Элладская православная церковь сопротивляется “однополому” законопроекту. Но ее влияние уже не то, что раньше

The Greek flag flies outside a Greek Orthodox Church in Santorini, Greece. Photo by iSAW Company/Unsplash/Creative Commons

На Всемирном экономическом форуме в Давосе на прошлой неделе президент Греции Кириакос Мицотакис объявил, что законодательство, разрешающее однополым парам вступать в брак, будет одобрено парламентом в Афинах к середине февраля.
Сославшись на поддержку его правительством равенства, а также «прав детей, которые уже существуют”» Мицотакис назвал браки для однополых пар «фактом, это реальность, и в конечном счете я думаю, что это должно быть результатом законодательства греческого парламента».
Но законопроект подвергает испытанию другую давнюю реальность греческой общественной жизни: влияние Греческой православной церкви, которая громогласно выступает против идеи легализации брака для кого угодно, кроме традиционных гетеросексуальных пар.

«Законопроект отменяет не только правила биоэтики, христианские ценности и греческую семейную традицию, но и отменяет права будущих детей и гендерные роли как элементы сплоченности общества», – говорится в заявлении церкви во вторник после собрания ее епископов, созванного для того, чтобы высказать свои возражения против закона.
Конституция Греции признает Восточную православную церковь «преобладающей религией» государства, и несколько правительственных ведомств, в первую очередь Министерство образования, неразрывно связаны с православной иерархией.

Но сам по себе законопроект является свидетельством того, что влияние церкви в последние годы ослабло, по словам Танасиса Кукакиса, греческого журналиста и ученого-теолога, который освещал этот вопрос в течение многих лет.
«У общества в целом сложилось представление о том, что церковь является частью нашей культуры, у них сложилось представление о том, что церковь – это нечто, что помогает греческому обществу в определенных условиях», – сказал Кукакис RNS. «Но сейчас нет той духовной связи, которая была раньше, за десятилетия до 1980 года».
В то время как более 90% греков идентифицируют себя как православных, только 55% взрослых греков заявили, что религия является важной частью их жизни, согласно исследованию pew за 2018 год. Посещаемость церкви также значительно снижается.

Кукакис вспомнил, что когда он был моложе, в начале 1990-х годов, церковь смогла мобилизовать массовые протесты по таким вопросам, как удаление религии из греческих удостоверений личности, но те дни давно прошли.
«Влияние греческой церкви в греческом обществе и греческой политической системе гораздо слабее, чем 30 или 40 лет назад”, – сказал Кукакис. Прямо сейчас греческая церковь действительно не может сделать ничего конкретного, чтобы остановить греческую администрацию».
Но церковь в своем заявлении по законопроекту полагалась не столько на свой авторитет, сколько на социальный аргумент, заявив, что тема брака «касается всех, даже если они не принимают христианскую этику».
«Инициаторы законопроекта и его сторонники пропагандируют отмену отцовства и материнства и их трансформацию в нейтральное родительство, исчезновение гендерных ролей в семье и ставят выше интересов будущих детей сексуальный выбор взрослых гомосексуалистов2, – говорится в заявлении.

Церковь также, казалось, признавала, что она не может диктовать политику, но и не могла оставаться в стороне от дебатов. «Очевидно, что государство издает законы, но этот параметр не лишает Церковь свободы слова, не освобождает Церковь от обязанности информировать верующих людей и не может указывать, в чем состоит грех», – написали епископы, добавив: «Однако, если он хранит молчание, он несет тяжелую ответственность и разрушает себя».

Премьер Мицотакис отреагировал на оппозицию церкви на заседании кабинета министров в среду.
«Мы услышали взгляды традиции, эволюции, но также и нашу сторону, которая, я полагаю, включает традицию в эволюцию», – сказал он. «Я также принимаю позицию Церкви, которую я абсолютно уважаю. … Однако я хочу внести ясность: мы имеем в виду выбор государства. Не в теологических убеждениях. И, в конце концов, в прошлом у нас с Церковью были разные взгляды на гражданский брак, на кремацию умерших, на проблему идентичности».
В другом месте Мицотакис подчеркнул, что одобрение законопроекта приведет Грецию в соответствие с остальным Европейским союзом. Греция станет 15-м государством – членом ЕС, которое законодательно закрепит равенство в браке.
В 2015 году Греция признала однополые гражданские союзы, но сторонники новой правовой базы отметили, что закон о гражданском союзе не предоставляет партнерам таких же родительских прав или прав на усыновление, как разнополым парам.
Оппозиция церкви не осталась полностью без внимания. Хотя законопроект был внесен праворадикальной коалицией Мицотакиса, он расколол его блок в парламенте Афин, и около 60 из 158 парламентариев его партии заявили, что они воздержатся.

Стефанос Касселакис, глава оппозиционной партии Сириза и первый лидер партии – открытый гей в Греции, заявил, что он будет соблюдать полную партийную дисциплину, чтобы проголосовать за законопроект.

Дебаты по поводу закона оказывают влияние на греческие православные общины за пределами страны. Ожидалось, что во время визита в прошлые выходные на гору Афон, где находится несколько монастырей и святое место в греческой православной традиции, архиепископ Америки Елпидофор получит холодный прием от монахов, вероятно, из-за его решения в 2022 году крестить приемного ребенка однополой пары.
В преддверии встречи Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей, высший авторите для т Греческой церкви, как сообщается, направил монахам письмо, в котором призвал их относиться к Елпидофору со всеми подобающими почестями.
Елпидофор заявил журналистам в среду, что не почувствовал никакой враждебности во время визита, сказав: «Мы получили официальный и теплый прием от пяти афонских монастырей, строго придерживаясь афонского протокола, не столкнувшись ни с какими проблемами», – сообщает eKathimerini.
Он добавил, что дебаты по поводу закона были внутренним вопросом, отдельным от его американской греко-православной общины.
«В Греции есть своя собственная церковная власть, своя собственная церковная администрация”, – сказал он, добавив: “Я считаю, что мне неуместно выражать какое-либо иное мнение. В Америке мы сталкиваемся с другими обстоятельствами, разными ситуациями, другой церковной властью».
Religion News