греции.
Исповедь в Библии
Одна из причин предполагать, что практика исповеди через ухо могла иметь дохристианское происхождение, заключается в том, что она не упоминается в Библии. В Библии говорится об исповеди грехов, но в основном в контексте исповеди перед Богом в молитве.
В Библии также упоминается исповедь перед старейшинами (или «священниками»), когда человек духовно болен. Однако в том же отрывке, где упоминается это, говорится, что в исповеди должны участвовать несколько старейшин. Там также объясняется, что они должны молиться вместе с грешником и пытаться помочь ему духовно исцелиться.
Концепция обращения к священнику, исповеди и отпущения грехов священником не встречается в Библии. Так каково же было её истинное происхождение? Существует множество предположений на этот счёт, но одна из теорий гласит, что исповедь пришла из Древней Греции.
Это неудивительно, поскольку многие аспекты современных христианских конфессий на самом деле берут начало в древнегреческой философии или даже мифологии.
Дохристианские самофракийские мистерии Кабейри
Кабиры — это группа богов, которым поклонялись в Древней Греции и которые, как считается, появились в Анатолии. В античном мире они были особенно тесно связаны с Самофракией, островом на северо-востоке Эгейского моря.
В дохристианские времена самофракийские мистерии стали популярны по всей территории Греции. В Фивах на материковой части Греции есть множество свидетельств поклонения Кабирам.
В традициях самосских мистерий есть свидетельства о форме исповеди. Поскольку это произошло задолго до появления христианства и, безусловно, до появления первых следов исповеди в католицизме или православии, эта практика исповеди в Древней Греции может быть очень значимой.
Исповедь в Древней Греции до принятия христианства
Основным свидетельством существования наушной исповеди в Древней Греции до появления её в христианстве являются «Изречения спартанцев» Плутарха. Учёные также называют эту работу «Лаконские изречения».
В этом источнике есть три упоминания о том, как самосский жрец исповедовал кого-то. Первое упоминание звучит так:
«Когда Андроклида посвящали в мистерии на Самофракии, жрец спросил его, что особенно ужасного он совершил в своей жизни, и он ответил: «Если я и совершил что-то подобное, то сами боги об этом узнают».
Согласно этому, частью ритуала посвящения в этот культ была исповедь перед жрецом. Стоит отметить различия между этим видом исповеди и тем, который описан в Библии.
В то время как целью исповеди в раннем христианстве было получение помощи от пастырей, в Древней Греции, очевидно, это не было целью наушной исповеди. В противном случае замечание Андроклида о том, что боги уже знают о его самом тяжком грехе, было бы неуместным, поскольку ему всё равно понадобилась бы помощь священника для духовного исцеления, если бы это было целью.
Таким образом, этот вид исповеди в Древней Греции полностью отличается от того, что описан в Библии, но довольно похож на исповедь в христианских конфессиях сегодня.
Могла ли исповедь прийти в христианство из Древней Греции?
Если принять во внимание эти факты, что это говорит о исповеди? Действительно ли исповедь в христианстве пришла из Древней Греции? Как мы видели, в самосских мистериях культа Кабиров исповедь была ушной.
Другими словами, это означало просто исповедаться перед священником в своём самом большом грехе, очевидно, для отпущения грехов. Это не имело ничего общего с получением помощи для духовного исцеления и предотвращения повторного совершения того же греха. Хотя это и не соответствует библейскому описанию исповеди, это соответствует исповеди в католицизме и православии.
Кроме того, в каждом случае, описанном в «Изречениях спартанцев» Плутарха, исповедь должна быть совершена перед одним жрецом. Опять же, это соответствует типу исповеди, принятой в современных христианских конфессиях, а не той, что описана в Библии.
Подводя итог, мы не можем подтвердить, что ушное исповедание христианства действительно пришло из Древней Греции. Однако, судя по увиденным нами доказательствам, это правдоподобное объяснение.