Главная История и География Симон Будный как «арианин» или о «хрисламе» (доклад-эссе)

Симон Будный как «арианин» или о «хрисламе» (доклад-эссе)

через Исмаил
0 комментарий 54

13 января исполнилось 430 лет со дня смерти белорусского просветителя Симона Будного – создателя первого христианского «Катехизиса» на белорусском языке и перевода Библии на язык польский.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Для чего?
Ведь к этому времени церковь уже почти пять столетий существовала на латинском языке и все вроде было нормально.
Но Будный по своим взглядам был протестантом-реформатором. А одной из основных целей этого движения, возникшего в XV-XVI вв. в Европе было превращение Библии из богослужебной книги, понятной только узкой группе владеющих латынью священников, в Писание, которое мог бы читать любой верующий. Ведь именно такой она изначально и задумывалась.
Как учение, церковная Реформация в Европе была направлена против культа обрядов, догматов, приписывания священникам каких-то мистических черт и иных моментов, противоречащих тому, что сказано в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Но даже самое радикальное реформационное движение – кальвинизм ( а именно он дошел с Запада Европы до земель Белоруссии и Литвы) так и не отказалось от догмата Св. Троицы, по которому Богом почитался Бог – Отец, Бог – Сын и Бог—Святой Дух.
А Будный это сделал
В своем катехизисе и анализе библейских стихов он доказывает, что и Ветхий и Новый Заветы реально говоря об одном Едином Боге, а Иисус Христос это лишь особо приближенная ко Всевышнему личность, одаренная по воле Бога особыми способностями.
Последователи таких идей сами себя в Речи Посполитой XVI-XVII вв. называли «братьями польскими» или «братьями литовскими». Их оппоненты, прежде всего католики, использовали термин «ариане», имея в виду в несколько уничижительном смысле имя Александрийского епископа четвертого века Ария, осужденного Никейским собором 325 года за свои идеи, отрицающие, как считалось, божественность Христа.

Однако с точки зрения логики идеи Ария так однозначно толковать нельзя. Он лишь предложил заменить в символе веры слово «единосущный Отцу» [Христос] на « подобосущный». Эта разница не обязательно предполагает отсутствие у Христа возможных элементов сверхьестественной природы, могущие, однако, поставить его в один ряд с Богом-Отцом.
С точки зрения Симона Будного первородный грех (природная наклонность следовать злу) не существует в действительности: человек не предрасположен поступать дурно, свободен поступать хорошо. Иисус Христос не искупал первородный грех, а указал способ спасения души, в чём и заключается вся заслуга Иисуса Христа. Иисус Христос является не Богом-Сыном, а истинным, настоящим человеком, одаренным Божественными свойствами. Он настолько превосходил людей своей святостью, что Бог даровал ему такую божественную силу. Эта божественная сила и есть Святой Дух. Иисусу не следует поклоняться как Богу. Поэтому «литовские братья» и не почитали его.
Есть расхожее мнение, основанное на созвучиях в имени епископа Ария, что арианское христианство – это специфическая религия именно «арийских» (индоевропейских народов). В частности указывают на то, что германские по происхождению племена готов какое-то время были арианами.
На самом деле идеи Будного – это шаг к возвращению христианства к его семитским корням, чистому Единобожию, в идеях которого никакого сына по природе у Бога быть не может, иначе он перестает быть Единым, Всемогущим и Самодостаточным. Человеком Единого Бога сделала как раз инодоевропейская, «арийская» ментальность, которой был нужен Христос и Человек и одновременно Бог, подобный Божествам Олимпа.
Наверное будет закономерен вопрос- какое все это отношение имеет к конференции, посвященной связям белорусского и казахского народа.
Казахи – традиционно монотеистический народ. Так было в древности, когда они исповедовали специфический древний монотеизм тенгрианство, где был Единый Бог (Кок-Тенгри) – Небо, творец всего, а все остальные были не богами, а «божествами», ему подчиняющимися. Наподобие ангелов у иудеев, христиан и мусульман. А сейчас казахи, как известно, традиционно мусульмане.
Теперь возьмем идеи Будного, изложенные несколькими абзацами выше Будного и откроем Коран. 1. ««Скажи: “Он – Аллах – Единый, Аллах – Самодостаточный; Он не родил и не был рождён, и нет никого равного [подобного] ему» (Сура аль Ихляс (Очищение веры Коран 112). Интересно, что в Коране Иисус-Иса нигде не именуется Богом или сыном Божьим, однакг только в отношении него три раза используется определение «руалла- Дух Божий, по смыслу аналог Духа Святого). Например: «И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым». ( Коран 2;254).
Вот она, белорусско-казахская связка на духовном уровне. Получается, что в основе идеи Будного и ислама-полностью совпадают. Своеобразный симбиоз христианства и ислама. Можно определить как «хрислам».
Все сказанное – не более чем информация к размышлению»
Валерий Емельянов, исп. директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир».

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать