Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Древнегреческие философы-стоики , их учение и мысли

Древнегреческие философы-стоики , их учение и мысли

через Исмаил
0 комментарий 39

 

 

Стоицизм, одно из философских течений эллинистического периода, было основано Зеноном из Ситиума в Афинах в начале III века до нашей эры.

Стоицизм – это философия личной этики, основанная на ее системе логики и взглядах на мир природы. Для стоика одной добродетели достаточно для человеческого счастья.

Для стоиков такие эмоции, как страх, зависть, страстная любовь, были всего лишь ложными суждениями, и мудреца, человека, достигшего морального и интеллектуального совершенства, они бы не тронули.

Это жизненная философия, при которой человек максимизирует положительные эмоции, уменьшает отрицательные и помогает себе отточить достоинства своего характера.

Название происходит от крыльца (stoa poikile) на Афинской Агоре, украшенного настенными росписями, где собирались члены школы и проводились их лекции.

 

Рождение стоицизма

 

Философия стоицизма первоначально была известна как «зенонизм» в честь основателя, Зенона из Ситиума.

Зенон оказался в Афинах после того, как его корабль потерпел крушение недалеко от города. Он не был философом, но превратил свое несчастье в благоприятную возможность, изучив все философские ресурсы, доступные в городе.

Он слушал лекции представителей других философских школ (например, кинизма, эпикурейства) и в конце концов основал свою собственную.

Однако стоики не верили, что основатели были абсолютно мудрыми. Чтобы их философия не превратилась в культ личности, они решили назвать ее стоицизмом в честь места, где они встречались, – стоа пойкиле на Агоре.

Идеи Зенона развились из идей киников, отец-основатель которых, Антисфен, был учеником Сократа. Самым влиятельным последователем Зенона был Хрисипп, который был ответственен за формирование того, что сейчас называется стоицизмом.

Среди других выдающихся стоиков были Клеанф Ассосский, Панетий Родосский, Аристо Хиосский, Посидоний Апамейский, Диодот и другие.

Позже Сенека, Эпиктет и римский император Марк Аврелий принесли стоицизм в римский мир. Эта философия процветала вплоть до 3-го века нашей эры.

Философия стоиков

Согласно стоицизму, путь к эвдемонии (счастью) заключается в том, чтобы принимать момент таким, какой он есть, не позволяя желанию получать удовольствие или страху причинять боль.

Стоик должен использовать свой разум, чтобы понимать мир и вносить свою лепту в замысел природы, работая сообща и относясь к другим честно.

Стоики особенно известны своим учением о том, что «добродетель – единственное благо» и что люди должны вести добродетельную жизнь, чтобы быть состоявшимися и завершенными человеческими существами.

Внешние вещи, такие как здоровье, богатство и удовольствия, сами по себе не являются хорошими или плохими, но имеют ценность как «материал для действия добродетели».

Стоики также считали, что определенные разрушительные эмоции, такие как страх или ревность, являются результатом ошибок в суждениях, и они верили, что люди должны стремиться поддерживать прохайрезис (волю), который «соответствует природе».

Стоики верили, что для того, чтобы жить хорошей жизнью, человек должен был понимать правила естественного порядка, поскольку все коренится в природе.

Для многих стоиков добродетели достаточно для счастья. Таким образом, мудрец был бы эмоционально устойчив к несчастью и, следовательно, считался бы по-настоящему свободным.

Согласно стоикам, люди на самом деле не контролируют многие вещи и ситуации в жизни. Поэтому они считают, что беспокоиться о вещах, находящихся вне их контроля, непродуктивно или даже иррационально для человека, который хочет достичь спокойствия и счастья.

Стоики проводят различие между тем, что есть, и тем, что не находится под контролем человека, и не тратят энергию и мысли впустую на неконтролируемые неблагоприятные события.

Там, где многие люди бесконечно беспокоятся о вещах, находящихся вне их контроля, стоики считают, что они должны тратить свою энергию на обдумывание творческих решений проблем, а не на сами проблемы.

Стоицизм – это не наличие набора убеждений или этических претензий. Это не философская школа, которая отделена от повседневной жизни.

Стоик должен постоянно практиковаться и тренироваться («аскезис»). Философские и духовные практики стоиков включают логику, сократический диалог и самодиалог.

Влияние стоицизма на христианство

Добродетельная жизнь стоика имеет сходство с жизнью, которую ведет добрый христианин. Труды стоиков, такие как «Размышления”»Марка Аврелия, высоко ценились многими христианами на протяжении веков.

Греческий термин, обозначающий слово, – логос. Греческий философ Гераклит использовал логос (слово), чтобы объяснить то, что он считал универсальной силой разума, управляющей всем.

В 5 веке до нашей эры Гераклит сказал, что все происходит в соответствии с Логосом. Стоики также верили в Логос, наряду с понятиями совести и добродетели.

Несколько столетий спустя грекоязычные евреи стали рассматривать Логос как силу, посланную Богом. В Евангелии от Иоанна Иисус упоминается как Слово — «и Слово Божие стало плотью и обитало среди человеков».

