На этом снимке, сделанном в воскресенье, 9 декабря 2013 года, посетители монастыря Святой Екатерины на заднем плане едут на верблюдах к вершине горы Синай в Святой Екатерине на Синайском полуострове, Египет. (AP Photo/Хиро Комаэ)
До 28 мая отношения между Грецией и Египтом казались такими же прочными, как гранитные скалы, окружающие древний монастырь Святой Екатерины на горе Синай. Всего за три недели до этого президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси посетил Афины — это был его пятый визит с момента прихода к власти в 2014 году. Саммит был признан дипломатическим триумфом. Правительства обеих стран подписали ряд двусторонних соглашений, а в греческой столице состоялась первая сессия недавно созданного Совета по сотрудничеству на высоком уровне.
Эль-Сиси, стоя рядом с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом, назвал новый совет «важной вехой и качественным скачком» в двусторонних отношениях. На повестке дня было энергетическое сотрудничество, в частности флагманский проект: подводный кабель, по которому солнечная и ветровая энергия будет поступать из Египта в Европу через Грецию. Европейский союз, стремящийся к партнёрству в области «зелёной» энергетики с третьими странами, пообещал финансовую поддержку. Греция, позиционирующая себя как геополитический мост, также выразила готовность содействовать более широкому европейскому сотрудничеству Египта. «Греция — верный союзник Египта, даже в отношениях вашей страны с ЕС», — заверил Мицотакис своего явно довольного гостя.
В конце пресс-конференции возник деликатный вопрос: статус монастыря Святой Екатерины, православного христианского объекта VI века, расположенного на юге Синая. Президент Эль-Сиси опроверг слухи о том, что политика Египта представляет какую-либо угрозу для монастыря, подчеркнув религиозную терпимость своего правительства: «Если бы там были граждане-евреи, мы бы построили синагоги». Обращаясь непосредственно к монастырю, он заявил: «Я не позволю злонамеренным слухам испортить наши хорошие отношения с Грецией».
Шок от Исмаилии
На этом фоне решение, вынесенное 28 мая Апелляционным судом в Исмаилии, прозвучало как гром среди ясного неба — как для небольшой православной монашеской общины на Синае, так и для греческой общественности и греческого правительства, которое считает себя защитником мирового православия. Католическое новостное издание Omnes опубликовало резкий заголовок: «Египет экспроприирует монастырь Святой Екатерины на горе Синай после 15 веков автономии». Статья продолжалась: «Эта экспроприация не только нарушает тысячелетнюю традицию монастырской автономии, но и наносит серьёзную дипломатическую и церковную рану. Будущее Святой Екатерины, духовной жемчужины восточного христианства, теперь под вопросом».
В Греции этот вердикт вызвал бурю негодования. Афинский архиепископ Иероним быстро отреагировал: «Я не могу и не хочу верить, что эллинизм и православие терпят ещё одно историческое поражение». Его использование греческого слова álosi, напоминающего о завоевании Константинополя османами в 1453 году, придало заявлению драматический вес.
Политические последствия не заставили себя ждать. Оппозиционные партии обвинили греческое правительство в дипломатическом провале и объявили судьбу монастыря «вопросом государственной важности». В течение нескольких дней эта тема доминировала в заголовках и на телеэкранах. Однако важную деталь часто упускали из виду: полное 160-страничное решение суда не было опубликовано.
Заявление президента Египта было призвано снизить напряжённость, но вместо этого подтвердило худшие опасения монахов. В коммюнике, подтверждающем их право на пользование монастырём и его священными местами, недвусмысленно говорится, что право собственности остаётся за египетским государством. Немногие формулировки могли бы более ясно выразить экспроприацию.
В основе этого двустороннего спора лежит фундаментальный вопрос: кому принадлежат земли и древние сооружения, в том числе бесценные религиозные артефакты, которые монашеская община считала своими с незапамятных времён?
На протяжении веков это не вызывало споров. Однако теперь египетское государство оспаривает историческое положение общины. Монахи утверждают, что их права основаны на более чем 1500-летнем обычном праве. Недостаток этого аргумента в том, что земельный кадастр Египта, по-видимому, не содержит документов, подтверждающих такие притязания.
Монастырь против мегапроекта
Согласно сообщениям СМИ, монастырь претендует на право собственности в отношении 71 объекта недвижимости. Ещё в 2015 году губернаторство Южного Синая инициировало судебное разбирательство, чтобы оспорить это заявление, в том числе право собственности на сам монастырь и 40 сельскохозяйственных участков. Истцы утверждают, что по египетскому законодательству монастырь не является юридическим лицом и, следовательно, не может владеть собственностью. Эта правовая неопределённость — ахиллесова пята монашеской общины.
Гора Святой Екатерины — самая высокое место на библейском горном массиве Синай, возвышающаяся над монастырём, построенным в 1450 году, где в 1985 году в уединении прожил 20 лет греческий православный монах. Гора Святой Екатерины расположена вдоль побережья Красного моря. Ежегодно это место посещают десятки тысяч туристов со всего мира. Привлечённые горсткой исторических монастырей и женских общин, разбросанных по скалистым горам и глубоким долинам Синая, недалеко от горы Синай, где, согласно Библии, Бог дал Моисею 10 заповедей. Начиная с III века, христиане-монахи и монахини бежали от религиозных преследований и приходили на Синай. Монастырь был построен в 532 году нашей эры. Византийский император Юстиниан построил его, чтобы защитить от мародёрствующих кочевников. Единственный вход в монастырь был через корзину, спускавшуюся по стене. (AP Photo/Паола Крочиани)
На протяжении всей затяжной судебной тяжбы обе стороны периодически пытались урегулировать вопрос во внесудебном порядке. К концу 2024 года компромисс казался достижимым. В начале июня афинская газета «Катимерини» опубликовала документ под названием «Соглашение и договор об урегулировании», в котором обе стороны обязались отозвать все взаимные иски и установить совместное управление через вновь созданное юридическое лицо. Но окончательная подпись так и не была поставлена. Египетская сторона отказалась ратифицировать соглашение.
Ключевой фигурой в этой разворачивающейся драме является архиепископ Дамианос, 91-летний настоятель монастыря. «Я высоко ценю президента Ас-Сиси, — сказал он в интервью. — Но многие из его подчинённых либо не понимают его, либо не хотят понимать». Некоторые наблюдатели предполагают, что за тупиковой ситуацией могут стоять радикальные элементы так называемого «глубинного государства» Египта, действующие вне контроля президента.
Однако более правдоподобное объяснение может быть связано с недвижимостью, а не с религией. Территория вокруг монастыря находится в центре амбициозного египетского «Проекта Великого Преображения», целью которого является превращение региона в устойчивый международный туристический центр с эко-домиками, горными отелями и канатными дорогами. Для государственных планировщиков это видение модернизации. Для монахов это означает потрясения и неопределённое будущее.
Прежде чем инвесторы и бульдозеры приступят к работе, необходимо прояснить вопрос о праве собственности на землю. Это, а не юридическая семантика, скорее всего, объясняет время и тон решения суда в Исмаилии.
В попытке разрядить обстановку министры иностранных дел Египта и Греции встретились в Каире 4 июня. Министр иностранных дел Египта Бадр Абдельатты подтвердил «полную приверженность Египта сохранению религиозного и священного характера монастыря» и охарактеризовал решение суда как защиту духовного и археологического наследия этого места. Он подчеркнул, что решение сохраняет за монахами возможность «пользоваться» монастырём и прилегающими территориями, подтверждая при этом исторические ценности Египта в области религиозной терпимости. Его греческий коллега Георгиос Герапетритс признал деликатность вопроса и подчеркнул, что обе стороны согласились незамедлительно работать над обеспечением прав монастыря и уточнением его правового статуса. Вопрос о том, может ли дипломатия примирить наследие с развитием, остаётся открытым.
Тем временем монашеская община, в которой осталось всего 20 братьев, оказывает сопротивление, какое может. В знак протеста они закрыли монастырь для посетителей. Однако их борьба напоминает битву с ветряными мельницами. Как отметил Гиоргис Мангинис, научный директор музея Бенаки в Афинах: «В течение многих лет в монастыре существовало наибольшее напряжение между монашеской жизнью и туризмом. Иногда можно увидеть целые толпы туристов — как будто вы находитесь в Акрополе».
Его вердикт отрезвляет: «Мы проигрываем эту битву».
Доктор Рональд Мейнардус — бывший журналист греческой редакции радиостанции “Немецкая волна”, ныне-старший научный сотрудник Греческого фонда европейской и внешней политики (ELIAMEP).