Главная История и География Личность в контексте истории:Архиепископ Макариос III – единственный в истории православный иерарх, бывший главой государства.

Личность в контексте истории:Архиепископ Макариос III – единственный в истории православный иерарх, бывший главой государства.

через Исмаил
0 комментарий 65

 

История показывает, что священнослужители христианской церкви были одновременно и главами государств и правительств. Это в первую очередь относится к католической церкви. Ее глава, папа римский, по должности является одновременно и главой самой крошечной теократической монархии в мире – города-государства Ватикан. Из учебников истории и романов Александра Дюма мы помним, что французское правительство ( а де-факто) государство в XVII веке возглавлял кардинал Ришелье. Есть и темные стороны у этого явления. Так марионеточное прогитлеровское правительство Словакии в годы Второй мировой войны возглавлял католический священник Йосиф Тисо, а возникшую тогда же по соседству и такую же марионеточную «Закарпатскую республику» – греко-католический ксендз Августин Волошин. В разных странах, в разные эпохи католические священники занимали также ключевые министерские посты.

В православии ситуация была иной. Еще со времен Византийской империи здесь сложилось своеобразное разделение сфер влияния между церковными и светскими властями, известное в истории как «симфония церкви и монархии». Поэтому никогда православные епископы в истории не занимали высших постов в светской государственной иерархии, хотя иногда, к этому активно стремились. Например, в начале XVII века в России, фактическим правителем страны при юном царе Михаиле Федоровиче, был его отец митрополит Филарет (Федор Романов), принявший монашеский постриг и духовный сан после того. как он овдовел. В 60-х годах того же столетия теперь уже патриарх русской церкви Никон предпринимает попытку поставить свою духовную власть выше царской, за что попадает в опалу.

Поэтому единственный случай в истории, когда православный иерарх, причем глава местной церкви, занимает одновременно и пост президента страны – это годы пребывания архиепископа Макариоса на посту президента Кипра. Причем не просто формального пребывания. Личность Макариоса можно с полным правом обозначить как ключевую в истории обретения Кипром независимости и укрепления этого островного независимого государства.

Вот почему мы начинаем наш цикл «Личность в контексте истории», посвященный знаменитым фигурам эллинской истории и цивилизации в архиепископа Макариоса, тем более, что в эти дни отмечается 50-ти летия военного переворота на Кипре, изменившего всю новейшую историю этой страны. Итак:

КАК МИХАЛИС МУСКОС СТАЛ МАКАРИОСОМ

В небольшой деревушке Панайя, недалеко от кипрского города Пафос, 13 августа 1913г (символическое совпадение, кругом 13) в небогатой крестьянской семье Христодулоса Харлампиу Мускоса и его жены Элени Анастасиу родился сын-первенец Михалис (Михаил). У него позднее появилось еще два брата и сестра, а мать умерла, когда Михалису было всего 11 лет. Отец остался один с малолетними детьми на руках и вскоре женился вновь. Михалис. Как это бывает очень нечасто, сумел привыкнуть к мачеже и до конца жизни сохранил привязанность к ней.

деревня Панайя, родина Макариоса. Современное фото

Еще в начальной школе, в родной деревне, Михалис выделялся своей привязанностью к чтению. Он закончил начальное обучение с отличными оценками, что серьезно заставило родителей задуматься о дальнейшем продолжении его образования.

В 1926 г отец отвез 13-ти летнего Михалиса в Киккский монастырь бывший средоточием православной духовной жизни Кипра. Тамошний игумен сразу же обратил внимание на недюжинные интеллектуальные способности подростка. После окончания монастырской школы с 1933 по 1936 год Михалис Мускос обучался во Всекипрской гимназии в Никозии, бывшей тогда единственным высшим учебным заведением на острове, дававшим образование на уровне современного бакалавриата Вернувшись в Киккос Михалис возглавил монастырскую школу, а позднее стал секретарем монастырского совета.

