Главная Ислам и Современность Цена восстания: крах Османского халифата. Взгляд ахмади на историю и отношение мусульман к халифату

Цена восстания: крах Османского халифата. Взгляд ахмади на историю и отношение мусульман к халифату

через Исмаил
0 комментарий 24

.

Иллюстрация Последний халиф, Le Petit Journal illustré, 16 марта 1924 г.
Лояльность к своему государству является важным исламским принципом, который, возможно, был упущен из виду, когда Шариф Хусейн возглавил восстание, известное как Арабское восстание (1916-1918 гг.), которое способствовало краху уже приходящей в упадок империи, что привело к раздроблению мусульманского единства и утрате халифата в политической сфере.

Эта разобщенность, частично посеянная во время восстания, имела долгосрочные последствия, сделав мусульманский мир раздробленным и крайне уязвимым для внешнего вмешательства.

Без халифа

Не секрет, что Трамп положил глаз на Газу, в то время как мусульманский мир беспомощно взирает на мимолетную мечту о независимом палестинском государстве. Это разительный контраст с тем, когда султан-халиф просто отверг бы могущественных и влиятельных людей, которые положили глаз на Палестину более века назад.

Однако мусульманский мир уже более 100 лет живет без политического халифата , с тех пор как Мустафа Кемаль Ататюрк 3 марта 1924 года упразднил Османский халифат. К упадку и падению империи привели многие факторы, одним из которых стало восстание Шарифа Хусейна против Османского государства.

Хранители двух святынь

Османская империя, 1481-1683 гг.
Османская империя была огромной. На протяжении своей 7-вековой истории она в разное время охватывала земли современной Турции, Сирии, Палестины, Египта, Греции, Ливии, Балкан и многие другие тысячи квадратных миль земли. Самым важным из них для мусульман был регион Хиджаз современной Саудовской Аравии, который состоит из двух священных городов Мекки и Медины.

Султан – или халиф, как султан Селим I дополнительно именовал себя после завоевания Хиджаза, и каждый султан после него – обычно обладал огромной, если не абсолютной властью. Одним из них был султан Абдул Хамид II, который правил абсолютно с 1876 по 1909 год.

Сионистские устремления

В конце XIX века Теодор Герцль, основатель современного сионизма, выразил желание обратиться к султану-халифу с предложением о покупке земли в Палестине:

«Предположим, что Его Величество Султан отдаст нам Палестину, мы могли бы взамен пообещать себе регулировать все финансы Турции». (Теодор Герцль, Еврейское государство , 1917, стр. 12)

По некоторым данным, он даже обращался к султану по крайней мере дважды с предложением купить землю в Палестине для еврейского поселения. ( Там же, стр. vi-vii)

Предполагаемый ответ султана на это предложение был увековечен в вариациях следующих слов:

«Я не могу продать даже пяди земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ завоевал эту Империю, сражаясь за нее своей кровью, и оплодотворил ее своей кровью. Мы снова покроем ее своей кровью, прежде чем позволим отобрать ее у нас».

Он оставался верен этому утверждению на протяжении всего своего правления. Это, наряду с другими усилиями по объединению и руководству мусульманским миром под его халифатом, привело к тому, что эпоху правления Абдул-Хамида II стали называть « Эпохой панисламизма ». (Мухаммад Харб, Султан Абдул-Хамид II, Последний великий османский султан , стр. 208)

С этой позицией он сделал себя врагом Герцля и сионистов, вместе с уже обширным списком других врагов, которых он накопил. В конце концов, с помощью различных средств и факторов, султан был свергнут, и CUP (Комитет единства и прогресса), или Движение молодых турок, взяло бразды правления в свои руки, а новый султан действовал только как номинальный глава.

Восстание: семена раздора

Шариф Хусейн был назначен османами эмиром Мекки в 1908 году. Еще до этого антиосманские и националистические настроения назревали по всей империи. Она уже была в упадке и, вероятно, продолжала бы это делать после правления Абдул-Хамида II.

Только после того, как КЕП пришла к власти и присоединилась к Первой мировой войне на стороне Антанты, Шариф Хусейн сделал свой ход. В 1916 году он инициировал стратегию партизанской войны против османов, анализ которой позже напишет Лоуренс Аравийский , сыгравший решающую роль в подстрекательстве и содействии этому восстанию.

Армия Шарифа в основном состояла из арабов Хиджаза, но, несомненно, она была дополнена Великобританией различными способами. Например, в июне 1916 года британские разведчики отчаянно пытались завербовать арабских пленных, чтобы они присоединились к делу Шарифа через вице-короля Индии. Хотя 300 пленных были отправлены сражаться за Шарифа, многие отказались сражаться против османов из лояльности. (Месут Уйар, Османские арабские офицеры между национализмом и лояльностью во время Первой мировой войны , стр. 542)

Это интересный факт, поскольку он показывает, что арабское восстание нельзя рассматривать в абсолютных терминах лояльности или нелояльности. Было бы абстрактным упрощением утверждать, что все арабы предали османов.

