Иллюстрация Понтий Пилат показывает Иисуса толпе, говорящей: «Се, Человек». Картина Антонио Чизери, 1871 год.
Понтий Пилат, пятый наместник римской провинции Иудея, неразрывно связан с преследованием и судом над Иисусом Христом, однако его последующая жизнь стала предметом преданий и религиозных мифов.
Хотя римский префект был центральной фигурой в одной из самых известных в мире историй, фактических сведений о жизни и характере этого человека после распятия Христа очень мало.
Существуют исторические свидетельства того, что Понтий Пилат правил Иудеей примерно с 26 по 36 г. н. э., но о его предыдущей жизни известно очень мало. В 1961 году археологи в Кесарии обнаружили веские доказательства правления Пилата. Это был фрагмент резного камня с именем и титулом Пилата, написанными на латыни, который был найден лежащим лицом вниз и использовавшимся в качестве ступеньки в древнем театре. Вероятно, он служил посвятительной табличкой для другого сооружения.
Еще одним доказательством пребывания Понтия Пилата на посту правителя Иудеи стало его имя, написанное по-гречески на кольце из медного сплава возрастом 2000 лет, найденном в Иродионе. Открытие было упомянуто в статье за ноябрь 2018 года в журнале Israel Exploration Journal .
Понтий Пилат как правитель Иудеи
Пилат был назначен императором Тиберием и находился под защитой римского офицера Сеяна. То, что мы знаем о нем как о правителе Иудеи, мы узнаем из рассказов еврейского философа Филона Александрийского (ок. 20 г. до н. э. – 50 г. н. э.) и еврейского историка Иосифа Флавия (ок. 37-100 г. н. э.). Они оба рисуют картину правителя, который не нравился евреям. Его считали жестоким и жадным.
Префект Иудеи разжигал их ярость, выпуская монеты с символикой языческих богов и развешивая иконы императора Тиберия в Иерусалиме и других городах провинции, что еврейский народ считал идолопоклонством.
Говорят, что слабая личность Пилата и отсутствие дипломатических навыков часто заставляли его прибегать к жестокости для решения сложных вопросов, таких как гражданские потрясения.
На протяжении всего своего правления он сталкивался с постоянными восстаниями и беспорядками. Однажды он спровоцировал бунт из-за присвоения им средств Храма для строительства акведука. Использование им грубой силы для подавления этих восстаний еще больше обострило отношения с местным населением. Эти действия привлекли внимание к Пилату со стороны высших властей Рима.
Вот что случилось с Понтием Пилатом после распятия Иисуса Христа
Суд над Христом
Новый Завет предполагает, что Пилат был слабым, нерешительным правителем, отсюда его капитуляция перед громким требованием толпы распять Иисуса и освободить разбойника Варавву. Однако его решение было в основном обусловлено необходимостью умиротворить могущественных священников Иерусалимского храма.
В своем Евангелии Матфей описывает знаменитую сцену умывания рук Пилатом, которая в более поздней истории стала метафорой ухода от ответственности .
Когда Пилат увидел, что его действия не увенчались успехом, и в толпе поднялся шум, он взял воду и умыл руки перед толпой. «Я невиновен в крови этого человека», — сказал он. «Это твоя вина!» (Матфея 27:24).
На протяжении всего своего правления Пилат боролся за то, чтобы сбалансировать римскую власть с религиозными чувствами еврейского народа. Постоянные противоречия в конечном итоге привели к его падению и отзыву в Рим в 36 году нашей эры.
Понтий Пилат после распятия Иисуса
По словам Иосифа Флавия и римского историка Тацита, Пилат был отстранен от должности и отправлен обратно в Рим после того, как применил чрезмерную силу для подавления предполагаемого восстания самаритян на горе Гаризим.
Сведения о жизни Понтия Пилата после распятия Христа окутаны тайнами и мифами, в Новом Завете о них ничего не говорится.
Вернувшись в Рим, Пилат практически исчез из исторических записей. Согласно некоторым преданиям, он был казнен императором Калигулой за кровавое подавление восставших самаритян. Согласно другим преданиям, он покончил жизнь самоубийством, бросившись в реку Тибр. Ранний христианский автор Тертуллиан даже утверждал, что Пилат стал последователем Иисуса и пытался обратить императора в христианство.
Большинство современных историков, основываясь на документах II века, написанных языческим философом Цельсом и христианским апологетом Оригеном, полагают, что Пилат просто ушел в отставку после окончания службы в Иерусалиме.
Жена Понтия Пилата Прокла и ее святость
В Евангелии от Матфея 27:19, когда Пилат столкнулся с критической дилеммой осуждения Христа перед разъяренной толпой, его жена послала ему весть об откровении, которое она получила во сне об Иисусе. Она настоятельно просила его «не иметь ничего общего с тем невинным человеком», и Пилат передал свою ответственность императору.
Согласно христианской традиции, во сне к ней явился ангел и сообщил, что Христос невиновен.
имя жены Пилата Прокула (по-латыни) или Прокла (по-гречески) впервые появляется в Евангелии от Никодима .
Сон жены Пилата (ок. 1879), гравюра Альфонса Франсуа по Гюставу Доре. Источник:
Ранняя церковная традиция, которая благоприятно относилась к Пилату, сохранялась в некоторых церквях до начала 21-го века. Он и его жена — не названные по имени в Новом Завете, но идентифицированные в апокрифах как Прокла или Прокула — почитаются в Восточной католической церкви и Эфиопской православной церкви Тевахедо. Их праздник — 25 июня.
В Греческой Православной Церкви праздник святой Клавдии Прокулы (греч. Αγία Πρόκλα) отмечается 27 октября.
Автор Филипп Хрисопулос