(c)All rights reserved

Киккский монастырь

В 1938 г. митрополит Пафосский Леонтий рукоположил Михалиса в сан дьякона. Теперь он сменил не только фамилию ( после переезда в монастырь Михалис Христодулу Мускос стал Михалисом Киккотисом). Но и имя. Отныне он стал Макариосом. ‘Это имя по  гречеси означает “счастливый” и, наверное, было призвано отделить его носителя от несчастливой “чертовой дюжины”, цифры 13 , которая присутствует в дате и годе его рождения. Тогда же совет монастыря принял решение о продолжении обучения подающего надежды молодого священника на богословском отделении Афинского университета. Он уезжает в Афины , где с головой погружается в учебу.
В 1940 г Грецию и ее столицу Афины оккупировала нацистская Германия. Макариос, бывший формально британским подданым попытался уехать с Кипра, но… опоздал на пароход. И это поистине оказалось Божественным промыслом- на пути к Кипру, судно было атаковано германской авиацией и затонуло со всеми пассажирами.
Макариос пережил всю оккупацию в Афинах, во время которой он в дополнение к основному, богословскому образованию закончил также и юридическую школу. В 1946 г. он был рукоположен в сан священника митрополитом Аргиороксастронским Пантелеймоном. Тогда же благодаря стипендии Всемирного Совета Церквей Макариос отправляется на учебу в Бостонский университет (США), где совершенствует свое юридическое образование. Еще обучаясь в Бостоне Макариос был заочно назначен митрополитом Китионским. На Кипре Макариос активно включается в церковно-общественную деятельность. Он основывает организации греческой молодежи. Занимается строительством, основывает кассу помощи священнослужителям. При его активном содействии издается журнал «эллинистический Кипр», развивается эллинистическое образование.
У острова Кипр – извилистая историческая судьба. Долгое время в древности, он не имел самостоятельной государственности, находясь на периферии то империи Александра Македонского, то государств, основанных его преемниками Птолемеями, позднее Риской империи В XII cтолетии Кипр становится независимым королевством, но не греков, бывших титульной нацией острова, а французских крестоносцев. Таковым остров остается до XVI века, когда после непродолжительного пребывания в составе Венецианской республики, Кипр становится одним из вилайетов (провинций) Османской империи. Начиная с рубежа XIX -ХХ веков, Кипр, оставаясь формально в составе Турции переходит под протекторат Великобритании, а затем становится ее колонией, вплоть до обретения Кипром независимости в 1960 г.

Пребывание в составе Османской империи стало основной историко-политической предпосылкой того, что руководящее духовное лицо поместной православной церкви стало и руководителем светского государства. Все население тогдашней Турции делилось на так называемые «миллиеты» – этноконфессиональному признаку. При этом, поскольку на критерий национальной принадлежности совпадал с религиозным, то в османской Турции принадлежность к православной церкви означала принадлежность к греческой нации, а предстоятель православной церкви считался так и этнархом- руководителем национальной общины, имеющей много признаков автономной государственности, кроме, может быть, внешних связей. И это положение вещей сохранялось на Кипре вплоть до новейшего времени. А в 1950 г на фоне новой волны борьбы киприотов против британского владычества, после смерти архиепископа Макариоса II, его тезка, митрополит Китионы, был избран Архиепископом Новой Юстнианы и всея Кипра. Макариос IIi стал главой кипрской православной церкви, а также лидером греческой части Кипра. Ему тогда было всего 37 лет.

ОТ АРХИЕПИСКОПА ДО ПРЕЗИДЕНТА

Для греков-киприотов того времени доминирующей идей стало избавление от британского господства, но в качестве альтернативы ему рассматривалось не создание независимого кипрского государства и «энозис» (воссоединение) с материковой Грецией. Макариос, к тому времени очень популярный церковный и общественный деятель на острове, стал последовательным сторонником этого принципа. Уже в августе 1954 года представители Греции в ООН, во многом с подачи архиепископа Макариоса начали поднимать вопрос о Кипре в ООН, требуя для него реализации, зафиксированного в уставе этой организации. Принципа самоопределения. Сторонники «энозиса» считали, что это может привести к добровольному объединению Кипра и Греции по результатам публичного референдума.

Однако Британия неохотно расставалась с контролем и господством над островом , который был по сути опорой ее военного и геополитического влияния на Ближнем Востоке. И эта неуступчивость поставла на повестку дня вопрос об организации вооруженного сопротивления британцам.

В 1955 году была сформирована организация сторонников «энозиса” под знаменем Этники Органосис Киприон Агонистон (Национальная организация кипрских бойцов), или ЭОКА. Это было типичное вооруженное движение за независимость того периода. Макариос, несомненно, имел общие политические взгляды с ЭOKA и был знаком с ее лидером, греко-кипрским военным и политиком Гиоргисом Гривасом, но степень его участия неясна и оспаривается. Позже он категорически отрицал какую-либо причастность к насильственному сопротивлению, предпринятому ЭОКОЙ.

20 августа 1955 года Греция подала окончательно сформулированную петицию в ООН с просьбой применить принцип самоопределения к народу Кипра. После этого британские власти ввели в действие законы о борьбе с подстрекательством к мятежу с целью предотвращения демонстраций и подавления движения в пользу союза с Грецией. Однако предстоятель кипрской церкви бросил вызов британцам и последовательно продолжал требовать самоопределения Кипра.
В октябре 1955 года в связи с общим ухудшением ситуации британский губернатор Джон Хардинг начал переговоры о будущей независимости острова. Одновременно он предпринял меры для «нейтрализации» непокорного архиепископа, связи которого ( по крайней мере, идейные ) с ЭОКА становились все более очевидными, поддержка «энозиса» все более очевидной. В марте 1956 г в рамках совместного плана полиции и спецслужб под кодовым название «Аполлон» Макариос и его ближайшие сотрудники были похищены, вывезены самолетом в Аден. Откуда их переправили в кенийский порт Момбаса. Здесь их пересадили на судно ВМФ Великобритании Rosalind отплывшее у Сейшельским островам. Формально Макариос и его люди были «гостями» британского губернатора Сейшел Уильяма Аддиса, но фактически это означало ссылку, сильно напоминающую пребывание под арестом.
Во второй половине 50-х в политических процессах на Кипре дал весомо о себе знать турецкий фактор. Еще в 1571 году после захвата Кипра на остров были сюда были переселены около 100 тыс. турок. Позднее к ним прибавились принявшие ислам и тюркизировавшиеся этнические греки. Наверное и сегодня будет актуальным выражение «поскреби турка киприота -найдешь грека». Турецкое меньшинство составляло всегда е более 20% населения, но оно было и остается очень активным в отстаивании своих политических требований. Турки опасались, что в случае «энозиса» с Грецией, их национальные права, с учетом «отягощенной исторической наследственности» в отношениях между двумя народами будут нарушены и выдвинули идею «таксима» или раздела острова по национальному признаку и распространению на значительную часть острова суверенитета либо Великобритании, либо Турции. Это привело к поляризации в отношениях между двумя основными общинами острова и легло в основу всех последующих проблем в ситуации на острове.
Макариос был освобожден из ссылки через год, но ему было запрещено возвращаться на Кипр. Он отправился в Афины, где кипрского «этнарха» восторженно приняли. Здесь он продолжал активную работу в направлении союза с Грецией. Он активно принимал участие в заседаниях ГА ООН на которых обсуждался кипрский вопрос.

Но при правительстве Константинаса Караманлиса, находившегося у власти с небольшими перерывами в период 1955-1963 гг, Афины от проекта «энозиса» постепенно перешли к идее независимого двуобщинного Кипра. Переговоры и соглашения по этому вопросу прошли сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне, и по их итогам было заключены, которые легли в основу принципов провозглашения независимости Кипра. Архиепископа Макариоса пригласили в Лондон в 1959 году для уточнения разработанных планов по Кипру и получения согласия на них. Первоначально кипрский этнарх не согласился на них, но затем подписался, как утверждается, на фоне совместного давления Турции, Греции и Великобритании, выступившие в процессе формирования цюрихско-лондонских договоренностей также и гарантами независимости острова.
В чем же причина такого изменения позиции по кипрскому вопросу Афин и. в конечном счете, и самого Макариоса. Думается, что это связано с тем, что правительство Караманлиса взяло курс на всестороннюю интеграцию с Западной Европой не только в военной ( она уже существовала в рамках образованного в 1970 году блока НАТО), но и во многих других областях. А территориальные изменения в пользу одной из стан альянса непременно вызвали бы резкое и активное противодействие со стороны другой 9 в данном случае Турции), что поставило бы под угрозу процесс европейской интеграции в целом. И политики в тогдашнем Лондоне, Анкаре и Стамбуле это хорошо понимали, поэтому и пошли на компромисс и определенные изменения. Видимо понял это и архиепископ Макариос, человек глубокой политической мысли и интеллекта. Вся история, особенно новая и новейшая, показывает, что один и тот же этнос не обязательно может эффективно и жизнеспособно на перспективу существовать в рамках одного государства. Различные группы одного и того же народа могут отличаться особенностью культурного и исторического развития, затрудняющими их объединение в рамках одной политической системы. Например , в Европе существуют два германских государства – Германия и Австрия, три государства условных «скандинавов» имеющих практически идентичный язык- Дания, Норвегия и Швеция, два государства албанцев – собственно Албания и Косово.

Так или иначе, но 1 марта 1959 г Макариос возвращается на Кипр, где его ожидает триумфальная встреча. !3 декабря, на фоне уже принятого решения о предоставлении Кипру независимости на острове проходят президентские выборы. На них Макариос победил с преимуществом в две трети голосов своего соперника, адвоката Иоанниса Клиридиса, отца будущего соратника архиепископа и преемника на президентском посту Глафкоса Клиридиса. А 16 августа 1960 г, в день официального провозглашения независимости Кипра. Новый президент вступил в должность.

Первые годы независимости

Очень скоро новому главе нового независимого государства пришлось столкнуться со всеми огромными недостатками соглашении и Конституции Кипра, разработанных и принятых в рамках цюрихско-лондонского процесса.
Согласно Конституции , кипрский народ разделялся на две общины по признаку этнического происхождения. Президентом должен был быть киприот-грек, избранный киприотами-греками, а вице-президентом – киприот-турок, избранный киприотами-турками. Причем, вице-президенту было предоставлено право окончательного вето на законы, принятые Палатой представителей, и на решения Совета министров, в состав которого входили десять министров, трое из которых должны были быть турками-киприотами, назначенными вице-президентом.

В Палату представителей турки-киприоты избирались отдельно своим собственным сообществом. Палата представителей не имела полномочий изменять основные статьи Конституции в каком-либо отношении, и любое другое изменение требовало раздельного большинства в две трети голосов как киприотов-греков, так и киприотов-турок. Любое изменение Закона о выборах и принятие любого закона, касающегося муниципалитетов, или любых фискальных законов требовало раздельного простого большинства членов Палаты представителей от киприотов-греков и киприотов-турок. Таким образом, только представители одного сообщества не могли принять такой законопроект. То есть на практике, вместо дееспособного Основного закона, оказался правовой «тяни-толкай2 приведший Кипр к системному кризису, а спустя десятилетия и к разделу.

Еще посредник Организации Объединенных Наций по Кипру, эквадорский дипломат доктор Гало Плаза, описал Конституцию 1960 года, созданную Цюрихским и Лондонским соглашениями, как «конституционную странность». Действительно в практике Конституция что трудности в осуществлении договоров, подписанных на основе этих соглашений, начались почти сразу после обретения независимости.

В течение трех лет функционирование законодательного органа начало давать сбои, и в 1963 году, когда истек срок действия налоговых законов в соответствии со статьей 78 конституции, Палата представителей раскололась по чисто общинному принципу и не смогла возобновить подоходный налог, от которого зависели государственные финансы.

В ноябре 1963 года президент Республики (киприот-грек) архиепископ Макариос III предложил поправки к Конституции, «чтобы разрешить конституционные тупики”. Турецко-кипрское руководство вслед за турецким правительством назвало их неприемлемыми. Вице-президент публично заявил, что Республика Кипр прекратила свое существование, и вместе с тремя министрами-киприотами-турками члены Палаты представителей -киприоты-турки ушли, как и государственные служащие-киприоты-турки. Макариос отверг все предложения, которые привели бы к разделу Кипра, и переговоры по этой проблеме до сих пор не увенчались успехом.

Кроме того. в рамках цюрихско-лондонских договоренностей было заключено соглашение о гарантиях кипрской независимости. Странами-гарантами выступили Турция, Греция и Великобритания. Один из пунктов соглашения предусматривал возможное вмешательство, вплоть до военного, в случае если изменится статус-кво страны, как двуобщинного государства. Формально под некоторые признаки такого изменения подходил переворот 1974 г. чем Турция не преминула воспользоваться.

Макариос и президент США Джон Кеннеди

После ухода турок из кипрских властных структур общая общественная ситуация на острове резко осложнилась. Турки начали переезжать из районов, где они проживали совместно с греками на север страны. Здесь сформировалась территория компактного проживания турок. События 1963-1964 г показали также, что большинство греков Кипра продолжают поддерживать идею “энозиса”, и это могло ослабить общественную поддержку Макариоса. К середине 60-х архиепископ окончательно отмежевался от идеи союза с Греции и выступал за демократический, но унитарный Кипр как страну двух равноправных национальных групп. Кроме того. он активно демонстрировал независимый внешнеполитический курс. В то время, как все три страны -гаранта кипрской независимости – Греция, Турция и Великобритания – были членами НАТО, Кипр под руководством Макариоса вошел в движение неприсоединения, которое тогда считалось ( и надо сказать, не без оснований) международным инструментом поддержки влияния СССР. Он активно развивал связи, в основном по церковной линии с коммунистическими странами. Так в начале 60-х он отслужил литургию в соборе Сербской православной церкви в США. в 1971 году побывал в Москве на похоронах почившего патриарха Русской православной церкви Алексия I ее нового предстоятеля патриарха Пимена. За такую ориентацию в США назвали Макариоса «средиземноморским Кастро»

С министром иностранных дел СССР, А.А. Громыко

В !964 же году общественная напряженность на Кипре переросла в вооруженные столкновения. Угрозу гражданской войны удалось предотвратить вооруженными силами, действовавшими на основе мандата ООН. Однако можно утверждать, что именно с событий тех лет начинается фактический раскол острова, который последовавший в июле 1974 г переворот только усугубил.

(окончание следует)

Автор- Валерий Емельянов, информационно-аналитический центр “Время и мир”

 

 

 

 

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать