Иллюстрация :Эмпедокл и четыре классических элемента — земля, воздух, огонь и вода
В наши дни легко запутаться в кварках и бозонах, но представьте себе времена задолго до лабораторий и ускорителей частиц, когда древние греки пытались использовать четыре основных элемента, пытаясь ответить на один и тот же чудовищный вопрос: из чего состоит мир?
Ответ, который на протяжении веков будоражил их воображение, не включал в себя сложные уравнения, а состоял из четырёх простых элементов: земли, воздуха, огня и воды. Эта идея, выдвинутая выдающимся сицилийским мыслителем Эмпедоклом примерно в V веке до н. э., тесно связана с тем, как греки понимали всё — космос, своё тело и даже богов. Примечательно, что следы этой концепции можно найти и в современной науке.
Эмпедокл: Человек, который пытался интерпретировать реальность
Давайте вернёмся на Сицилию, в оживлённый греческий город Акрагас. Здесь жил Эмпедокл, персонаж, который кажется почти мифическим. Люди считали его философом, но также поэтом, целителем и, возможно, даже чудотворцем. Ходят безумные истории о том, как он якобы прыгнул в вулканЭтна, чтобы доказать, что он бессмертен.
Если оставить в стороне мифы, у Эмпедокла была важная идея. Более ранние мыслители пытались свести всё к одному основному компоненту: Фалес выбрал воду, а Анаксимен — воздух. Эмпедокл считал такой подход слишком упрощённым. Он предположил, что реальность состоит из четырёх фундаментальных «корней»: земли, воздуха, огня и воды. Это были не просто вещества в том виде, в каком мы воспринимаем их сейчас; это были вечные, неизменные основы нашего мира. Ничего нового никогда не создавалось, и ничего по-настоящему не разрушалось; вещи просто переставлялись с места на место.
Итак, как же эти четыре корня смешались и соединились, чтобы создать, ну, всё? Эмпедокл ввёл две космические силы: Любовь (Филия) и Раздор (Нейкос). Представьте, что Любовь — это великий объединитель Вселенной, который соединяет элементы, образуя сложные объекты, такие как деревья, камни, животные и люди. Раздор — это противоположность, великий разделитель, который постоянно стремится разъединить объекты, вызывая распад и разделение. Для Эмпедокла вся Вселенная была вовлечена в бесконечное взаимное притяжение и отталкивание, в космический танец, управляемый притяжением и отталкиванием. Представьте, что вы объясняете устройство космоса всеобщими объятиями и ожесточёнными спорами! В этом есть что-то поэтичное, не так ли?
Картина, изображающая философа Эмпедокла из Акрагаса.
Как Четыре Стихии овладели греческим умом
Что сделало эту идею такой популярной в то время? Отчасти это было связано с тем, насколько интуитивно понятной она казалась. Земля, воздух, огонь и вода не были абстрактными понятиями; они были прямо перед нами, и каждый видел и чувствовал их каждый день. Земля была твёрдой почвой, вода текла и поддерживала в нас жизнь, воздух был дыханием, без которого мы все бы умерли (и перемещал предметы, как ветер), а огонь приносил тепло и преображал. Это была простая, но понятная система для объяснения физического мира, гораздо более удовлетворительная, чем попытки объяснить всё с помощью воды или воздуха. Это просто ‘щелкнуло’ для многих людей.
Элементы Эмпедокла также играли важную роль в других областях, особенно в медицине. Знаменитая школа Гиппократа, основавшая западную медицину, была одной из них. Они связывали четыре элемента с четырьмя «гуморами» внутри тела: кровью (подобно воздуху), мокротой (подобно воде), жёлтой желчью (подобно огню) и чёрной желчью (подобно земле). Быть здоровым означало поддерживать баланс этих гуморов. Болезнь означала дисбаланс гуморов. На протяжении веков врачи ставили диагнозы, основываясь на этой простой элементарной схеме, назначая диеты, отдых или даже такие процедуры, как кровопускание, чтобы восстановить гармонию между внутренними элементами — землёй, воздухом, огнём и водой.
Представьте, что ваш врач говорит вам, что у вас немного понижен уровень «земного» элемента. Сегодня это может показаться пугающим, но именно это помогало людям (по крайней мере, некоторым из них) выживать на протяжении веков.
Четыре элемента Эмпедокла (огонь, воздух, вода и земля), гравюра на дереве из издания «О природе вещей» Лукреция, опубликованного в Брешии Томмазо Феррандо (1472).
Платон, Аристотель и длинная тень Четырех Стихий
Теория укрепилась и распространилась, когда главные фигуры греческой философии, Платон и Аристотель, приняли её и развили. В своём труде «Тимей» Платон включил четыре элемента в своё грандиозное видение космоса и даже связал их с геометрическими фигурами, известными как платоновы тела: куб — для земли, октаэдр — для воздуха, тетраэдр — для огня и икосаэдр — для воды. Эта связь придала концепции математическую сложность, наделив базовую и простую идею почти мистическим качеством.
Его ученик, Аристотель, был более приземлённым, в буквальном смысле. Он сделал четыре элемента основой своей физики. Почему предметы падают? Потому что земля и вода естественным образом связаны между собой. Почему огонь поднимается? Потому что его естественное место — наверху. Система Аристотеля объясняла повседневные явления с помощью этих стихийных тенденций. Он даже добавил пятый элемент, эфир, чистую, совершенную субстанцию, предназначенную только для небес, чтобы объяснить, почему звёзды и планеты движутся совсем не так, как предметы на Земле.
Во многом благодаря Аристотелю, чьи труды на протяжении веков считались авторитетными, эта модель из четырёх элементов стала стандартным способом понимания физического мира. Подумайте вот о чём: на протяжении почти двух тысяч лет, в Римской империи, в Золотой век ислама и в средневековой Европе, если вы изучали мир природы, то начинали с земли, воздуха, огня и воды. Эта идея древнегреческого философа с Сицилии формировала науку вплоть до появления современной химии.
Сегодня мы знаем, что реальность состоит из атомов, частиц и сил, о которых Эмпедокл даже не мог мечтать. Химия и физика шагнули вперёд. Однако культурное значение четырёх элементов по-прежнему удивительно заметно. Мы говорим о ком-то, кто «спустился с небес на землю», у кого «вспыльчивый характер», кто «витающий в облаках» или чьи эмоции «глубоки, как вода». Эти фразы похожи на маленькие лингвистические окаменелости, оставшиеся с тех времён, когда люди искренне верили, что эти элементы формируют внешний мир и наших персонажей внутри него. Эта система до сих пор символически упоминается в таких вещах, как астрология, фантастические истории и мифы.
Блестящая попытка Эмпедокла навести порядок в беспорядочном великолепии бытия, сведя его к четырём основным типам, показывает, что людям свойственно искать закономерности и смысл в мире, который может казаться непостижимым и бессмысленным. Несмотря на то, что наука доказала его неправоту, его концепция дала древнему миру и большей части мира, который последовал за ним, мощный и долговечный способ смотреть на реальность и спокойно относиться к происходящему вокруг.
Автор: Ник Кампурис