Главная История и География Почему я- «эллинотюркист»? заметки главреда

Почему я- «эллинотюркист»? заметки главреда

через Исмаил
0 комментарий 23

 

Рабочий лозунг и принцип деятельности Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир», а также одноименного портала-медиапанорамы: «Мыслить глобально-действовать конкретно!» И если заметки вашего покорного слуги-главреда, появляются в иных,чем «эллинский мир» рубриках, значит оный главред в данный момент мыслит глобальными, более универсальными категориями. Если же размышления сии. Появляются в рубрике «эллинский мир», это знак того, что главред решил порассуждать о проблемах прошлого настоящего и будущего нашего мира в различные времена сквозь призму истории и культуры Греции и греческого народа, в которых наиболее полно отразилась в конкретном формате все наследие человеческой цивилизации.

Итак в сегодняшних заметках главреда, попробуем ответить в конкретном «филэллинском контексте» на сложный вопрос, почему судьба отношений между географически соседними народами, но очень различными по языку, происхождению и, главное, по религии и духовности, складываются в истории так драматично, а порой и трагично. И второй вопрос заключается в том – как (и возможно ли) преодолеть эту «отягощенную» историческую наследственность?

Ваш покорный слуга-главред намерен попробовать внести определенный вклад в решение этой и ныне актуальной проблемы?  через исследование и публикации в рамках «греческой» рубрики портала «Время и мир». Мы уже сделали две публикации на эту тему – собственно об эллинотюркизме и биографию Димитриоса Кицикиса, выдающегося греческого историка, теоретика геополитики и общественного деятеля, который, собственно, и сформулировал концепцию «эллинотюркизма» в ее современном виде.

В како-то степени. Автор этих строк, не имеющий с точки зрения биологического происхождения в своих жилах ни капли греческой крови, но в то же время  по происхождению и родовой религиозной традиции, может причислить себя именно к ,если хотите, «филэллинотюркистам». По отцовской линии, Ваш покорный слуга-главред принадлежит к кряшенам (поволжские татары-тюрки, крещеные еще в XVI веке Иваном Грозным в греко-византийское православие). Двоюродный прапрадед автора, священник Яков Емельянов, был также поэтом и религиозным писателем. Он первым перевел на татарско-тюркский язык тексты для православного богослужения, в том числе фрагменты из Евангелия и Деяний апостолов.

Но главный момент ради которого мы предпринимаем исследование этой проблемы – отношения между греками и турками сегодня, не столько на уровне политики, или еще чего-то подобного, сколько на уровне психологическом и ментальном в отношениях между простыми людьми.

От греков, прежде всего из самой Греции, приходится слышать. «отношения с Турцией и турками?Да они есть, сегодня вроде как мирные, мы контактируем. Но одновременно на генетическом уровне между нами существует неприязнь ( иногда в беседах вместо слова «неприязнь» произносится более жесткое определение, также начинающееся на букву «н»).

Что же история так распорядилась, что отношения многих стран и народов развивались и развиваются по трагическому сценарию. Мы, например, не можем пока даже предположить, какими будут после cегодняшних событий отношения между еще недавно по настоящему братскими и близкими по языку и культуре русским и украинским народами. И все-таки современная история знает примеры преодоления подобной «отягощенной наследственности».

Например, учитывая все те же исторические обстоятельства, отношения между русскими и немцами, должны нести с собой довольно сильный потенциал ненависти. Я лично помню, как мои родители, пережившие последнюю войну и оккупацию, очень долго просто не могли слышать немецкую речь, и война вновь и вновь возвращалась к ним в ночных кошмарах. Но ведь как-то на уровне народов,национальных гражданских обществ мы смогли-таки за послевоенные годы преодолеть эту неприязнь. Возможно и потому, что на ВСЮ ИСТОРИЮ отношений наших народов мы смогли посмотреть не только сквозь призму событий периода нацизма.

Также отношения Греции и Турции исторически не следует жестко рассматривать строго в черно-белых тонах. И тут я не могу не вспомнить известного израильского раввина, выдающегося мистика -каабалиста Адина Штайнзальца. На одной из встреч, где присутствовал автор этих строк. он сказал, что белый цвет, если его рассмотреть в инфракрасном ракурсе, включает в себя семь различных цветовых оттенков.
Да. Были в истории, и захват Константинополя в 1435 г, закончившийся гибелью последнего императора и превращением главной православной святыни -собора св. Софии мечеть (мечетью стал, кстати, и античный Парфенон в афинском Акрополе).

Мечеть и минарет в Акрополе. Гравюра XVIII века

Уже в прошлом веке были Смирнская трагедия 1922г и стамбульский погром греков 6-7 сентября 1955 г. И все же…

Давайте вспомним, что почти за два с половиной столетия до турецкого нашествия, Константинополь дотла разграбили вроде как единоверцы, крестоносцы- католики. А после захвата и ликвидации Византийской империи, турецкие султаны гарантировали и даже поддерживали возможность для православных христиан исповедовать свою религию. Это во многом основывалось на положениях мусульманского писания – Корана, о том, что христиане и иудеи веруют в того же Бога, что и мусульмане, и потому не считаются «неверными», а «ахль-уль- китаб» (людьми Писания).