Известно, что апостол Павел встречался со стоиками во время своего пребывания в Афинах. В своих письмах Павел размышлял о своем знании философии стоиков, используя стоические термины и метафоры, чтобы помочь новообращенным в их понимании христианства.

И стоицизм, и христианство учат человека важности приучения своего ума и тела к дисциплине.

И то, и другое поощряет устранение страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, из жизни человека, чтобы можно было пробудить и развить высшие возможности его человечности.

«Если ты хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имущество и раздай бедным, и ты будешь иметь сокровище на небесах», – проповедовал Иисус.

Точно так же, как писал Сенека, “мы должны отказаться от многих вещей, к которым мы пристрастились, считая их хорошими”.

Православная Церковь и «древневосточные ортодоксальные церкви» по сей день принимают стоический идеал бесстрастия, как и аскеты во всем мире.

Стоицизм сегодня

Ежедневный стоик, “Как быть стоиком”, “Стоик нового времени”, современный стоицизм, традиционный стоицизм: это лишь несколько веб—сайтов, которые восхваляют важность — даже необходимость – стоицизма в 21 веке.

Однако возможно ли для современного человека принять философию, которая учит безразличию к материальным вещам и владениям в безжалостном материальном мире?

В конце 20-го века возникло интеллектуальное и популярное движение под названием Современный стоицизм, целью которого является возрождение практики стоицизма.

Однако до этого философия стоиков служила первоначальным философским источником вдохновения для современной когнитивной психотерапии, особенно при посредничестве рационально-эмоциональной поведенческой терапии доктора Альберта Эллиса (REBT), основного предшественника когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

В оригинальном руководстве по лечению депрессии когнитивной терапией Аарона Т. Бека и др. утверждается: «Философские истоки когнитивной терапии можно проследить до философов-стоиков».

Эллис и его последователи заучили большинству клиентов на первом сеансе известную цитату из “Энхиридиона” Эпиктета: “Нас расстраивают не события, а наши суждения о них”.

Впоследствии это стало общим элементом на этапе социализации многих других подходов к КПТ.

“Препятствие — это путь” Райана Холидея; “Стоицизм — стоический подход к современной жизни” Тома Майлза; “Современный стоицизм” Стива Брукса; и “Современный стоицизм – Как быть стоиком в 21 веке” Стивена Райана – вот некоторые из недавно опубликованных книг о стоицизме.

Знаменитые цитаты стоиков

«Счастье вашей жизни зависит от качества ваших мыслей».

«Удача – это то, что происходит, когда подготовка встречается с возможностью».

«У тебя есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознай это, и ты обретешь силу».

«Человек должен бояться не смерти, а того, что он никогда не начнет жить».

-«Думай о себе как о мертвом. Вы прожили свою жизнь. Теперь возьми то, что осталось, и проживи это как следует».

«Жить хорошей жизнью; у всех нас есть потенциал для этого, если мы научимся быть безразличными к тому, что не имеет значения».

«Смерть улыбается всем нам, но все, что может сделать человек, – это улыбнуться в ответ».

«Принимай все, что приходит к тебе, вплетенное в узор твоей судьбы, ибо что могло бы более точно соответствовать твоим потребностям?»

«Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы избежать попадания в ряды безумцев”.

«Лучшая месть – это не уподобляться врагу».

«Для счастливой жизни нужно очень мало; все это находится внутри вас самих, в вашем образе мышления».

“Потеря – это не что иное, как изменение, а изменение – это наслаждение природы”.

“Мы не осмеливаемся не потому, что все сложно; именно потому, что мы не осмеливаемся, все становится трудным”.

“Драгоценный камень не может быть отполирован без трения, а человек не может стать совершенным без испытаний”.

“Самое храброе зрелище в мире – это видеть человека, борющегося с невзгодами”.

“Бросьте меня волкам, и я вернусь во главе стаи”.

“Жизнь никогда не бывает неполной, если она благородна. В какой бы момент вы ни покидали жизнь, если вы покидаете ее правильным образом, она цельна”.

“На человека влияют не события, а то, как он на них смотрит”.

“Иногда даже жить – это акт мужества”.

“Если вы действительно хотите убежать от того, что вас беспокоит, то вам нужно не оказаться в другом месте, а стать другим человеком”.

“Тот страдает больше, чем необходимо, кто страдает прежде, чем это необходимо”.

“Беден не тот человек, у которого слишком мало, а тот, кто жаждет большего”.

“Если человек не знает, в какой порт он плывет, попутного ветра не бывает”.

“Если ты хочешь совершенствоваться, довольствуйся тем, что остаешься глупым и неразумн”.

“Мир отворачивается в сторону, чтобы пропустить любого человека, который знает, куда он идет”.

“Не ищите добра в вечных вещах, ищите его в себе”.

“Мудрым свойственно сопротивляться удовольствиям, а глупым – быть их рабами”.

“Ни один человек не свободен, если он не хозяин себе”.

“Невозможно начать изучать то, что, как тебе кажется, ты уже знаешь”.

“Никогда не полагайся на восхищение других. В этом нет никакой силы. Личные заслуги не могут быть получены из внешнего источника”.

Фото-Зенон, основатель стоицизма

The Greek Reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать