Иллюстрация из «Хроники» Иоанна Скилицы, на которой византийский император Феофил изображён сидящим на троне в окружении придворных в роскошных одеждах в богато украшенном дворце.
Когда вы думаете о византийских императорах, вы не обязательно представляете себе возвышающиеся троны, машины и механизмы. Источник: «Хроника» Иоанна Скилицы, Wikimedia Commons, общественное достояние.
Когда вы думаете о византийских императорах, вам вряд ли сразу приходят на ум машины, возвышающиеся троны и автоматизация.
Обычно мы ассоциируем византийскую элиту с грандиозными дворцами, религиозными спорами и героическими военными кампаниями. Но как насчёт рычащих механических львов или трона, взмывающего к потолку?
Вступите в диалог с византийским императором Феофилом, который правил с 829 по 842 год н. э. Феофил был правителем, который настолько увлекался машинами и автоматами, что, согласно некоторым источникам, превратил императорский двор в Константинополе в выставку технических чудес, которые стали театральными представлениями.
Византийский император Феофил и его механические чудеса
Из-за своеобразного увлечения Феофила его королевский двор не был обычным местом власти, как другие. Это была сцена, на которой новаторы того времени демонстрировали и испытывали свои технологические чудеса, призванные поразить посетителей и подчеркнуть превосходство Византии. Например, в его приёмном зале во дворце Магнавра в Константинополе были представлены одни из самых необычных автоматов средневекового мира.
Вот с чем столкнулся бы посетитель византийских дворцов:
Изображение Золотых львов, созданное искусственным интеллектом. Они стояли по бокам византийского императорского трона, который был спроектирован так, чтобы издавать рёв и двигаться с помощью гидравлических систем. Источник: архив Greek Reporter.
Золотые львы: эти механические животные стояли рядом с императорским троном, рыча и размахивая хвостами благодаря изысканным гидравлическим системам. Должно быть, они были внушительных размеров, чтобы внушать благоговение и устрашать всех, кто стоял перед императором. Только представьте себе шок иностранных сановников и дипломатов, когда они видели, как эти реалистичные создания «охраняют» византийского императора, пока они пытались передать свои послания лидеру Восточной Римской империи.
Сгенерированное искусственным интеллектом изображение легендарного Золотого дерева из византийского императорского дворца — богато украшенное позолоченное дерево, украшенное механическими поющими птицами, которые двигались и щебетали с помощью сложной технологии автоматов
Изображение Золотого дерева с поющими птицами — замечательного автомата, который украшал императорский дворец в Константинополе во время правления Феофила. Источник: архив Greek Reporter.
Золотое дерево с поющими птицами: ещё одним удивительным механизмом, украшавшим императорский дворец в Константинополе, было позолоченное дерево, стоявшее в главном зале византийской столицы. На его искусственных ветвях сидели механические птицы, которые чирикали и хлопали крыльями, создавая иллюзию настоящих животных. Это было не просто украшение. Это был жест, который хотел сделать Феофан, демонстрируя уровень византийской инженерии и изощрённости, а также свою любовь к технологическому прогрессу и инновациям.
Сгенерированное искусственным интеллектом изображение «Восходящего трона» императора Феофила — необычного византийского автомата, который мог подниматься к потолку во время официальных церемоний
Изображение « поднимающегося трона» — удивительного автомата, который использовался в византийском императорском дворце для вознесения императора во время церемоний. Источник: архив Greek Reporter.
Поднимающийся трон: пожалуй, самым впечатляющим был трон Теофила.
Это инженерное чудо могло подниматься к потолку во время официальных церемоний, добавляя элемент театральной магии в и без того строгий тронный зал. Один из посетителей, Людопранд из Кремоны, описал своё изумление, когда увидел, как император внезапно поднялся высоко над залом, — этот трюк должен был внушать благоговение и страх посетителям со всего мира.
Основываясь на этих рассказах, можно было бы утверждать, что эти устройства были просто средневековым проявлением тщеславия. Однако они были не просто для красоты; они демонстрировали божественную власть и технологическую мощь, которые византийские императоры хотели продемонстрировать, обеспечивая дополнительные уровни легитимности императорской семье и правящему классу. В эпоху, когда правителей часто считали представителями Бога на Земле, что могло лучше подчеркнуть это, чем демонстрация того, что они могут противостоять гравитации?
Гений, стоящий за машинами
Феофил создал эти чудеса не в одиночку. Большая заслуга в этом принадлежит Льву Математику, эрудиту с бесчисленными талантами. Он был экспертом в самых разных областях, от оптики до гидравлики. Лев якобы сконструировал многие из этих механизмов, в том числе золотое дерево и рычащих львов. Его работа продолжила традицию, восходящую к Герону Александрийскому, чьи трактаты о водяных механизмах вдохновили многих византийских инженеров.
Вклад Льва в развитие империи был гораздо более значительным, чем имперские уловки. Он даже разработал систему оптического телеграфа, которая протянулась через Анатолию, позволяя быстро передавать сообщения на огромные расстояния — инновация, которая напоминает нам о современных системах сигнализации.
Можно справедливо спросить, почему Феофил так много вложил в эти механические чудеса. Ответ кроется в нестабильном положении Византийской империи во время его правления. Окружённый могущественными соперниками, такими как Аббасидский халифат, Феофил должен был укрепить свой личный имидж и имидж своей империи как центра богатства, культуры и инноваций.
Автор: Ник Кампурис