Когда речь заходит о Латинской Америке, большинство людей сразу же вспоминают её гигантов: Бразилию, Аргентину, Чили и Колумбию. Крупные культуры, крупные экономики и заметное присутствие в международных делах. Но на мировой арене всё чаще появляется новый игрок: Парагвай.
Эта небольшая страна, не имеющая выхода к морю, с населением почти в семь миллионов человек, расположенная в самом сердце Южной Америки, исторически оставалась в тени международной экономики и дипломатии. Однако, несмотря на свои размеры и относительную малоизвестность, Парагвай начинает находить формулу экономического успеха.
В отчёте Всемирного банка за сентябрь 2024 года «Парагвай: от страны без выхода к морю к стране возможностей» подчёркивается этот сдвиг. Парагвай начал год с самым высоким ростом ВВП в Латинской Америке.
Агентство Fitch Ratings также прокомментировало недавний рост экономики страны. «Крупные инвестиции способствуют диверсификации экономики Парагвая, что может помочь снизить уязвимость к изменению климата», — отметило агентство, подтвердив инвестиционный рейтинг страны на уровне BB+ со стабильным прогнозом. Учитывая, что только в 2024 году иностранные инвестиции составили почти 10 миллиардов долларов, что на 4,1% больше, чем в 2023 году, очевидно, что международное сообщество обращает внимание на Парагвай. Но как именно эта небольшая страна добивается таких результатов? Особенно выделяются три пункта.
1) Низкие налоги
Парагвай понимает, насколько важны инвестиции и торговля, поэтому он поддерживает открытые рынки и низкий уровень налогообложения. В стране действует модель «10-10-10», которая подразумевает 10-процентный корпоративный налог, 10-процентный налог на прибыль физических лиц и 10-процентный налог на добавленную стоимость (НДС). Такой подход, ориентированный на бизнес, сделал Парагвай страной с самыми низкими налоговыми ставками в Южной Америке, повысив ценность его рынка и привлекая иностранных инвесторов.
Ещё одна отличительная черта Парагвая — территориальная система налогообложения, которая предусматривает нулевую ставку налога на доходы из-за рубежа, что является важным преимуществом для удалённых работников и международных предпринимателей. Что касается экспорта, Парагвай ввёл «режим макилы», который означает, что любой товар, произведённый, упакованный или изготовленный на территории страны, освобождается от экспортных пошлин.
При том, что налоги составляют всего 14% ВВП, Парагвай недавно получил 96 баллов из 100 за налоговое бремя в Индексе экономической свободы Фонда «Наследие» — самый высокий показатель в Латинской Америке.
Размер бюджетных доходов Парагвая в 2024 году | Источник изображения: Индекс экономической свободы, Фонд «Наследие»
2) Открытые Рынки
Парагвай также придерживается политики открытых рынков, сохраняя средний уровень тарифов всего в 6,4%. Иностранные инвестиции не подвергаются ограничениям, и международные организации могут свободно владеть собственностью. С 2008 года количество стран с прямыми инвестициями в Парагвае выросло более чем на 50%, при этом наиболее значимыми инвесторами являются США, Испания и Бразилия, а также Чили, Нидерланды, Люксембург и Панама.
Хотя сельское хозяйство и разведение крупного рогатого скота остаются ключевыми опорами экономики Парагвая, международные инвестиции в настоящее время выходят далеко за рамки этих секторов. Капитал перетекает в инфраструктуру, финансы, возобновляемые источники энергии, транспорт, творческие индустрии, недвижимость, химическую продукцию и даже стартапы. Свидетельством этих изменений является недавнее создание PARCAPY (Парагвайской ассоциации венчурного капитала).
Парагвай усвоил важный урок: открытые рынки, торговля и минимальное регулирование открывают путь к росту. Результаты говорят сами за себя. По данным REDIEX, Парагвайской сети инвестиций и экспорта, за первые пять месяцев 2024 года в Парагвай пришли 370 компаний из разных отраслей, что на 130% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
3) Незначительное вмешательство правительства
По данным Всемирного банка, Парагвай выделяет на государственные услуги всего 3–4% своего ВВП, что значительно ниже как среднемировых, так и среднерегиональных показателей. На самом деле, Всемирный банк предполагает, что Парагваю потребуется увеличить расходы на 7% ВВП только для того, чтобы достичь так называемых целей в области устойчивого развития. Сторонники интервенционизма могут расценить это как кризис, но для тех из нас, кто ценит свободу, это преимущество, а не недостаток.
Там, где государство отсутствует или просто слишком неэффективно, чтобы вмешиваться, на помощь приходит частная инициатива. И, как неоднократно показывала история, рынки решают проблемы гораздо эффективнее, чем бюрократы.
Ярким примером является энергетический сектор. В то время как страны с национализированной энергетикой, такие как Боливия, страдают от нехватки топлива и его фальсификации, Парагвай выбрал другой подход: он допускает частную собственность на нефть и её распределение. Кроме того, он поддерживает альтернативные энергетические проекты, способствуя развитию инновационной экосистемы. Такие компании, как Cremer Oleo, Omega Green и даже передовые предприятия, такие как заводы по пиролизу BIT (Bolivian Industrial Technologies), которые перерабатывают пластиковые отходы в пригодное для использования масло, процветают на развивающемся свободном рынке Парагвая.
Области для улучшения
Парагвай добился впечатляющих успехов в сокращении государственного вмешательства и открытии своих рынков, но институциональная стабильность остаётся серьёзной проблемой. По данным Red Liberal de América Latina (RELIAL), Парагвай занимает 103-е место из 174 по качеству институтов. Устойчивый экономический рост зависит от чётких и предсказуемых правил и стабильной нормативно-правовой базы. Это позволяет людям планировать, внедрять инновации и идти на риск, что является важнейшими институциональными факторами долгосрочного процветания.
Слабость Парагвая в этой области очевидна из оценки Фондом «Наследие» верховенства закона в Парагвае. Страна отстаёт от среднемировых показателей в таких ключевых областях, как права собственности, эффективность судебной системы и честность правительства. Слабая институциональная основа сдерживает инвестиции и замедляет рост частного сектора, что в конечном итоге угрожает экономическому росту Парагвая. Если Парагвай хочет утвердиться в качестве настоящей страны возможностей, укрепление своих институтов должно стать его следующим приоритетом.
Площадка для Парагвайского чуда готова
Парагвай, несомненно, находится на верном пути к успеху. Благодаря относительно открытым рынкам, низкому уровню вмешательства государства и минимальному регулированию страна создала благоприятные условия для инвестиций, технологических инноваций и расширения бизнеса — ключевых факторов впечатляющего экономического роста за последние 3–5 лет.
Однако, чтобы обеспечить долгосрочное процветание, Парагвай должен укрепить свои институты. Слабое верховенство закона, бюрократические юридические процедуры и неэффективное правоприменение создают неопределённость, подрывая тот самый экономический динамизм, благодаря которому страна стала известной. Кроме того, необходимо сдерживать силы интервенционизма и этатизма — история неоднократно показывала, что даже самые многообещающие экономики могут потерпеть крах из-за неправильной политики и государственного вмешательства.
Но если Парагвай останется на своём пути и укрепит приверженность экономической свободе, Парагвайское чудо станет не просто возможным, а неизбежным.
Об авторе: Фабрисио Антесана Дуран — специалист по социальным сетям в Фонде экономического образования.
Иллюстрация. Вид столицы Парагвая г. Асунсьон
Источник: Эта статья была опубликована FEE