Святилище Деметры и Коры и Телестрион, где проходили обряды посвящения в Элевсинские мистерии. Элевсин, Греция.
Элевсин, место проведения одноимённых Элевсинских мистерий в Древней Греции, был центром поклонения богине Деметре и её дочери Персефоне, которые каждую осень возвращались в подземный мир.
Мистерии, проводившиеся в честь этих богинь, считались самыми священными из всех мистерий в древнегреческой религии на протяжении веков вплоть до падения язычества.
Он расположен примерно в восемнадцати километрах (одиннадцати милях) к северо-западу от центра Афин и является частью столичного региона Греции.
Эта местность, сыгравшая столь важную роль в греческой мифологии и ритуалах, была также родиной великого драматурга Эсхила. Сегодня в Элевсине проходит Эсхилиада — старейшее культурное мероприятие в регионе Аттика.
Элевсинские мистерии, великие таинства
Элевсин и Афины были связаны древним праздником Элевсинских мистерий
Слово «Элевсин» впервые появляется в истории в орфическом гимне «Δήμητρος Ελευσινίας, θυμίαμα στύρακα».
Однако Гесихий Александрийский утверждал, что ещё более древним названием Элевсина было Саесария (Σαισάρια). Саесара была мифической дочерью Келея, который был царём Элевсина, когда богиня Деметра впервые прибыла туда, а также внучкой Элевсина, первого поселенца Элевсина.
Элевсин, расположенный напротив острова Саламин, обладал тремя важными природными преимуществами для своего заселения. Он находился на пути из Афин к Коринфскому перешейку, на очень плодородной равнине в устье обширного залива, с трёх сторон окружённого побережьем Аттики, а с юга — Саламином.
Считается, что одна из пещер на побережье Элевсина — это то самое место, где Персефону похитил Аид; пещера считалась вратами в Тартар, глубочайшую бездну подземного мира. На том самом месте, где, как говорят, произошло похищение, когда-то было святилище Плутония, посвящённое Аиду и Персефоне.
Раз в год участники великого Элевсинского шествия отправлялись из Афин в Элевсин по Священной дороге.
Место Элевсина в мифологии и его долгая история
Возможно, Элевсин получил своё название в честь предполагаемого явления (ἔλευσις) Деметры, хотя некоторые связывают его название с именем первого основателя, Элевсина. Это был один из двенадцати независимых городов, на которые, как говорят, изначально была разделена Аттика.
«Когда Афины только стали Афинами, они вступили в войну с другим городом, построенным в тринадцати милях от них, — Элевсином», — говорит Роберто Калассо о древнем происхождении отношений между этим храмовым городом и центром власти в Аттике.
Калассо и его соавтор Ричард Диксон в своей работе «Небесный охотник», опубликованной в 2020 году, утверждают, что «это была война, которую обычно называют мифической, поскольку у неё нет даты… [и] это была теологическая война, поскольку Афины принадлежали Афине, а Элевсин — Посейдону. Эвмолп и Эрехтей, цари-основатели двух городов, оба погибли в ней».
Элевсинский храм
Восточная триумфальная арка, построенная Антонином Пием, в святилище Деметры и Коры в Элевсине.
История гласит, что во времена правления Эвмолпа, царя Элевсина, и Эрехтея, царя Афин, между двумя государствами произошла война, в которой элевсинцы потерпели поражение. После этого они согласились признать превосходство Афин во всём, кроме проведения мистерий, которые они должны были проводить самостоятельно.
Даже после того, как Элевсин стал аттическим демом, ему было позволено сохранить статус полиса и даже чеканить собственную монету, чем не мог похвастаться ни один другой город Аттики, кроме Афин.
Элевсинские мистерии
Мистерии Деметры и Коры, обряды, ставшие популярными в грекоязычном мире ещё в 600 году до н. э., привлекали посвящённых на протяжении веков, вплоть до римской эпохи в истории Греции.
Эти мистерии, в основе которых лежала вера в то, что есть надежда на жизнь после смерти, во многом связаны со сменой времён года: весна и лето «исчезают» на несколько месяцев, прежде чем им «разрешают» вернуться на Землю, точно так же, как дочь Деметры, Персефона, была утащена в Подземный мир на несколько месяцев, прежде чем ей разрешили вернуться на Землю.
Центральным мифом Элевсинских мистерий был поиск Деметрой своей пропавшей дочери (Коры, Девы, или Персефоны), которую похитил Аид. Историки считают, что во время церемоний посвящения в Элевсинских мистериях посвящённым показывали ряд вещей, в том числе зерно жизни в стебле растения.
Именно здесь Деметра, переодетая старухой, которую похитили пираты на Крите, с грустью подошла к старому колодцу, где её нашли четыре дочери местного царя Келея и его царицы Метаниры (также известные как Каллидика, Клейсидика, Демо и Каллито) и забрали во дворец в качестве няни для Демофона, сына Келея и Метаниры.
Деметра подняла Демофона, умастив его нектаром и амброзией, пока Метанейра не узнала об этом и не оскорбила её. Деметра восстала, сбросив с себя облик смертной женщины, и во всей своей славе велела Метанейре построить ей храм.
На следующее утро Метанейра сообщила об этом Келесу, и тот приказал горожанам построить храм Деметры, где величественно возвышалась статуя богини. Часть ритуала поклонения Деметре заключалась в том, что люди молились Зевсу, чтобы весной в мире снова появилась еда.
Элевсинские мистерии, возможно, даже включали в себя использование галлюциногенных веществ, поскольку, как теперь известно исследователям, напиток, которым поили посвящённых во время их поста, содержал спорынью — гриб, вызывающий галлюцинации.
Одним из немногих разрешённых в это время продуктов был кикеон. Его приготовление было чрезвычайно простым: он готовился из воды, ржаной муки и римской мяты (γληχων). Во время Элевсинских мистерий люди часто видели видения и призраков. Считалось, что во время мистерий можно напрямую общаться с потусторонним миром и почитаемыми божествами.
В ходе научного исследования в грибе были обнаружены алкалоиды, которые взаимодействуют с серотониновыми рецепторами в нашем мозге.
Кроме того, мы знаем, что спорынья содержит лизергиновую кислоту, а также её предшественник — эрготамин. Лизергиновая кислота является предшественником для синтеза ЛСД.
Таким образом, можно сказать, что видения, которые посещают посвящённых во время Элевсинских мистерий, можно объяснить психотропным действием гриба, как и других видов грибов, в частности, галлюциногенных.
Древний храм Деметры в Элевсине был сожжён персами в 484 году до н. э. во время греко-персидских войн. Попытка восстановить его была предпринята только при правлении Перикла.
«Сон запретил мне описывать» Тайны
Однако при римлянах Элевсин снова процветал, поскольку посвящение в его мистерии стало модным среди римской знати.
Великий географ-культуролог Древней Греции Павсаний оставил краткое описание Элевсина. В своей работе «Описание Греции» он пишет:
У элевсинцев есть храм Триптолема, другой храм — Артемиды Пропилеи, а третий — Посейдона-Отца, а также источник под названием Каллихорум, где элевсинские женщины впервые начали танцевать и петь в честь богини.
Говорят, что равнина Рхария была первым местом, где посеяли зерно и собрали первый урожай, и что именно поэтому ячмень с этой равнины используется для приготовления жертвенных лепёшек. Там можно увидеть так называемый гумно и алтарь Триптолема. То, что находится за стеной Иера (т. е. храма Деметры), сон запретил мне описывать.
Равнина Рари также упоминается в гомеровском гимне Артемиде; по-видимому, она находилась неподалёку от города, но её точное местоположение установить невозможно.
Храм Деметры, который иногда называли ὁ μυστικὸς σηκός, или τὸ τελεστήριον, был самым большим во всей Греции. Страбон описывает его как вмещающий столько же людей, сколько в театре. Конечно, это могли быть тысячи человек.
План здания был разработан Иктином, архитектором Парфенона в Афинах; однако прошло много лет, прежде чем строительство было завершено. Имена нескольких архитекторов, участвовавших в строительстве, сохранились. Портик из двенадцати величественных колонн был построен только во времена Деметрия Фалерия, около 318 года до н. э., архитектором Филоном.
Когда он был достроен, его считали одним из четырёх лучших образцов греческой мраморной архитектуры. Он был обращён на юго-восток.
Великий храм был трагически разрушен готским захватчиком Аларихом I в 396 году нашей эры, и в то время он исчез из истории как религиозное сооружение.
Европейские путешественники, посещавшие эти места во время османской оккупации страны, описывали Элевсин как город с небольшим количеством жителей, но множеством древних руин.
Фестиваль Эсхила | Земля и море | Элевсин
Современный город Элевсин вырос с 250 до нескольких тысяч жителей в эпоху индустриализации
В 1829 году, после Греческой войны за независимость, Элевсин был небольшим поселением с населением около 250 человек. Однако к концу XIX века Элевсин сильно изменился, когда новые поселенцы-торговцы начали возводить новые здания. В тот период он стал одним из главных промышленных центров современного греческого государства.
После Второй мировой войны рабочие со всей Греции переезжали в Элевсин, чтобы работать на местных предприятиях. Однако, к сожалению, промышленная деятельность в районе древнегреческих памятников развивалась совершенно неорганизованно.
В 1962 году был обнаружен большой дом, в котором, предположительно, жили священники в римскую эпоху.
Ежегодный «Фестиваль Эсхилии» проводится в честь великого трагического поэта Эсхила, который родился в этом городе в 525 году до нашей эры.
Фестиваль, основанный в 1975 году, в настоящее время является старейшим культурным мероприятием, организованным муниципалитетом Аттики. Он проводится ежегодно в Палайо Элайургеио, на территории бывшей мыловаренной фабрики на набережной, которая функционирует как театр под открытым небом. Фестиваль обычно начинается в конце августа и длится весь сентябрь. Он включает в себя театральные постановки, художественные выставки и инсталляции, концерты и танцевальные мероприятия.