Однако факт остается фактом: определенные группы мусульман предали свое государство – исламское государство – и встали на сторону Великобритании, немусульманского государства. Каковы бы ни были их причины и оправдания, ирония этой ситуации может быть упущена некоторыми.

Обещания даны, обещания нарушены

Карта соглашения Сайкса-Пико, показывающая Ближний Восток, разделенный между Великобританией и Францией.


Британия пошла дальше, чем просто предоставить военную поддержку. Она даже пообещала Шерифу независимое Арабское Королевство в случае победы, наряду с другими возвышенными обещаниями, как показывает переписка между британским государственным деятелем сэром Генри Макмэхоном и Шерифом Хусейном :

«Его Высочеству Шерифу Хусейну […] Мы рады, кроме того, что Ваше Высочество и Ваш народ едины во мнении — что арабские интересы являются английскими интересами, а английские арабские […] наше стремление к независимости Аравии и ее жителей, вместе с нашим одобрением Арабского Халифата, когда он должен быть провозглашен. Мы еще раз заявляем, что правительство Его Величества приветствовало бы возобновление Халифата арабом истинной расы». (Сэр Генри Макмахон, Переписка между сэром Генри Макмахоном, GCMG, Верховным комиссаром Его Величества в Каире и Шерифом Хусейном из Мекки , стр. 4)

Вышеприведенная переписка заставляет задуматься: что хуже, лояльность немусульманскому государству, которое тобой правит, или нелояльность мусульманскому государству, которое правит? И каков был бы статус такого халифата, который зависел бы от одобрения неверующих?

В любом случае, британцы в конечном итоге нарушили свое обещание, и вместо того, чтобы передать арабские земли арабам, они разделили Ближний Восток вместе с Францией в Соглашении Сайкса-Пико. ( Арабский вопрос; Сайкс и Жорж-Пико, Меморандум , 3 января 1916 г.)

Это соглашение было не единственным вкладом Сайкса. Фактически, он был тем человеком, который разработал флаг сопротивления для арабов, который многие современные арабские государства черпали вдохновение для своих национальных флагов. (Уильям Истерли, «Бремя белого человека» , 2006, стр. 295)

Падение Османской империи

С помощью собственных хашимитских сил, а также при поддержке Египетского экспедиционного корпуса британских военных, Шариф Хусейн успешно сражался и изгнал османские войска из Хиджаза и окружающих арабских земель. К 1918 году повстанцы захватили Дамаск и провозгласили свое независимое Арабское королевство Сирия, которое просуществовало недолго из-за соглашения Сайкса-Пико.

Это был колоссальный удар по Османской империи. К этому времени она потеряла не только свои арабские провинции, но и Первую мировую войну в целом, вместе с другими странами Антанты.

Сильно ослабленные, Британия, Франция и другие союзные страны добились подписания Севрского договора, который должен был помочь союзникам занять бывшие территории империи, включая турецкое сердце Анатолии, а также Палестину. Хотя Османская империя была полностью и окончательно побеждена, она осталась нетронутой по названию, хотя и была оккупирована иностранными державами. (Юджин Роган, Падение Османов , стр. 397)

Подписание Севрского договора

Подписание турецкого договора с союзниками, 23 августа 1920 г., Севр, Франция
Этот удар по мусульманскому миру был запланирован с самого начала, как утверждает Дэвид Фромкин:

«[..] .предположение, которое европейцы разделяли в отношении Ближнего Востока на протяжении столетий: что его пост-Османская политическая судьба будет взята в свои руки одной или несколькими европейскими державами». (Дэвид Фромкин, Мир, чтобы положить конец всякому миру: падение Османской империи и создание современного Ближнего Востока , 1989, стр. 76)

В конце концов, Мустафа Кемаль Ататюрк повел свои повстанческие силы на освобождение материковой Турции от союзников и, успешно выполнив это, завершил роспуск Османской империи в 1922 году, свергнув султана и основав Турецкую Республику. (Каролина Финкель, История Османской империи, Мечта Османа , стр. 1)

Конец Халифата

Упразднение халифата в 1924 году, как сообщается в Таймс, 3 марта 1924 г.
На протяжении всех этих потрясений, пожалуй, самой глубокой раной, нанесенной мусульманскому миру на политической арене, стала отмена Османского халифата.

Газета «Таймс» сообщила 3 марта 1924 года:

«Сегодня после бурных дебатов в Великом национальном собрании было принято предложение об упразднении халифата».

Абдул-Меджид II, последний халиф Османской династии, был свергнут и изгнан.

Это был последний общепризнанный политический халифат в исламском мире. Сопровождаемая распадом Османской империи отмена Османского халифата означала распад единой исламской власти и образования, которое могло бы потенциально защитить не только права и интересы Палестины, как это было в прошлом, но и большую часть остального мусульманского мира. Мусульманский мир, казалось, был раздроблен и лишен лидера.

Исламский взгляд на единство и лояльность государству

Эту ситуацию можно было бы избежать, если бы исламские предписания соблюдались должным образом. Исламская литература изобилует учениями о единстве и преданности государству .

В Священном Коране говорится, что мусульмане должны крепко держаться за вервь Аллаха и не разделяться (сура «Али-Имран», гл. 3:104). Это ясное указание и призыв к единству среди мусульман.

Святой Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) более подробно разъяснил эту концепцию в одном из своих повествований:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«Верующие подобны друг другу в любви, привязанности и сочувствии, и когда болит какая-либо часть тела, то болит все тело из-за бессонницы и лихорадки» ( Сахих Муслим , хадис 2586).

Относительно лояльности к государству, в котором проживает мусульманин, Священный Коран категорически заявляет:

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Его Посланнику и обладающим властью среди вас» (Сура «ан-Ниса», гл. 4: аят 60).

Святой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) еще раз подтверждает это предписание:

Его слова: Он сказал: عَصَى أَمِيرِي فَقَدْ عَصَانِي

«Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, а кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, и кто подчиняется правителю, которого я назначаю, тот подчиняется мне, а кто ослушается его, тот ослушается меня» ( Сахих аль-Бухари , хадис 7137)

Эти аяты и хадисы дают нам ценное понимание того, что мусульмане, как единое целое, могут извлечь огромную пользу из единства и верности. Естественным выводом будет то, что разобщенность и нелояльность приведут к вреду и ущербу, как можно понять из событий, упомянутых в этой статье.

Сила истинного Халифата


карта турецкой аравии и персии
Факторов, которые привели к распаду Османской империи и халифата, а также к нынешним потрясениям, которые переживает раздробленный мусульманский мир, множество.

В зависимости от точки зрения, арабское восстание под предводительством Шарифа Хусейна может быть виновно в гибели халифата. Другие же могут считать, что Мустафа Кемаль Ататюрк был последним гвоздем в гроб османской империи. Опять же, некоторые могут утверждать, что именно вмешательство западных держав привело к фрагментации мусульманского мира.

Упразднение политического халифата, безусловно, было глубокой раной, хотя к тому времени характеры и деяния халифов уже не напоминали характеры и деяния четырех праведных халифов.

Однако нет сомнений в том, что истинный Халифат, обещанный Всевышним Аллахом в Священном Коране в суре «Ан-Нур», гл. 24: аят 56, предоставил бы мусульманскому миру верное руководство для навигации в бурных морях современного политического ландшафта.

Кроме того, возможно, более сильный противовес внешнему вмешательству – прошлому и настоящему – мог бы быть обеспечен более сильным мусульманским единством, которое стало бы естественным результатом верного подчинения Халифату.

Заключение

Учитывая беспомощное положение мусульманского мира и его лидеров перед лицом могущественных субъектов и людей, таких как Трамп и его планы относительно Газы, стоит задуматься о том, могли ли единство мусульманского мира и лояльность государству и людям у власти, таким как халиф, обеспечить более надежную защиту интересов мусульманского мира сегодня.

Учитывая вышесказанное, и теперь, когда мусульманский мир вступил во второе столетие отсутствия политического халифата, он может извлечь важный урок из слов Хазрата Мирзы Башир-уд-Дина Махмуда Ахмада , второго Халифа Ахмадийской мусульманской общины:

«Когда турки правили арабами, мы поддерживали турок. Когда Шариф Хусейн стал правителем, люди решительно выступили против него, но мы сказали, что не следует распространять беспорядок и конфликт. Человек, которого Бог сделал правителем, должен быть принят, чтобы постоянные беспорядки в Аравии могли прекратиться.

«После этого, когда Неджди взяли на себя управление страной, несмотря на то, что люди подняли много шума, обвиняя их в разрушении надгробий и неуважении к Шайриллаху , мы поддержали султана Ибн Сауда исключительно потому, что мы не одобряли частые сражения в священном городе Мекке […] Мы не желаем беспорядков в этих регионах» ( Хутбат-и-Махмуд , т. 16, стр. 549-550)

Даниял Махмуд Ахмад, Аль Хакам

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать