Существует бесчисленное множество мифов и легенд о Древней Греции. Конечно, есть и бесчисленное множество исторических записей об этом. Так когда же закончилась древнегреческая мифология, уступив место чистой истории?
Многие считают, что действие большей части греческой мифологии происходит в микенскую эпоху, например, в мифах о Троянской войне и Одиссее. После последовавших за этим тёмных веков Греция вступила в архаическую эпоху, которая началась примерно в 750 году до н. э. Значит ли это, что мы наконец вступаем в эпоху греческой истории, а век мифологии закончился? На самом деле всё не так просто.
Мифологическое основание Тараса, Италия
У греков было невероятное количество историй о происхождении городов. Исторически сложилось так, что они основали бесчисленное множество поселений по всему Средиземноморью, поэтому им, очевидно, было что рассказать. Во многих историях о происхождении городов присутствовали мифические элементы.
Одним из ярких примеров этого является легенда об основании Таранто, греческого города в южной Италии. Древние греки называли этот город Тарасом и верили в существование одноимённого героя-основателя. Согласно Павсанию, считалось, что Тарас был сыном бога Посейдона и местной нимфы.
Согласно легенде, он потерпел кораблекрушение, но его отец послал дельфина, чтобы тот спас его и вынес на берег. Затем Тарас основал на этом месте город.
По любым меркам, это абсолютно мифологическое повествование. Тарас представлен как сын бога и нимфы, и его история полна вымышленных событий. Это явно часть греческой мифологии, но когда она была создана? Примечательно, что город Тарас был основан в конце VIII века до н. э. Это было в архаическую эпоху, спустя долгое время после окончания микенской эпохи, которую обычно связывают с греческой мифологией.
Мифологическое основание Византия
Знаменитый древнегреческий город Византий (позднее Константинополь) — ещё один яркий пример того, что мифология появилась в греческой истории гораздо позже, чем можно было бы ожидать. Считается, что это место основал человек по имени Бизас, назвавший его в свою честь.
О Бизасе существует множество противоречивых сведений, но большинство из них изображают его в чисто мифологическом ключе. Например, согласно одной из традиций, он был сыном женщины по имени Керосса, дочери Зевса и Ио. Согласно другой традиции, Бизас был сыном нимфы по имени Семистра. Согласно третьей традиции, он был современником аргонавтов, искавших мифическое золотое руно.
Однако когда предположительно жил Бизас? Он якобы основал город Византий в 658 году до н. э. Это относится к архаической эпохе, которую мы обычно называем греческой историей.
Мифология, лежащая в основе греческой истории Ариона
Фигура по имени Арион появилась в греческой истории ещё позже. Он был современником Периандра, тирана Коринфа, правившего в конце VII — начале VI века до н. э. Таким образом, Арион жил позже, чем были написаны знаменитые поэмы Гомера «Илиада » и «Одиссея».
По некоторым сведениям, Арион был сыном Посейдона и нимфы по имени Онкея. Предположительно, на него напали пираты, когда он был в море. Он заиграл на кифаре, взывая к Аполлону, который послал ему на помощь дельфинов. Один из дельфинов вынес его на берег.
И снова перед нами яркий пример мифологии. Это не просто искажённое легендарное предание. В нём Арион предстаёт сыном бога, и это прочно укоренилось в греческой мифологии. Это не просто легенда.
Гомеровский миф об этрусских пиратах
Даже в более поздние исторические времена мы находим миф об этрусских пиратах. Это описание взято из одного из гомеровских гимнов. Судя по всему, оно было написано во второй половине VI века до нашей эры.
Согласно легенде, несколько этрусских пиратов встретили на берегу Греции мальчика или юношу. Они схватили его и взяли на борт. Как оказалось, этот мальчик был переодетым богом Дионисом. В наказание он превратил всех пиратов, кроме одного, в дельфинов.
Это было записано в конце VI века до н. э., и, судя по всему, действие происходит в ту же эпоху. Обычно учёные считают, что это было написано в ответ на распространённое в ту эпоху этрусское пиратство. Таким образом, это мифологическое повествование, действие которого происходит после времён таких исторических личностей, как Пифагор и Солон.
Греческая мифология в истории Александра Македонского
Как бы удивительно это ни звучало, эпоха греческой мифологии всё ещё продолжалась во времена Александра Македонского. В 332 году до н. э. Александр начал знаменитую осаду Тира, расположенного недалеко от Ливана. Диодор Сицилийский, греческий историк I века до н. э., написал интересный отчёт о том, что произошло во время этого события.
Диодор объясняет, что, когда греческие солдаты приближались к островному городу, «боги послали знамения». Историк рассказывает, что огромное морское чудовище выпрыгнуло из моря и приземлилось на насыпь, которую греки строили, чтобы добраться до города. Оно оставалось там некоторое время, а затем сумело упасть обратно в море и уплыть.
Вполне возможно, что это было реальное событие и что «морским чудовищем», о котором идёт речь, был какой-то кит. Конечно, многие мифологические сюжеты, вероятно, основаны на реальных событиях. Но это не отменяет того факта, что Диодор явно описывает это событие в мифологическом ключе.
Когда закончилась греческая мифология и началась греческая история
Как мы видим, греческая мифология существовала ещё много-много веков после микенской эпохи. Нет никаких оснований полагать, что любой конкретный греческий миф обязательно относится к этому раннему периоду греческой истории. На самом деле мы продолжаем сталкиваться с историями, которые явно являются частью греческой мифологии, вплоть до VII и VI веков до н. э. и даже до IV века до н. э. в более узком смысле.