Вселенский Патриарх: В православном опыте зло не имеет последнего слова в истории

Патриаршье послание к Святой Пасхе была издана Вселенским Патриархом Варфоломеем.
«Славное Воскресение Господа Христа из мертвых есть общее воскресение всего рода смертных и предвкушение всеобщего совершенства, а также исполнения Божественной икономии в небесном Царстве. Мы участвуем в неизреченной тайне Воскресения в Церкви, освящаясь в ее таинствах и переживая Пасху, «открывшую нам врата Рая», не как воспоминание о событии прошлого, но как квинтэссенцию церковной жизни, как присутствие Христа всегда среди нас, ближе к нам, чем мы к себе», – отметил Вселенский Патриарх в своем послании.

Вселенский Патриарх также сказал: «Вера в Воскресение является глубочайшим и яснейшим выражением нашей свободы; Вернее, это рождение свободы как добровольного принятия высшего божественного дара, а именно обожения по благодати. Православная Церковь как «пережитое Воскресение» является пространством «подлинной свободы», которая для христианской жизни является основой, путем и судьбой. Воскресение Христово – это благая весть о свободе, дар свободы и залог «общей свободы» в «вечной жизни» Царства Отца и Сына и Святого Духа.

Читайте ниже послание Вселенского Патриарха Варфоломея
+ ВАРФОЛОМЕЙ,  ВОЛЕЙ
БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКО-НОВОРИМСКИЙ
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ:
ДА
ПРЕБУДЕТ СО ВСЕМИ ВАМИ БЛАГОДАТЬ, МИР И МИЛОСТЬ ХРИСТА, ВОСКРЕСШЕГО ВО СЛАВЕ

*

Всечестные братья-архиереи и возлюбленные о Господе чада!

По благоволению и благодати Божией, Подателя всех даров, пробежав поприще Святого и Великого поста и проведя с угрызениями совести седмицу Страстей Господних наших, вот, мы радуемся празднованию Его славного Воскресения, которым мы были искуплены от тирании ада.

Славное Воскресение Господа Христа из мертвых есть общее воскресение всего рода смертных и предвкушение всеобщего совершенства, а также исполнения Божественного Замысла в Царстве небесном. Мы участвуем в неизреченной тайне Воскресения в Церкви, освящаясь в ее таинствах и переживая Пасху, «отверзшую нам врата рая», не как воспоминание о событии прошлого, но как квинтэссенцию церковной жизни, как присутствие Христа всегда среди нас, ближе к нам, чем мы к себе. На Пасху православные верующие обнаруживают свое истинное «я» как находящегося во Христе; они включены в движение всего сущего к Последним Временам «с неизреченной и славной радостью» (1 Петра 1, как «чада света… и сынов дневных» (1 Фес. 5.5).

Центральной точкой православной жизни является ее  “пульс Воскресения. Философы ошибочно называют православную духовность «угрюмой» и «осенней». Западники, напротив, справедливо восхваляют утонченную проницательность православных по отношению к смыслу и глубине пасхального опыта. Но эта вера никогда не забывает, что путь к Воскресению проходит через Крест. Православная духовность не признает ни утопизма Воскресения без Распятия, ни пессимизма Креста без Воскресения. По этой причине в православном опыте зло не имеет последнего слова в истории, в то время как вера в Воскресение служит мотивацией для борьбы с присутствием зла и его последствиями в мире, выступая мощной преобразующей силой. В православном самосознании нет места покорности злу или равнодушия к развитию человеческих дел. Напротив, ее вклад в преобразование истории имеет богословскую и экзистенциальную основу, и она разворачивается без риска отождествления Церкви с миром. Православный верующий осознает противоположность между мирской реальностью и эсхатологическим совершенством. И поэтому он не может оставаться безучастным перед какими-либо негативными измерениями мира. По этой причине Православная Церковь никогда не считала борьбу за преобразование мира бессмысленным делом. Наша вера в Воскресение сохранила Церковь как от интроверсии и равнодушия к миру, так и от секуляризации.

Для нас, православных, вся тайна и экзистенциальное сокровище нашего благочестия сконденсирована в Пасху. Когда мы слышим, что жены-мироносицы «изумились», «войдя во гроб и увидев юношу, одетого в светлые одежды» (Мк. 16:5), это характеризует обширность и сущность нашего опыта веры как переживания экзистенциального чуда. Когда мы слышим, что «они изумлялись», это означает, что мы оказываемся перед тайной, которая становится глубже по мере того, как мы приближаемся к ней, в соответствии с тем, что было сказано, что наша вера «есть не путешествие от тайны к знанию, но от знания к тайне».

В то время как отрицание тайны экзистенциально редуцирует человеческую природу, уважение к тайне открывает нам врата рая. Вера в Воскресение – это глубочайшее и яснейшее выражение нашей свободы; Вернее, это рождение свободы как добровольного принятия высшего божественного дара, а именно обожения по благодати. Православная Церковь как «пережитое Воскресение» является пространством «подлинной свободы», которая для христианской жизни является основой, путем и судьбой. Воскресение Христово – это благая весть о свободе, дар свободы и залог «общей свободы» в «вечной жизни» Царства Отца, Сына и Святого Духа.
С этими чувствами, драгоценнейшие братья и возлюбленные чада, исполненные полной радости от участия во «всеобщем празднике», получив свет от неувядающего света и воздав славу Христу, воскресшему из мертвых и принесшему жизнь всем, – как мы вспоминаем в этот всепраздничный «избранный и святой день» всех наших братьев и сестер, находящихся в трудной жизненной ситуации, – мы молимся Господу нашему, «поправившему смерть смерть», Бога мира, чтобы Он принес мир в мир и направлял наши стопы ко всякому доброму и угодному Ему делу, провозглашая всерадостную песнь «Христос Воскресе!»

На Фанаре, Святая Пасха 2024

+ Варфоломей Константинопольский
Усердный проситель за всех
вас к Воскресшему Господу

Orthodox Times