4 Апреля 2025 года
Изображение собора Святого Петра в Риме, Италия
Рим и Константинополь начали идти разными путями задолго до Великого раскола 1054 года. Источник: Alvesgaspar Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0
Православная и католическая церкви имеют долгую историю, которая привела к ряду расколов, также известных как схизмы. Однако один из этих расколов не так широко известен и предшествовал так называемому «Великому» расколу, который произошёл в 1054 году.
Представьте себе спор за обеденным столом, который разгорелся так быстро, что разделил не только семью, но и половину мира на несколько столетий. По сути, это был Фотиевский раскол — теологическое соперничество между Римом и Константинополем в IX веке, которое продолжает влиять на отношения между Восточной православной и Римско-католической церквями. Большинству из нас известна Великая схизма 1054 года, однако разногласия между католической и православной церквями начались задолго до этого.
Первый раскол, также известный как Фотиевский раскол, был не просто незначительной проблемой. Это было столкновение двух могущественных центров христианства, Рима и Константинополя, вызванное политикой, богословскими интерпретациями и старомодным упрямством, которое превратило Церковь в поле боя.
Первый раскол между православной и католической церквями
Чтобы по-настоящему понять Фотиеву схизму, мы должны вернуться в мир IX века. Могущественная Римская империя давно распалась, оставив после себя сложную Византийскую империю на Востоке с центром в Константинополе и более раздробленную Западную Европу, где епископ Рима, Папа Римский, всё больше влиял на дела многих стран Центральной и Западной Европы.
На Востоке византийский император обладал значительной властью и влиянием на Церковь, являясь высшим авторитетом для всех патриархов. Тем временем на Западе Папа Римский, особенно амбициозный Николай I, возглавлявший Римскую церковь, активно утверждал свою власть. Он стремился возвыситься даже над королями, заявляя, что является высшим судьёй в вопросах веры и морали. Эта разница в управлении Церковью — более коллегиальный подход на Востоке, предполагающий участие как религиозного, так и светского руководства, в отличие от структуры «сверху вниз» на Западе, — была бомбой замедленного действия с потенциально разрушительными последствиями для единства христианства.
Гравюра с изображением Папы Римского Николая I в традиционной папской одежде с торжественным выражением лица. Работа выполнена Джованни Баттистой де Кавальери
Как и в любом споре, важны личности. С одной стороны, у нас был Фотий, блестящий ум и учёный, который неожиданно стал Константинопольским патриархом, а с другой — Николай I, папа, твёрдо веривший в свою верховную власть над всеми остальными религиозными и светскими властями.
Фотий, мирянин, всего за шесть дней был возведён на высшую церковную должность, сменив патриарха Игнатия. Византийский император Михаил III счёл этот шаг политически мотивированным. Папа Николай, несмотря на прошлые разногласия с Игнатием, отказался признать Фотия и настаивал на восстановлении Игнатия в должности. Это первоначальное разногласие по поводу того, кто должен занимать законный престол в Константинополе, стало лишь началом гораздо более масштабной борьбы за власть.
Фотий, патриарх Константинопольский, крестит болгарский народ.
Богословские разногласия и болгарский вопрос
Первоначальная борьба за власть вскоре приобрела теологическую окраску, и в центре внимания оказалось Filioque. Эта, казалось бы, небольшая латинская фраза, означающая «и от Сына», была добавлена к Никейскому символу веры на Западе и гласила, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына.
В первоначальном Символе веры, принятом ранними христианами, говорилось, что Святой Дух исходит только от Отца. Восточная церковь во главе с Фотием считала это несанкционированной и еретической поправкой, утверждая, что это изменение подрывает первоначальное понимание Троицы и не должно было происходить.
Затем Фотий написал ряд трактатов, осуждающих этот западный подход, что ещё больше усилило богословские разногласия между Востоком и Западом.
Дополнительной остроты и без того напряжённой ситуации добавляла борьба за душу (и, откровенно говоря, за лояльность) недавно принявшей христианство Болгарии. Рим и Константинополь рассматривали Болгарию как лучшее поле битвы за религиозное влияние в Европе. Болгарский правитель хан Борис I играл на обеих сторонах, сначала добиваясь патриарха из Константинополя, затем обращаясь к Западу и, наконец, возвращаясь на Восток, когда Папа Римский не удовлетворил его требования. Переписка показывает, что раскол был вызван не только узкоспециализированными богословскими спорами. Он также был связан с традиционной властью и контролем в Европе.
Мозаика Собора Святой Софии
Константинополь не хотел, чтобы Рим захватил недавно принявшую христианство Болгарию.
Обостряющийся конфликт достиг точки кипения, когда и папа Николай I, и патриарх Фотий не отступили. В 863 году папа Николай отлучил Фотия от церкви. Не желая отступать, Фотий при поддержке византийского императора в Константинополе, который всё равно его выбрал, в 867 году отплатил ему той же монетой, отлучив от церкви Николая. Однако Константинополь пошёл дальше: Фотий отлучил от церкви всю Западную церковь, что стало смелым шагом по укреплению власти.
В конечном итоге отлучение от церкви было снято, но раскол с Photian оставил неизгладимый след, который стал предвестником того, что произошло дальше.
Это усугубило существующую напряжённость и непонимание между Востоком и Западом, а борьба за власть и различия в традициях ухудшили ситуацию.
Различные взгляды на папскую власть, положение Filioque и даже, казалось бы, незначительные вещи вроде того, должны ли священники носить бороды (да, это было важно!), способствовали росту чувства разобщённости.
Даже сегодня, когда отношения значительно улучшились, Фотиева схизма напоминает нам, что даже в рамках общей веры исторические события могут иметь долгосрочные и сложные последствия.
Автор: Ник Кампурис