Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Ферекид: загадочный греческий философ, учивший Пифагора

Ферекид: загадочный греческий философ, учивший Пифагора

через Исмаил
0 комментарий 9

Древнеримская фреска, изображающая мифологическую сцену, возможно, связанную с космогонией Ферекида, с сидящим бородатым мужчиной, держащим посох, и женщиной в мантии, которая жестикулирует в его сторону.
В космогонии Ферекида, наставника Пифагора, свадьба Зевса и Геры занимает центральное место.
Ферекид Сиросский — одна из самых загадочных фигур древнегреческой философии и наставник греческого философа Пифагора. Ферекид, которого часто затмевает его знаменитый ученик, был мыслителем, чьи идеи соединяли мифологическое мировоззрение ранней Греции с рациональным исследованием, которое впоследствии определило греческую философию.

Его вклад в космологию, теологию и метафизику заложил основу для учений Пифагора и последующих философских традиций.

Ферекид Сиросский: философ, сформировавший Пифагора

Родившийся на острове Сирос в VI веке до н. э., Ферекид считался мудрецом, глубоко понимавшим религиозную и философскую мысль. Его слава распространилась за пределы Греции. Он путешествовал по Египту и Месопотамии. Он получил знания из религиозных и мистических традиций этих древних цивилизаций. Философ-неоплатоник Ямвлих даже включил его в число семи мудрецов Греции, хотя эта атрибуция остаётся спорной.

Диоген Лаэртский, греческий доксограф, в своей работе «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» упоминает, что Ферекид был одним из первых греческих мыслителей, представивших космологию, которая объединяла мифологию с разумом. Римский философ Цицерон называет Ферекида одним из первых греческих философов, размышлявших о природе души.

Учения и философия

Наиболее известная работа Ферекида ’Пентемихос” (“Пять тайников”) представляла собой сложный космологический трактат. В нем предпринималась попытка объяснить формирование Вселенной. В отличие от мифологических объяснений его предшественников, его рассказ сочетал божественные принципы с рациональными рассуждениями. Он предположил, что вселенная возникла из трех вечных, ранее существовавших сущностей: Заса (Зевс), Хроноса (Время) и Хтонии (Земля / Гея). Эти принципы взаимодействовали, придавая структуру космосу, а Хронос превращал изначальную субстанцию в упорядоченную реальность.

Философ-неоплатоник Гермий Александрийский в своём комментарии к «Федру» Платона называет космологические идеи Ферекида значительным отходом от традиционных представлений Гесиода и Гомера. Греческий философ Аристотель в «Метафизике» упоминает Ферекида как предшественника метафизических исследований, отличая его от чисто мифологических рассказчиков.

Одним из самых значительных вкладов Феракида в науку была его вера в бессмертие души. Он утверждал, что душа не только вечна, но и проходит процесс очищения и возрождения. Эта идея полностью соответствовала орфическим традициям. Она стала краеугольным камнем пифагорейской мысли, повлияв на более поздние философские исследования природы бытия и загробной жизни. Цицерон упоминает утверждение Ферекида о вечной душе, указывая на его влияние на более поздние философские школы.

Кроме того, Ферекид был известен тем, что включал мистические символы в свои учения. Он рассматривал числа и геометрические узоры как воплощение божественной гармонии. Его работы содержали эзотерические элементы, которые намекали на священное значение числовых соотношений. Это сыграло роль в формировании нумерологического и геометрического направления пифагореизма. Ямвлих в своей работе «О пифагорейской жизни» прямо указывает на то, что Феракид повлиял на представления Пифагора о священных числах и их космическом значении.


Бюст Ферекида на его родном острове Сирос. 

Влияние на Пифагора

Пифагор, который учился у Ферекида, перенял многие мистические и философские идеи своего учителя. Он развил их, чтобы создать более систематизированную доктрину. Вера Ферекида в загробную жизнь души оказала глубокое влияние на пифагорейскую концепцию реинкарнации, согласно которой душа проходит цикл перерождений и духовного развития. Идея структурированного космоса, управляемого божественными принципами, нашла более конкретное выражение в математических и музыкальных интерпретациях Вселенной Пифагором.

Философ-неоплатоник Порфирий в своей работе «Жизнь Пифагора» описывает, как Ферекид посвятил Пифагора в духовные и мистические учения. Согласно Диогену Лаэртскому, Ферекид напрямую передал Пифагору свои знания, сформировав мировоззрение последнего.

Пифагор развил идею о священной природе чисел, намеченную в учениях Ферекида, и превратил её в полноценную математическую философию. Ферекид предполагал, что космос устроен божественными силами. Пифагор систематизировал это убеждение, утверждая, что числовые соотношения и геометрические узоры являются фундаментальными составляющими реальности.

Вид на северный Сирос из пещеры Ферекида.


Согласно местной традиции, Ферекид жил в двух пещерах в северной части острова Сирос.

Наследие Ферекид

Хотя Ферекид не основал формальную школу, его идеи оказали глубокое влияние на развитие западной философии. Его смешение мифа и разума, его умозрительная космология и его акцент на божественном порядке предвосхитили многие центральные положения более поздних философских систем. Его идеи нашли отклик в орфической и пифагорейской традициях. Он оказал влияние на таких мыслителей, как греческий философ Платон и неоплатоники. Последние продолжили исследовать природу души, времени и космической структуры.

Несмотря на утрату большей части его трудов, влияние Ферекида прослеживается в сохранившихся фрагментах и свидетельствах более поздних философов. Его учение не только сформировало Пифагора, но и внесло вклад в более широкое интеллектуальное движение, стремившееся раскрыть скрытый порядок Вселенной.

Автор: Димитриос Аристопулос

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать