Фестский диск, обнаруженный в 1908 году на Крите, долгое время был предметом интриги из-за его нерасшифрованных символов, расположенных в спиральном узоре. На протяжении многих лет многочисленные ученые пытались интерпретировать его значение.
Примечательно, что лингвист доктор Гарет Оуэнс, посвятивший изучению диска более трех десятилетий, в 2024 году заявил, что расшифровал 99 процентов его содержания, предположив, что это молитва богине-матери.
Оуэнс утверждает, что минойская богиня любви Астарта, связанная с восточной богиней Аштарт, является ключевой фигурой, раскрывающей тайну Фестского диска.
Фестский диск — диск из обожженной глины из минойского дворца Фест на острове Крит , предположительно относящийся к середине или концу минойского бронзового века (второе тысячелетие до нашей эры).
Фестский диск: одна из величайших загадок археологии
Диаметр диска составляет около 15 см (5,9 дюйма), с обеих сторон он покрыт спиралью из штампованных символов.
Язык, запечатленный на лицевой стороне таинственного диска, так и не был полностью расшифрован, а его символы не являются частью ни одного известного алфавита — ни древнего, ни современного.
Однако некоторые символы имеют сходство с символами, встречающимися в линейном письме А и линейном письме В, которые были древними языками минойцев. Линейное письмо А до сих пор не расшифровано .
Другие похожи на иероглифы, найденные в древних анатолийских памятниках.
Хотя подавляющее большинство ученых считают Фестский диск подлинным, некоторые археологи не убеждены в его подлинности.
Его предназначение и значение, и даже первоначальное географическое место изготовления остаются предметом споров, что делает его одной из самых известных загадок археологии.
Этот уникальный предмет сейчас экспонируется в Археологическом музее Ираклиона.
Является ли богиня любви ключом к расшифровке диска?
Оуэнс говорит: «Мы читаем Фестский диск с помощью вокальных значений линейного письма В и с помощью сравнительной лингвистики, т. е. сравнения с другими родственными языками из индоевропейской языковой семьи. Однако чтение чего-либо не означает понимание».
По его данным, диск представляет собой религиозный текст, посвященный «беременной богине», которая обретает форму лика Астарты, богини любви.
«Нет сомнений, что речь идет о религиозном тексте», — раскрывает Оуэнс. «Это становится ясно из сравнения с другими религиозными словами из других надписей со священных гор Крита. У нас есть слова, которые абсолютно идентичны».
Ученый добавляет, что он подозревает, что «Фестский диск — это гимн Астарте, богине любви. Слова, подобные упомянутым на диске, были найдены в минойских приношениях».
«Как и в случае с сегодняшними приношениями, люди молятся, когда они встревожены, из-за проблем со здоровьем или по личным причинам», — говорит он. «В конце концов, человек не меняется».
Археолог считает, что одна сторона Фестского диска посвящена беременной богине-матери, а другая — минойской богине Астарте .
Говоря о важности фигуры, Оуэнс отметил, что минойская Астарта была богиней любви, войны и гор, и что ее происхождение находится на востоке. Корни богини «из древней Месопотамии, расположенной на территории современной Турции; Астарта отправилась на Кипр и стала Венерой», — пояснил он.
Несмотря на такие заявления, более широкое академическое сообщество остается осторожным. Уникальная природа диска в сочетании с отсутствием дополнительных подобных артефактов делает окончательную проверку сложной. В результате, хотя существуют интригующие теории, тайна истинного смысла Фестского диска продолжает оставаться темой дискуссий и исследований.