Иллюстрация Гора Афон
Гора Афон, на которой расположено несколько монастырей, хранит невероятные античные сокровища.
Одним из самых удивительных достижений византийских монастырей является чудесное сохранение древнегреческих знаний и литературы, сокровищниц древней мудрости, без которых наш мир сегодня был бы совершенно другим.
Эти образовательные и духовные центры Средневековья сыграли фундаментальную роль в сохранении значительной части знаний, которые в конечном итоге вдохновили эпоху Возрождения и повлияли на западную цивилизацию так, как невозможно было себе представить в то время, когда они сохранялись.
Византийские монастыри были не просто местами религиозного благочестия и духовного подъёма. Они были процветающими научными центрами, где монахи посвящали всю свою жизнь исследованию и сохранению древней литературы. Некоторые византийские монахи были скорее учёными, чем христианами, преданными Богу.
В средневизантийский период, который длился с 843 по 1204 год, во время разграбления Константинополя, более половины грамотных людей в империи были монахами. Это показывает, насколько важной была их роль в сохранении древнегреческих знаний для будущих поколений.
Такое скопление умных людей создало идеальные условия для сохранения этих классических произведений. Это была титаническая задача, которую взяли на себя люди, десятилетиями переписывавшие, переводившие и сохранявшие многовековые древние знания.
Монастырь на горе Афон. .
Монастыри , спасшие греческие сокровища на горе Афон
Особая благодарность должна быть выражена монастырям горы Афон (по-гречески Агио Орос) за их вклад в сохранение классической литературы и древних знаний.
В библиотеках монастырей на горе Афон, помимо богословских книг, хранились обширные коллекции древнегреческой литературы. Это не было чем-то само собой разумеющимся, поскольку это резко контрастировало со многими другими монастырскими библиотеками, в которых хранились только религиозные тексты, а их роль считалась исключительно религиозной, а не академической.
Благодаря этой инновационной стратегии, в которой участвовали тысячи греческих и негреческих монахов, проживших всю жизнь на Афонском полуострове, были сохранены бесчисленные классические рукописи.
Понятно, что для сохранения такого большого количества древних литературных произведений потребовались значительные усилия.
Монашеские переписчики часами тщательно копировали рукописи. Эта скромная, но трудоёмкая задача была чрезвычайно важна не только для библиотек этих монастырей, но и для всего человечества.
Однако монахи не просто создавали идентичные копии. Эти мудрые люди часто улучшали тексты, добавляя научные комментарии (известные по-гречески как «схолии») и исправляя всё, что, по их мнению, нужно было исправить.
Архимедов Палимпсест
Этот фрагмент представляет собой отдельный лист палимпсеста Архимеда — рукописи, изначально скопированной в середине или конце X века.
Древняя литература и бесчисленные греческие сокровища, сохранившиеся в этих монастырях, обеспечили будущим поколениям доступ к хорошо сохранившимся произведениям, которые вдохновляли многих учёных позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Монастыри по всей Византийской империи стали местными центрами знаний и оплотами стабильности и преемственности в периоды социальной и политической нестабильности.
Эти религиозные учреждения христианской церкви стали жизненно важными убежищами для греческих сокровищ, когда Константинополю угрожала опасность или после его падения под натиском османов в 1453 году.
Например, многие византийские учёные нашли убежище в монастырях на бывших территориях империи, где они продолжали заниматься исследованиями и сохранять классическую литературу, несмотря на то, что османы свергли византийскую элиту.
По всей некогда могущественной Византийской империи монастыри создали обширные сети для обмена информацией, которые передавали крупицы знаний из региона в регион и из поколения в поколение.
Эти связи значительно повысили шансы на сохранение рукописей, позволив их копировать, распространять и хранить в нескольких местах по всей Европе, что спасло их от забвения.
Когда отдельным монастырям угрожало вторжение или стихийные бедствия, эта система оказывалась очень полезной, поскольку монахи из других мест делали всё возможное, чтобы перевезти и сохранить эти греческие сокровища.
Константинополь
Фреска с изображением Константинополя и его стен.
Очевидно, что Византийская империя была не единственным местом, где монастыри оказывали влияние на сохранение рукописей. К 1453 году Византийское государство полностью распалось, а это значит, что рукописи, хранившиеся в монастырях на его бывших землях, были вывезены многими византийскими учёными, бежавшими в Западную Европу после падения Константинополя.
По мере того как западные учёные находили эти классические труды, бережно хранившиеся в византийских монастырских библиотеках, эти знания постепенно передавались им, и это стало важным фактором в возникновении эпохи Возрождения.
Византийские монастыри, несомненно, являются «виновниками» того, что древнегреческая философия, литература и наука доступны нам сегодня.
Большинство сохранившихся классических текстов и других греческих сокровищ, таких как важные пьесы, эпические поэмы и философские труды, дошли до нас благодаря рукописям, которые либо были скопированы византийскими монахами в их монастырях, либо были адаптированы из их копий, а затем переданы учёным в средневековой Европе.
В процессе консервации возникли очевидные трудности, это была непростая задача, которая не решалась в одночасье.
Палимпсесты, или рукописи, в которых более ранние отрывки соскабливались, чтобы освободить место для новых, иногда появлялись из-за высокой стоимости и ограниченного доступа к письменным принадлежностям в те времена, когда писать могли лишь немногие.
К счастью, теперь историки могут восстановить эти древние тексты с помощью современных технологий и обнаружить гораздо больше классических шедевров, которые сохранились именно благодаря этому методу.
Традиция византийских монастырей, спасавших греческие сокровища прошлого и сохранявших знания для человечества, до сих пор оказывает влияние на современные исследования.
Для учёных, изучающих религиозные и классические тексты, например, такие крупные монастыри, как монастырь Святой Екатерины, в котором хранится более 2300 греческих кодексов, по-прежнему являются важными исследовательскими центрами. Эти учреждения показывают, насколько важным было византийское наследие в области образования и сохранения культурного наследия.
Страница из книги Эсхила
Первая страница трёх трагедий: «Прометей прикованный», «Семь против Фив» и «Персы». Они составляют так называемую «византийскую триаду».
Примеры работ, сохраненных византийскими монахами
Один из сохранившихся образцов находится в монастыре Дионисиу на горе Афон.
Там сохранилась рукопись Эсхила, в которой представлены такие произведения, как «Прометей прикованный», «Семь против Фив» и «Персы».
В других монастырях на горе Афон, таких как Ивирон и Великая Лавра, хранятся рукописи таких известных авторов, как Эзоп, Еврипид, Софокл, Фукидид и Гесиод.
В монастыре Святой Екатерины на Синае также хранилось множество греческих рукописей, в том числе один экземпляр Книги Бытия и замечательный палимпсест, в котором библейский текст был использован повторно для хранения арабских «Житий святых».
Кроме того, в монастырских библиотеках сохранилось несколько копий комедий Аристофана («Всадники», «Облака» и «Лягушки»), которые часто называют «византийской триадой», с комментариями византийских учёных Фомы Магистроса и Деметрия Триклиния.