Клин: нечаянное паломничество

Автор этих строк – начинающий паломник. Он уже совершил три паломничества – летне-осеннее в Абхазию, и два зимних – в Юрьев-Польской и на псковскую землю. Вот только летнего как-то не получалось.
Однажды в этом году, теплой, хотя и дождливой пятницей автор оказался в подмосковном Клину. Цель приезда ну ни как не связывалась с церковью и паломничеством – в городе организовывалась встреча с известным кинорежиссером, а также были дела, связанные с проживанием в Клинском районе в начале прошлого столетия… туркмен. И когда в рамках рабочей программы образовалось «окошко» в несколько часов, было решено посвятить это время осмотру города.

Почти 100-тысячный Клин сегодня – развитый индустриальный город, застройкой своей напоминающий даже не провинцию, а некоторые новые районы Москвы. Но еще заранее путеводители нам рассказали, что история города восходит к XIV веку и здесь, наряду со всемирно известным музеем Чайковского, есть также несколько интересных храмов.

В их поисках мы свернули налево, из новой, «советской» части города и оказались на площади явно по виду центральной, которая, конечно же, как принято в таких городах называется Советской. Вот здесь уже и начинается история в виде построенных в псевдорусском украшательном стиеле рубежа прошлого и позапрошлого веков. Здесь же два храма – построенный в стиле классицизма Троицкий собор (1836) и Воскресенская церковь 1712 г, где хотя и малозаметно, но проглядывают черты «нарышкинского барокко». Впрочем, Троицкий собор находится сейчас на капитальной реставрации и мы можем видеть только его внешний остов.

Настоящие же исторические «жемчужины» Клина находятся за пределами бывшего Кремля ( на территории которого и расположена Советская площадь). Для этого надо повернуть налево, на улицу Папивина (где оказываешься в том патриархальном, «усадебном» Клину), сворачиваешь у дома 16 в зеленую рощицу и … глазам открывается такое маленькое чудо.

C XVI века здесь существовал мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. По поводу данного храма есть разные версии причин его появления. По старинному клинскому преданию собор построен в память клинчан, ставших невинными жертвами опричников Ивана Грозного, во время похода опричного войска на Клин. Будто бы раскаившийся царь, сам пожертвовал значительную сумму на строительство храма. Здесь же в 1572 г прошла задокументированная встреча Ивана Грозного, вознамерившегося идти войной на шведов, с послом этой страны. Есть также сведения, что в монастырском храме был крещен младенец – будущий император Петр I.

Кстати, немножко уйдем в историю дипломатии. Все помним шведского посла из пьесы и фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Сергея Филиппова («я, я Кемска волость!». В реальной истории у него был прототип – лютеранский епископ Павел Юстен, посланный в Россию с дипломатической миссией (кстати, время действия пьесы и фильма историку легко установить – это 1571 г, поскольку именно тогда короткий промежуток времени женой царя была Марфа Васильевна Собакина). И в реальной жизни у посла в Москве было гораздо больше неприятностей, чем украденная Жоржем Милославским медаль с драгоценными камнями. Несговорчивого шведа царь отправил в ссылку, в Муром (тогда еще не было понятий о дипломатическом иммунитете), откуда Юстен и приехал в клин для аудиенции у царя. Эта встреча возможна прошла в Клинском кремле. А вот жил царь в Успенском монастыре.

Но мы отвлеклись. Успенский монастырь просуществовал до 1764 г, когда по указу Екатерины II были закрыты монастыри с малым количеством насельников, а их земли конфискованы. Храмы монастыря стали приходскими. В 1810 году Успенская церковь была перестроена: возвели колокольню, трапезную, а к стенам храма пристроены портики в стиле классицизма, что сделало его неотличимым от многих таких же церквей в городах и весях России.
После революции храм действовал до 1931 года, и одно время в нем служил о. Николай Бруни, о котором мы писали ранее. Храм закрыли и использовали для самых разных нужд, кроме разумеется, религиозных. Так во время войны и после нее здесь был соляной склад, и соль сильно разъела каменную кладку храма.

В начале 60-х храм уже подготовили к сносу, и для этого уже были готовы обоснования, заключавшиеся в том, что церковь перестроена настолько, что не имеет исторической ценности. Но нет худа без добра. В 1962 году, дом-музей Чайковского в Клину посетила бельгийская принцесса, которая в знак признадельности передала определенные средства на восстановление архитектурных памятников города. На эти средства под руководством известного архитектора-реставратора Николая Свешникова была проведена в 1962-1966 гг реставрация памятника, вернувшая ему первоначальный вид. Однако вплоть до последних дней СССР, святыня не использовалась по своему прямому назначению – в ней располагался склад треста столовых.

Только в 1992 году храм вернули верующим, и первая литургия прошла здесь в том же году, на праздник Успения Богородицы.. В 1994 году неподалеку была возведена звоница в псковском стиле «иже под колоколы».

Иконостас храма современный, выполненный тверскими мастерами в древнерусском стиле. Некоторые из икон написали специально для храма – икона «Божией матери неупиваемая чаша», Всех Святых, святителей Петра и Филиппа.. Есть также две плащаницы – Спасителя и Божией Матери, созданные руками прихожан. Главные святыни храма – частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Богородицы. Есть также частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, священномученика Константина Богородского, мученика Игнатия Афонского, преподобного Симеона Верхотерского. В храме идет насыщенная литургическая и общинная жизнь.

Медленный дождик кончился и мы направляемся, через «советский клин» к еще одному интересному храму- святителя Тихона, расположенному на улице с очень говорящим названием – Тихая. На ней перед нами открывается храм св. Тихона. Подходя к нему думаешь- вот он, опять XVI- ый, «крестовокупольный» век.

И ошибаемся. Храм построен в 1907, однако он четко выдержан в стиле средневекового русского зодчества, без излишней декоративности и краснокирпичной колористики фасадов, столь типичных для начала XX века.
Церковь была воздвигнута как домовой храм при Клинском «тюремном замке» (СИЗО по-нынешнему), однако он располагался вне его стен. Интересен он, прежде всего своей историей.

Воздвигли храм в память чудесного избавления Николая II ( тогда еще наследника престола) от гибели во время визита в Японию. 29 апреля 1891 года во время прогулки в городе Оцу (Япония) будущий император едва не погиб. Один из полицейских конвоя, некто Цуда Сандзо, на нес ему удар коротким самурайским мечом по голове. Второй удар отклонил, сопровождавший Николая греческий принц Георгий, свалив нападавшего бамбуковой тростью.
С храмом связана деятельность многих выдающихся священнослужителе. Например, незадолго до революции, его настоятелем был протоиерей Владимир Востоков. Он был известным ярким проповедником, входившим в окружение великой княгини Елизаветы Федоровны, обличителем социализма и борцом за народную трезвость.
С 1915 года он настоятель церкви в Клину. Его современник так вспоминает отца-протоиерея: « замечательный проповедник, несребролюб, очень скромный, он быстро приобрел много почитателей и стал популярным в городе. Вскоре тюремная церковь перестала вмещать всех желающих его послушать, и службы проходили прямо на лугу, перед церковью».

Как не странно, но после революции 1917 г отец Владимир увлекся идеей рабочей и крестьянской власти, но вскоре понял свою ошибку. Он выступил с горячей проповедью против большевиков, за что был объвленими вне закона. Он перебрался на юг России, затем в Сербию, где стал активным сторонником восстановления монархии. Затем, он перебрался в США, где и прожил до своей кончины в возрасте 96 лет. Интересно, что в последние годы он был настоятелем храма Тихона Задонского в… Сан-Франциско.

В 1924 г. Тихоновскую церковь постигла участь многих российских храмов – ее закрыли. Она стала местом размещения различных советских организации.

В 1982-83 г Клинский горсовет проводил снос пустующих частных домиков вокруг церкви. Они находились тогда на балансе ПО «Химприбор». Было предложено домики снести, а церковь –взорвать. Зам генерального директора поехал в соседний Высоковск договариваться с подрывниками. Ему сказали, что заказ выполнить не могут, так как нет достаточного количества тротила, и предложили вернуться к разговору через три-четыре месяца. За это время городское начальство о планах подрыва храма доблестно… забыло.

Еще в 1989 году общине верующих было передано полуразрушенное здание храма, вместе с угловой стеной, оставшейся от бывшей тюрьмы. 17 июля 1990 г церковь была освящена в честь свт. Тихона. Тольког теперь уже Патриарха Всероссийского.
Прихраме действует братсво во имя свт Тихона цель которой, прежде всего, миссионерская работа. Она ведется общиной на широком международном уровне. Так же при приходе работает иконописная мастерская, где пишутся иконы в стиле «федоскинской» миниатюры.
Итак, после этого всего еще раз подумалось – как много могут рассказать небольшие два храма в небольшом городе недалеко от Москвы. И всегда ли надо ехать в дальние дали, когда буквально под боком есть такие «жемчужины» истории и культуры. И духовности, наконец.

А вы что об этом думаете?

Иван Нелюбов, начинающий паломник