Виртуоз игры на бузуки Манолис Хиотис произвел революцию в греческой музыке.
Манолис Хиотис считается одним из величайших исполнителей на бузуки всех времён. Музыкант, композитор и певец совершил революцию в греческой музыке, исполнив на бузуки четыре композиции, и сделал музыку Греции популярной во всём мире, даже в Белом доме.
Хиотис, родившийся 21 марта 1921 года в Салониках, втором по величине городе Греции, интересовался музыкой с самого детства. Музыкант брал уроки в Салониках и быстро научился играть на гитаре, бузуки и уде — инструменте, похожем на лютню, родом с Ближнего Востока и из Северной Африки.
В возрасте пятнадцати лет, когда Хиотис переехал в Нафплион, город на Пелопоннесе, он начал профессионально заниматься музыкой.
Позже он переехал в столицу Греции, где должен был учиться играть на скрипке. В Афинах друг пригласил его играть на бузуки в его группе Rebetiko.
Манолис Хиотис разработал уникальный стиль бузуки
Хиотис записал несколько песен в традиционном стиле ребетико, но решил встряхнуть греческую музыкальную сцену, когда в 1950-х годах популяризировал четырёхструнную бузуки.
Неизвестно, кто именно создал версию инструмента, которая начала появляться в 1950-х годах, но Хиотис считается основоположником четырёхструнной бузуки.
Бузуки — самый известный греческий инструмент. Этот похожий на лютню инструмент с длинным грифом традиционно имеет три ряда струн или три комплекта струн. Хиотис решил добавить ещё один комплект струн, сделав инструмент четырёхрядным.
Его нововведение обогатило звучание культового инструмента, и было известно, что Хиотис играл на традиционном инструменте почти как на гитаре.
Сегодня бузуки из четырёх частей является самым популярным инструментом, но многие музыканты-ребетики и традиционалисты до сих пор играют на бузуки из трёх частей.
Хиотис начал играть на своей бузуки в элитных клубах Афин, хотя раньше этот инструмент ассоциировался с более традиционными заведениями.
Музыкант писал песни, вдохновляясь популярными в то время жанрами, в том числе мамбо и ранним рок-н-роллом, и добавлял греческие мотивы в свою новую игру на бузуки.
Вскоре он стал одним из самых популярных музыкантов во всей Греции, и это звание вдохновило его на то, чтобы нести греческую музыку в мир.
Греческие музыканты в Белом доме
1960 год стал для Хиотиса знаменательным. Именно тогда он отправился в США в рамках программы Министерства иностранных дел Греции по распространению греческой культуры по всему миру вместе со своей женой и давней соратницей Мэри Линдой, которая снялась в большинстве самых известных клипов Хиотиса.
Хиотис и Линда выступали в греческих клубах в районе Астория, где жили греки и греко-американцы в Квинсе, но вскоре слава об их таланте распространилась за пределы греческой диаспоры.
Дуэт начал выступать в популярных клубах Нью-Йорка и других городов США и сделал себе имя в музыкальном мире.
Президент США Линдон Б. Джонсон даже пригласил их в Белый дом, чтобы они выступили на его дне рождения, во время которого президент предложил Линде и Киотису грин-карты, чтобы они могли жить и работать в США столько, сколько захотят.
Манолис Хиотис очаровывает Грейс Келли
Летом 1961 года Хиотис играл для двух самых влиятельных пар того времени, судоходного магната Аристотеля Онассиса и великой оперной певицы Марии Каллас, а также для князя Монако Ренье III и его жены, актрисы Грейс Келли в Афинах.
Журналист Димитрис Либерапулос, биограф Онассиса, пишет в своей книге, что две пары, очарованные его выступлением, попросили о личной встрече с Хиотисом после шоу.
Каллас сказала Хиотису, что весь вечер переводила тексты его песен для принцессы Грейс, которая была поражена талантом музыканта, и что американская актриса любила эту музыку, «потому что была влюблена».
В этот момент Келли спросила Хиотиса, в чём разница между бузуки и электрогитарой.
В типичной греческой манере Хиотис дал поэтичный ответ: «Миссис Каллас, пожалуйста, объясните княгине Грейс, что струны электрогитары вибрируют под воздействием электричества, а струны бузуки вибрируют благодаря сердцу».
Несмотря на эти хорошо задокументированные случаи с президентами и звёздами, другая связь между Хиотисом и знаменитостью остаётся самой известной, хотя и окутана тайной.
Многие греки, вероятно, слышали историю о том, что Джими Хендрикс был поклонником и частым слушателем Хиотиса и даже называл его своим вдохновителем. Хотя позже Мэри Линда подтвердила, что это правда, многие интернет-исследователи сомневались в правдивости этой истории, поскольку в то время не могли найти никаких упоминаний о таком случае.
Независимо от того, насколько правдива эта история, она ясно даёт понять, что Хиотис прославился на музыкальной сцене США благодаря своей бузуки.
Хиотис умер в свой сорок девятый день рождения в 1970 году после периода стремительного ухудшения здоровья из-за проблем с сердцем. У него было двое детей от первой жены Зои Начи, а со своей коллегой по музыкальному цеху Линдой он развёлся в 1967 году.
За несколько месяцев до своей смерти Хиотис вместе с двумя другими греческими музыкантами играл музыку у тюрьмы, где его друг Микис Теодоракис, величайший греческий композитор, находился в заключении у греческой хунты. Они играли песни в знак солидарности со всеми художниками, музыкантами и мыслителями, которых в то время держали в заключении и пытали при ультраправом военном режиме.