Правда эти религиозные группы должны были платить специальный налог «джизья» от мусульманского государства, и поэтому для снижения налогового бремени и по другим причинам некоторые представители народов, традиционно христианских, переходили в ислам. Так произошло с албанцами, славянами Боснии и частично Македонии и Черногории, в гораздо меньшей мере – с греками.

Кроме того, исповедники православной и армянской веры ( а через зарубежных агентов также и протестанты в западной Европе в XV-XVI вв) использовались османами для противостояния римскому католицизму, который они считали своим главным противником. Как позитивное следует отметить, что в султанской Турции, многонациональное население страны было разделено, не по этническому, а именно исповедальному признаку на так называемые «миллеты» (религиозные общины), самой крупной из которых была православная. Это позволяло избежать крайних и агрессивных проявлений этнического национализма. Кстати, известные всем факты геноцида в отношении армян, греков, ассирийцев и других нетюркских меньшинств османской империи (гнету подвергались также близкие в религиозном отношении туркам мусульмане, курды и арабы) относятся к новейшему времени , когда в результате переворота 1908 г, к власти пришли так называемые «младотурки» ставившие перед собой, с одной стороны, вроде бы благие цели, экономические и политические реформы, ограничение монархии, но с другой – придерживались установки на тотальную тюркизацию всех граждан империи, независимо от реального этнического происхождения. Все должны были , либо стать турками, либо умереть. Именно в этом подходе и заложены предпосылки армянского и ассирийского геноцида 1915 г, греческой трагедии в Смирне, поскольку «республиканец» Мустафа Кемаль был выходцем из среды «младотурок» и от них унаследовал крайний и воинственный турецко – тюркский национализм.

В Турецкой Республике во всех присутственных местах висит один из лозунгов Мустафы Кемаля «Мир в стране, мир в мире». Греко-турецкая война 1921-922 г была последним международным вооруженным конфликтом. А затем был достигнут «мир в стране» правда ценой жестоких подавлений восстаний курдов на востоке страны. Но интересно, что за свою мирную внешнюю политику, Мустафа Кемаль был выдвинут в начале 30-хгг прошлого века на Нобелевскую премию мира, и одним из рекомендовавших его на получение этой награды был… тогдашний премьер-министр-Греции Элефтерис Венизелос.

А теперь давайте приведем несколько примеров цивилизационно-культурного взаимодействия греков и турок , сложившегося за последние столетия. Как известно, понтийские греки-урумы тюркоязычны, и при этом исповедуют православие и являются носителями греческого самосознания. Группы мусульман, проживающие, скажем, на Крите или Родосе, несмотря на вероисповедание, также носители греческого самосознания и четко отделяют себя от соседней Турции и турок.

Первая и пока единственная мечеть в Афинах-Ботаникос  (2020)со времен революции 1821 г. Автор этих строк во время посещения Афин в 2017 г посетил “мечеть” в.. подземном гараже

 

Очень близки материальные культуры обеих народов, их кухни, за исключением того, что мусульмане-турки не пьют вино и не едят свинину ( хотя не прочь пройтись по стаканчику раки-узо. Тут интересная деталь. Ислам запрещает «хамр» -вино, продукт брожения фруктов и ягод. Но вот насчет алкоголя (аль-кахль по арабски это слово означает лекарство или антисептик), спирта полученного путем пеhегонки в Писании ничего не сказано – ). Кстати алкоголь изобрел в IX веке, мусульманин, персидский врач ар-Рази – В.Е) Турецкий по происхождению театр теней «Карагез» стал органичным элементом и греческой народной культуры.

У русских есть пословица: « Поскреби русского – найдешь татарина». Наверное, будет правильным такой аналог: « Поскреби турка – найдешь грека». Во многом справедливо и обратное. На страницах нашей рубрики, мы планируем рассказать о выдающихся персонах Турции и других стран, принадлежавших к мусульманской вере, но имевших греческое происхождение. А еще можно вспомнить такую деталь. Как наличие во многих греческих фамилиях, особенно выходцев из Фракии и Македонии форманты «огло», восходящей к тюркскому oglu, что означает «сын такого-то».

Сегодня отношения Турции и Греции имеют определенный уровень волатильности, однако эти проблемы порождены курсом конкретных политиков в Анкаре, а вовсе не «отягощенной наследственностью» в отношениях двух народов. И нашу задача, как представителей гражданской, общественной дипломатии, искать потенциал соприкосновения двух народов и использовать его в практике.
Поэтому Ваш покорный слуга-главред должен открыто сказать, что он полностью разделяет взгляды Димитриоса Кицикиса на греко-турецкое геополитическое и цивилизационное единство, хотя и считает греко-турецкую конфедерацию в административно-правовых рамках единого государства полной утопией. О чем, кстати, и написал в статье об этом ученом на портале.

Греческому и турецкому народам предписано Всевышним жить по соседству на этой земле. Но если мы чересчур будем сосредотачиваться на негативном опыте отношений, то когда-то одному из двух народов придется, наверное, улететь в космос.

Но в космос у нас на земле, страны и народы не запускают. Нет и не может быть таких технологий.

Валерий Емельянов, главред ВиМ, основатель и ведущий редактор рубрики «Эллинский мир».

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать