Далай -лама, духовный лидер тибетского буддизма, сказал, что обсудит детали своей реинкарнации, когда ему исполнится 90 лет, в июле следующего года. Китайская тибетская буддийская академия — учреждение, поддерживаемое китайским правительством — не ждет. В этом месяце в Ланьчжоу, Китай, группа провела семинар для продвижения своих взглядов по этому вопросу . Суть: любая духовная сила, направляющая этот священный процесс, должна придерживаться ограничений Коммунистической партии Китая, или КПК.
Если это звучит нечестиво, то, возможно, в этом и суть. У Китая есть очень практические причины, по которым он хочет иметь право голоса в вопросе о том, кто будет следующим Далай-ламой, учитывая огромную популярность нынешнего и его способность поддерживать сплоченность тибетцев по всему миру в их борьбе за большую автономию для Тибета.
Нынешний Далай-лама стал чрезвычайно популярной фигурой. Лауреат Нобелевской премии мира 1989 года, его международная известность помогла сохранить единство среди тибетцев в Тибете и за его пределами, несмотря на попытки КПК свести на нет его влияние.
На сентябрьском семинаре в Ланьчжоу была вновь подчеркнута политика КПК в отношении реинкарнации, которая должна привести систему в соответствие с идеями Си Цзиньпина и политикой партии.
По данным официальных СМИ Пекина, участниками семинара стали представители тибетского буддизма и эксперты из регионов компактного проживания тибетцев, включая Тибетский автономный район и провинции Цинхай, Сычуань и Ганьсу.
Однако это быстро вызвало опровержение со стороны тибетского правительства в изгнании — института, который нынешний Далай-лама помог создать в 1959 году.
«Хотя Китай признает только Тибетский автономный район как единственный «Тибет», они все равно набирают участников из других районов проживания тибетцев для обсуждения важных вопросов», — заявил в ответ на семинар президент нынешнего правительства Сикьонг Пенпа Церинг.
«Ни одно правительство и ни одно отдельное лицо не имеют права вмешиваться в реинкарнацию 14-го Далай-ламы», — добавил он.
Кто такой Далай-лама?
«Лама» означает учитель или мастер, а лама по сути является монахом, который достиг определенной известности и взял на себя роль лидера в сообществе. Считается, что в тибетском буддизме, который включает в себя принципы как традиционного буддизма, так и шаманских практик, предшествовавших его созданию, есть сотни лам.
Прихожане считают Далай-ламу проявлением Авалокитешвары (Пхакчок Ченри Се-འཕགས་ མཆོག་ སྤྱན་ རས་ གཟིགས по-тибетски), буддийского источника сострадания.
Нынешний Далай-лама, Тензин Гьяцо, является 14-м в линии, которая началась в 1391 году. Тибетцы верят, что после его смерти он возродится, чтобы продолжить свою роль духовного лидера.
Помимо духовного значения Далай-ламы, тысячи тибетцев, покинувших родину и вынужденных оставить семьи, видят в нем отца, который также обеспечивал их мирские потребности — безопасность, образование, здравоохранение — посредством правительства в изгнании, которое он помог создать в Дхарамсале.
Как избирается новый Далай-лама?
Тибетские буддисты верят, что когда Далай-лама умирает, его дух перевоплощается в новом теле. Формируется поисковый комитет, традиционно состоящий из высокопоставленных монахов и лам, чтобы найти ребенка, родившегося в течение года после смерти Далай-ламы, который проявляет исключительные качества и поведение, схожие с его предшественником. Нынешнему Далай-ламе было два года, когда его идентифицировали.
Метод открытия включает видения, консультации с оракулами и толкования предзнаменований. Ребенок должен узнать вещи предыдущего Далай-ламы, демонстрируя связь с его прошлой жизнью.
Почему выбор Далай-ламы вызывает споры?
Процесс преемственности подтверждает преемственность тибетского буддийского руководства и культуры, поэтому Китай стремится контролировать выбор. Выбор 15-го Далай-ламы может помочь укрепить власть над Тибетом и провинциями, где этнические тибетцы проживают в большом количестве. Считается, что в Китае проживает более 6 миллионов тибетцев по сравнению со 150 000 в изгнании.
На встрече Китайской тибетской буддийской академии в этом месяце была предпринята попытка обнародовать предпочитаемый китайским правительством процесс, известный как «выбор золотой урны». Этот метод считается историческим обычаем, популяризированным во времена династии Цин, но оспаривается тибетским способом признания перевоплощенных лам.
Предыдущая попытка контролировать выбор тибетских лидеров имела лишь минимальный успех. В 1995 году китайские власти похитили 6-летнего Панчен-ламу, вторую по значимости фигуру в тибетском буддизме, вскоре после того, как он был избран Далай-ламой. Панчен-лама и Далай-лама традиционно участвуют в процессе признания реинкарнации друг друга, поэтому многие эксперты полагают, что Пекин будет использовать своего Панчена для выбора следующего Далай-ламы.
Человек, которого они назначили на эту должность, по-прежнему вызывает подозрение у многих тибетцев как в Китае, так и за его пределами.
Что сказал Далай-лама о своей реинкарнации?
Сам Далай-лама предложил несколько вариантов своей реинкарнации, заявив однажды, что « Если я умру в изгнании, моя реинкарнация родится в изгнании, а не в Тибете » . Это заявление рассматривалось как способ подчеркнуть важность духовной свободы.
Он также высказал предположение о том, что династия прервется вместе с ним, что впервые на престол будет избрана женщина, и что он может определить своего преемника до своей смерти.
Но, несмотря на то, что он сам занимается спекуляциями на эту тему, вопросы о том, кто станет его преемником, преждевременны, говорит он. Он прогнозирует, что проживет еще 20 лет.
Автор Лобсанг Гелек