Главная Унитариане-универсалисты в мире Либерализм и унитаризм ислама

Либерализм и унитаризм ислама

через Исмаил
0 комментарий 73

 

Либеральный ислам и либеральный унитаризм, каждый из которых утверждает права человека — двумя совершенно разными путями.
Что могло быть общего у девочек из сельской деревни в Египте двадцать первого века с Хаулой бинт Та’Лабах, женщиной седьмого века с Аравийского полуострова? Ответ: каждый обратился к либеральному началу в исламе, чтобы защитить свои права.
После того, как взрослые возразили против того, чтобы египетские девочки посещали единственную школу деревни наравне с мальчиками, местные представители обратились за решением к эксперту по мусульманскому праву; после того, как муж Хаулы наложил на нее « зихар»( фраза мужа, говорящая о том, что жена для него аналогична всем другим женщинам), заявив, что она такая же привлекательная, как зад его матери, она обратилась за решением к пророку Мухаммеду..
Ислам, как и другие мировые религии, состоит из многих направлений — суннитского, шиитского и суфийского, если назвать гланве три из них. Главной заботой всех форм ислама является спасение и ведение нравственной и праведной жизни. Среди направлений и подтекстов ислама можно найти проблемы, которые напоминают проблемы унитарного универсалистского либерализма, включая гарантии прав женщин.
Неудивительно, что либеральные мусульмане возмущены тем, что их религиозный подход в значительной степени игнорируется западными СМИ. Либеральные мусульмане также озадачены постлиберальными западными интеллектуалами (включая некоторых унитариев универсалистов), которые отвергают либерализм. Эти интеллектуалы ассоциируют либерализм с колониализмом, ориентированным на человека взглядом, который ставит природу на службу человеческим потребностям, универсализмом, который игнорирует нормы, характерные для конкретного сообщества, и неспособностью соответствовать идеалам равенства и свободы для всех.
Чарльз Курцман, профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл и эксперт по исламу, отказывается отказаться от ярлыка «либерал» и основных ценностей либерализма. В своей книге «Либеральный ислам: справочник» Курцман объясняет, что главными принципами либерального ислама являются противодействие теократии, поддержка демократии, гарантии прав женщин, гарантии прав немусульман в исламских странах, защита свободы мысли и вера в потенциал людей для прогресса. Он признает, что в некоторых частях мусульманского мира термин «либерал» негативно ассоциируется с приспособлением к современности за счет ислама. Кроме того, не все мусульмане, которых он считает либералами, называют себя либералами, и они, возможно, не принимают все аспекты либерализма.
Либерализм в исламе имеет корни внутри самого ислама, а не под влиянием извне, объясняет Курцман. Происхождение либерализма суннитского ислама можно проследить до индийского шаха Вали-Аллаха (1703-1762), который считал, что «исламский закон,» хотя и вдохновленный Богом, должен быть адаптирован к потребностям различных народов и эпох”. Вали-Аллах подчеркивал важность человеческого разума и иджтихада, независимого суждения, при обсуждении традиционных источников авторитета. Однако он ограничил диапазон этого суждения, подчеркнув традиционное исламское образование, которого, по его мнению, было достаточно. Аналогичное развитие событий произошло в шиитском исламе в Иране. Ага Мухаммад Бакир Бехбахани (1705-1790) подчеркивал иджтихад с одной оговоркой — независимое суждение было доступно только религиозным ученым.
Заметное различие между либерализмом ислама и унитаристским универсализмом заключается в следующем: независимо от направления, либеральный ислам поддерживает жизненно важную связь с тремя традиционными источниками авторитета: Кораном (Божьими словами, прочитанными Мухаммеду ангелом Гавриилом), хадисами (учениями Пророка, которые содержат руководство по практические вопросы, не рассматриваемые в Коране) и шариат (юриспруденция, основанная на Коране и хадисах).
Как только человек осознает взаимосвязь между либеральным исламом и этими источниками власти, становится возможным понять разрешение дела египетских школьниц. Чтобы обеспечить право девочек на образование наравне с мальчиками, юрисконсульт основал свое решение на хадисе. «Разве Посланник Аллаха… не сказал, – обратился он к представителям деревни, – ”Не препятствуйте женщинам-служительницам Бога посещать мечети Бога»?
Наиболее влиятельное направление либерального ислама, которое Курцман называет «либеральным шариатом», опирается на божественные заповеди, содержащиеся в Коране, и на учения Пророка, содержащиеся в сборниках хадисов. (Современный мусульманин, практикующий такой подход, – пакистанский богослов, знаток Корана и экзегет Джавед Ахмад Гамиди.) Это направление не одобряет ту индивидуальную интерпретацию, которую поощряют унитарианские универсалисты, потому что поступать так – значит размышлять о Божьей воле и подвергать риску свое спасение. Курцман сравнивает логику подхода либерального шариата с той, которую он обнаруживает в действии, когда немусульмане обращаются к божественной власти для поддержания либеральных ценностей – например, когда человек защищает права женщин, описывая их как данные Богом.
Другое направление либерального ислама, которое Курцман называет «интерпретированным шариатом», поддерживает интерпретацию традиционных источников власти. (Современный мусульманин, практикующий такой подход, – ирано-немецкий богослов Навид Кермани.) Это направление оправдывает свой подход, выделяя несколько хадисов — высказываний Пророка, — которые предполагают, что расхождения во мнениях являются признаком Божьего благоволения, а также предполагают, что Бог намеренно читал Коран таким образом, что это требует от верующих независимого суждения. Подход к авторитетным источникам интерпретируемого шариата близок к подходу унитарианского универсалистского либерализма. Однако Курцман отмечает, что в мусульманском мире интерпретация шариата является наименее влиятельным направлением либерализма.
Одной из черт, которую ислам разделяет с унитарным универсализмом, является его акцент на таухиде, единстве Бога. Основой унитаризма является утверждение, что Иисус был важным духовным лидером, но Иисус не был Богом; основой ислама является вера в то, что Мухаммед был Божьим посланником, но Мухаммед не был Богом. Нитью в истории унитарианской мысли является борьба за понимание того, кем был Иисус. Был ли он чудотворцем? Образец для подражания? Больше-чем-человек? Пророк? Нитью в истории мусульманской мысли является борьба за понимание того, кем и чем был Мухаммед. Был ли он способен на заступничество? Идеальный мужчина? Совершенное человеческое существо? Пророк?
Тем не менее, различия между унитаристским универсализмом и мусульманским либерализмом не следует упускать из виду или сбрасывать со счетов, даже если они мотивированы желанием рассматривать все религии как единое целое. Решение, основанное на хадисах, предоставило египетским девочкам равный доступ к школе, и семейные проблемы Хаулы разрешились, к ее большому облегчению, когда Бог заговорил, и Пророк прочитал, согласно Корану: «Те из вас, кто избегает своих жен с помощью зихара… они произносят слова, которые несправедливы и ложь…» Оба случая иллюстрируют основные принципы либерального ислама.
Для ислама Коран, хадисы и шариат остаются главными. Унитарианские универсалисты обычно обращаются к языку и идеям прав человека, чтобы аргументировать защиту прав женщин; либеральные мусульмане обращаются к своим традиционным авторитетным источникам, чтобы оправдать подобную защиту. Тот же результат. Но два разных пути.
UU World

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать